
Обратная связь или фидбек — это отзывы ваших сотрудников о работе в компании. Инструменты обратной связи помогают узнавать мнение сотрудников о менеджменте, политиках, технологиях и процессах в организации. С их помощью сотрудники также могут предлагать идеи по изменению нежелательных ситуаций или модернизации рабочей среды.
Вашим сотрудникам важно быть услышанными. Искренний интерес компании к мнению коллектива демонстрирует заботу о подчиненных, укрепляет лояльность сотрудников. Дайте людям возможность для самовыражения — они это оценят.
Зачем собирать обратную связь?
Возможность высказать свое мнение отзывается у сотрудников чувством причастности к развитию корпоративной культуры. Это укрепляет лояльность коллектива, мотивирует вносить вклад в жизнь компании.
Сбор обратной связи имеет смысл только в тех случаях, когда компания готова рассматривать идеи персонала и осуществлять перемены. Отсутствие реакции менеджмента на ситуацию в компании часто становится причиной недовольства или ухода сотрудников. Конечно, компания не должна реализовывать все идеи сотрудников. Но воплощая даже некоторые из них, руководство показывает, что заботится о своих подчиненных.
Наш опрос показывает, что 85% российских работников считают обратную связь важной, но только треть ее дает и получает.
К сожалению, в большинстве компаний нет налаженного механизма обмена фидбеком и культуры обратной связи. В современной рабочей среде существует тенденция давать фидбек либо в исключительно негативном ключе, акцентируя внимание на неудачах сотрудников, либо слишком расплывчато. Однако такой метод губителен для мотивации коллектива.
Правильная обратная связь, напротив, мотивирует персонал к развитию, помогает коллективу сплотиться и работать эффективнее.
Преимущества регулярного сбора обратной связи
Высокая конкуренция на рынке труда заставляет работодателей задуматься о вопросе создания комфортной рабочей среды. Сотни компаний пытаются переманить к себе лучших представителей профессии и предлагают специалистам гибкий график, высокие зарплаты и привлекательную корпоративную культуру. Текучка кадров обходится дорого: поиск, найм, адаптация и обучение нового сотрудника стоит бизнесу 1,5-2 годового оклада бывшего коллеги.
Удержание персонала становится одной из основных задач бизнеса.
В половине случаев добровольных увольнений работодатель может убедить человека остаться в команде. Но все же проще до такой ситуации не доводить и регулярно узнавать, счастливы ли подчиненные в компании, каким они видят свое будущее и как руководитель может обеспечить их рост.
Сбор обратной связи играет еще одну важную роль: создание HR-бренда компании. В эпоху интернета и социальных сетей легко найти правдивую информацию о работодателе. Когда вы прикладываете усилия для улучшения корпоративной культуры, сотрудники отзываются о вас в положительном ключе, что в свою очередь привлекает сильные таланты — ведь лучшие профессионалы хотят работать в лучшей среде.
Платформа Happy Job как инструмент сбора фидбека сотрудников
Сервис Happy Job — это эффективный канал обратной связи от сотрудников. С его помощью ваши сотрудники могут анонимно или открыто поделиться мнением о рабочей среде и внести предложения для улучшения корпоративной культуры.
Happy Job делает процесс обратной связи удобным и вовлекающим для сотрудников. После многих часов напряженной умственной работы сотрудники не могут полноценно участвовать в долгих опросах, призванных охватить каждый аспект работы. Мы нашли решение, чтобы повысить частоту ответов: опросы Happy Job короткие и разнообразные. Они состоят из нескольких форматов вопросов, чтобы прохождение было интересным, и в них есть удобные инструменты для развернутой обратной связи.

Опросы для оценки вовлеченности персонала проходят по средам или четвергам. Отчет с результатами опроса показывает насущные потребности коллектива. Дальше с помощью платформы персонал может следить за тем, какие их идеи принимаются в работу. С Happy Job вы сможете оценить все метрики вовлеченности персонала и вовремя принять меры для усиления того или иного показателя.
Форматы опросов
Анонимные опросы — один из самых простых и популярных способов сбора обратной связи среди сотрудников. Благодаря конфиденциальности опросов респонденты могут не опасаться негативной реакции руководителя и быть честными в своих высказываниях. Создать анкету для опроса можно в специальных приложениях, а распространить — по email или в рабочих мессенджерах.
Помните, что вопросы должны быть точными. Например, задавая вопрос об отношении к руководителю, уточните, что вас интересует стиль управления начальника, а не его чувство юмора.
Пульсовые опросы и обратная связь
Пульс-опросы — быстрые онлайн-опросы для сбора фидбека. Их эффективность обусловлена удобством для сотрудников: пульс-опросы короткие и не отнимают много времени на заполнение.
Пульсовые опросы состоят из вопросов с вариантами ответа и открытых. Каждый квартал сотрудники отвечают на 57-60 вопросов, которые касаются опыта работы в компании, уровня лояльности и вовлеченности персонала.
Необходимо следить за балансом вопросов. Перебор с вопросами закрытого типа не даст сотрудникам выразить свое мнение или предложить идеи для решения каких-либо ситуаций, а обилие открытых вопросов может показать разрозненный результат.
