Автономность персонала — важное условие высокой вовлечённости и лояльности. Об этом свойстве автономности заговорили психологи и организационные консультанты ещё в 60-70-х годах. Например, самостоятельность сотрудников как один из главных элементов продуктивности и преданности описывается в известной работе Ричарда Гакмана и Грега Олдема «Разработка метода диагностики рабочих мест». Впоследствии выводы учёных подтвердили на Тайване (1). В сети медицинских центров сотрудникам расширили степень автономности. Персонал получил больше возможностей для планирования своей рабочей деятельности, распределения ресурсов, оптимизации рабочего процесса и прочего. Результатом стал небывалый рост вовлечённости и лояльности.
В статье мы разберёмся, как повысить автономность персонала и избежать в процессе распространённых ошибок.
Информировать о зоне ответственности
Начинать развитие самостоятельности необходимо с обозначения обязанностей персонала. Зачастую, сотрудники лишь предполагают, где пролегает их зона ответственности. Отсюда часто произрастают конфликты — сотрудники подразделения или разных подразделений переадресовывают выполнение задачи друг другу. Не способствует решению проблемы изучение персоналом документов с перечислением должностных обязанностей: часто там встречаются общие фразы или описывается более широкий круг задач «на всякий случай».
Задача руководителя — объяснить каждому члену команды, в чём состоит его работа
. Это может быть список задач или описание направления работы с ожидаемыми результатами. Только точно зная, за какой пласт работы несётся ответственность и каких результатов ожидает руководство, сотрудник может принимать меры по оптимизации своей работы. Иными словами принимать самостоятельные решения.
Ставить задачи «по уму»
Подход, при котором менеджер контролирует процесс выполнения задачи, а не результат, может защитить от ошибок сотрудников, однако не позволит развить самостоятельность. Также существует риск руководителю удариться в микроменеджмент, в буквальном смысле задушив любое проявление сотрудниками самостоятельности.
Для увеличения степени автономности персонала, фокус контроля должен быть перенесён с процесса на результат
. Чтобы реализовать данный подход, можно воспользоваться методикой постановки целей по
SMART
. Суть метода заключается в следующем: задача должна иметь измеримый результат и дедлайн, а способ выполнения — на усмотрение исполнителя.
Методика постановки задач
SMART
была придумана управляющим процессами стратегического планирования Джорджем Дораном в 1981 году.
В названии Доран зашифровал принципы метода:
-
Specific
: задача должна быть понятной исполнителю, то есть описана максимально просто, без двусмысленности и жаргонизмов.
-
Measurable
: каждая задача должна иметь измеримый результат — в штуках, рублях, процентах или других единицах измерения. Только при наличие конкретного измеримого показателя руководитель сможет понять, насколько качественно выполнено задание.
-
Achievable
: поставленная цель должна быть по силам исполнителю. Здесь можно говорить как о достаточности профессионального уровня сотрудника, так и о наличии необходимых ресурсов.
-
Relevant
: задача должна «встраиваться» в общекорпоративную цель или цель подразделения. Исполнитель должен понимать, что его работа ведёт подразделение или целую компанию к выполнению общей цели.
-
Time based
: задание в обязательном порядке должно иметь дедлайн. Это будет мотивировать исполнителя работать эффективнее, а также позволит руководителю контролировать выполнение подчинённым задачи. Допустимо ставить контрольные точки — дедлайны для промежуточных итогов. Такой ход оправдан, если сотрудник — новичок или уровень его профессионализма вызывает у менеджера сомнения. Также контрольные точки позволят держать руку на пульсе в случае, если задача объёмная и включает в себя несколько этапов.
Подробнее о методике можно прочитать в нашей статье
«Правила формулировки “умных задач” по SMART»
.

Поставив цель развить в персонале самостоятельность, руководителю следует особенно внимательно отнестись к принципу Achievable. Чтобы сотрудник начал самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, необходимо ставить задачу чуть выше его профессионального уровня. Другой вариант — дать на выполнение задания меньше времени, чем обычно. Важно, чтобы задача была всё-таки по силам сотруднику, в противном случае он разуверится в собственных возможностях. Также «вызов» должен дозироваться и быть чем-то обоснован. Трудные задачи «на потоке» заставят сотрудников выгореть и усомниться в профессионализме руководителя.
Не «казнить» за ошибки
Невозможно научиться принимать решения и брать на себя ответственность в среде, где за ошибки строго наказывают.
Поэтому задача руководителя — обеспечить «песочницу», где сотрудники смогут экспериментировать, проявлять инициативу и не бояться оплошать
. Такой песочницей могут выступать направления деятельности, не критичные для бизнеса. Например, разработка побочного продукта, дополнительные каналы коммуникаций с потребителем и другие.
Стратегия «права на ошибку» должна, тем не менее, иметь свои ограничения. Например, оплошность, допущенную единожды, можно простить, повторно — нет. Также у руководителя должны быть чёткие процедуры «отработки» ошибки. Они должны включать:
-
Анализ ситуации
. Менеджер должен понять, что привело к проблеме и как её в будущем избежать.
-
Интервью с подчинённым, допустившим оплошность
. Важно получить мнение «второй стороны». Возможно, есть мешающие работе факторы, незаметные с позиции руководителя.
-
Разработку плана по устранению возникшей проблемы
. Ошибка в зависимости от масштаба может привести к сбою в работе подразделения или потере клиентов. Руководителю необходимо продумать пошагово действия, которые минимизируют последствия оплошности. Для этого можно провести
мозговой штурм
с сотрудниками.
-
Создание рекомендаций для избегания подобных ошибок в будущем
. Если есть вероятность, что такой промах могут допустить и другие сотрудники, например новички, имеет смысл включить информацию об ошибке в обучающие материалы или программу адаптации.
Понимание, что допущенная ошибка не приведёт к жёстким санкциям, позволит сотрудникам охотнее проявлять инициативу, брать на себя ответственность.

В военно-воздушных силах США есть правило 40 минут: по прилёту пилоты должны рассказать обо всех нештатных ситуациях. Если об ошибке было доложено в течение установленного времени — вся ответственность за неё снимается. Если промах был утаен от руководства — ответственность за его последствия будет нести пилот, вплоть до трибунала. Таким образом, руководство мотивирует сотрудников не скрывать своих ошибок, а открыто признавать их. Проще устранить последствия промаха сразу, чем через время, когда они раздуются до угрожающих масштабов.
Публично хвалить
Сотрудники должны видеть, что проявление самостоятельности поощряется руководством
. Для этого необходимо построить в подразделении «систему похвалы». Она должна подчиняться ряду правил. Во-первых,
похвала должна быть публичной
. Для воспевания успехов персонала можно использовать командные встречи — закладывать десять минут в начале совещаний или планёрок для выделения отметившихся сотрудников. Также подойдут рассылки с «доской почёта». Руководитель может перечислять специалистов и их заслуги в сообщении для общего чата или в письме, адресованном всему подразделению.
Второе —
похвала сотрудников должна быть регулярной
. «Десятиминутки» с восхвалением должны стать обязательной частью еженедельных встреч. Рассылки также должны производиться по определённым датам.
В похвале должны отмечаться профессиональные заслуги персонала, а не их личные качества
. Наличие у сотрудника редкого
hard
skill
, которое позволило быстро выполнить задачу — отличный повод для похвалы. Врождённая харизма, благодаря которой «уболтали» клиента — нет. Выделение именно профессиональных навыков подстегнёт в подразделении здоровую конкуренцию: сотрудники будут тянуться в профессиональном плане к уровню «успешных» коллег. В свою очередь, выделение личных качеств будет говорить персоналу о появлении в коллективе «любимчиков».

Также по теме
О том, как следует и не следует выделять успехи людей, читайте в нашей статье
«Как не надо хвалить коллег»
.
0
Подробнее
Давать качественную обратную связь
Автономность невозможна без регулярной обратной связи от руководителя
. Еженедельно менеджер должен проводить с каждым сотрудником
персональную встречу
. Тема — обсуждение текущей работы, карьерных перспектив, профессионального развития. Также персональные встречи требуются для разбора ошибок: менеджер и допустивший промах сотрудник должны наедине обсудить причины сложившейся ситуации, просчитать возможные последствия и подумать, как не допустить возникновения подобных ошибок в будущем.
Руководитель должен давать рекомендации сотрудникам, наставлять, но не командовать и не обвинять.
Ещё одна задача обратной связи — донести до сотрудников, что их усилия не останутся незамеченными и приведут к увеличению уровня компенсации или повышению.
Предоставляя подчинённым свободу действий, мягко направляя и связывая успехи на этом поприще с карьерным продвижением, можно создать команду специалистов, готовых принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность.
Источник:
-
Blossom Yen-Ju Lin, Yung-Kai Lin, Cheng-Chieh Lin, Tien-Tse Lin, «Job autonomy, its predispositions and its relation to work outcomes in community health centers in Taiwan», 2013.
Об авторе
Happy Job
Алексей Клочков, ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Inc.