Для руководства пульс-опросы — эффективный инструмент для отслеживания настроений в компании в режиме реального времени. Регулярный сбор мнений сотрудников позволяет своевременно выявить проблемы в коллективе и применить необходимые изменения для их решения. Благодаря пульсовым опросам следить за удовлетворенностью сотрудников стало легче. <.p>
Масштабные ежегодные исследования
Ежегодные исследования проводятся 1-2 раза в год. Такой формат особенно актуален для больших компаний с численность штата более 5 тысяч человек, когда оценка потребностей персонала даже через руководителей становится затруднительной.
В ежегодном исследовании 57 вопросов смешанного типа. Этот формат охватывает практически каждый аспект жизни компании. Он нужен для понимания целостной картины удовлетворенности персонала и разработки стратегических решений для ее улучшения.
Форма обратной связи
Опрос доступен на любом устройстве. Информация, полученная через форму, отправляется на ручную или машинную обработку. Этот процесс называется контент-анализ.
Контент анализ— это количественный анализ текстов с целью выявления и расшифровки закономерностей. Анализ текста поможет определить, о чем говорят люди, как они относятся к предмету высказываний.
После проведения опроса вы получите комментарии сотрудников. Их можно отсортировать и выделить самые «шумные» — то есть те, которые респонденты упоминают чаще всего.
Включайте «шумные» темы в процесс обмена результатами, чтобы люди чувствовали, что их мнение услышали.
Как делиться результатами опроса с руководителями
Начните с распространения количественных результатов среди руководителей через e-mail.
Данные по каждому подразделению наша платформа создает автоматически сразу после завершения сбора ответов респондентов.
Дайте время на анализ количественных показателей
Прежде чем делиться комментариями, которые видит HR-администратор. Каждый руководитель может прочитать в своем личном кабинете только те сообщения, которые помечены флагом «открыть» самим сотрудником. Все сообщения с флагом «закрыть» доступны только для администратора для сохранения анонимности.
Проверьте комментарии
На этом этапе нужно убедиться, что комментарии уместны. Если комментарии к опросу резко негативны и относятся к конкретным людям или команде, примите меры для разрешения конфликта. Фильтруйте результаты — они должны стимулировать положительные изменения, а не служить способом проявления агрессии к отдельным членам команды.
Поделитесь комментарием к каждой метрике для руководителя подразделения.
Составьте план по внедрению идей сотрудников.
Так вы покажете, что компания серьезно относится к обратной связи и готова принимать шаги для воплощения предложений персонала.
Руководители обязаны делиться только основными отчетами со своей командой. Обсуждение результатов опроса с командой позволяет создать открытую доверительную атмосферу и сплоченно работать для достижения общих целей
Вы сами решаете, как часто вводить изменения на основе результатов опросов. Некоторые команды встречаются раз в квартал, другие — раз в месяц. Найдите комфортное решение для воплощения идей согласно возможностям компании.
Как работать с идеями сотрудников?
Руководители обязаны делиться только основными отчетами со своей командой. Обсуждение результатов опроса с командой позволяет создать открытую доверительную атмосферу и сплоченно работать для достижения общих целей
Вы сами решаете, как часто вводить изменения на основе результатов опросов. Некоторые команды встречаются раз в квартал, другие — раз в месяц. Найдите комфортное решение для воплощения идей согласно возможностям компании.

Собирайте обратную связь, чтобы позаботиться о счастье сотрудников
Счастье на рабочем месте — это не абстрактная мечта сотрудников. Это вполне реальный показатель, который влияет на мотивацию и продуктивность персонала, а, значит, и на прибыль организации. Многие работники готовы сменить работу с потерей в зарплате, если взамен работа будет их радовать.
Относитесь к сотрудникам, как к клиентам.
Затраты на найм и поиск персонала можно сэкономить — если создать рабочее пространство с привлекательной корпоративной культурой. Ключ к успеху в этой трудной задаче лежит в простом правиле: относитесь к сотрудникам, как к клиентам. Изучайте, чего они действительно хотят, с помощью инструментов сбора обратной связи, и для вас откроется ряд преимуществ:
1.Разрешение конфликтов до обострения.
Сбор фидбека дает и персоналу, и руководителям возможность выразить свои переживания. Важно, чтобы обратная связь была диалогом, а не монологом — это способствует доверию между сторонами.
На первых порах сотрудникам может быть непривычно участвовать в процессах обмена обратной связи, однако со временем это пройдет. В результате коллектив научится справляться с напряженными ситуациями открыто и уважая чувства друг друга.
2. Профессиональное развитие.
Обратная связь помогает расти: чем комфортней сотруднику будет спрашивать или давать обратную связь, тем больше новых перспектив откроется для него. Например, возможность перейти на новую должность или в другой проект, если он открыто об этом попросит. Руководитель в свою очередь сможет мотивировать подчиненных развиваться и осваивать новые навыки для работы.
3. Повышение вовлеченности сотрудников.
Когда в организации развитая корпоративная культура и хорошо проработанный механизм обратной связи — уровень вовлеченности сотрудников возрастет. Персонал чувствует себя более причастным к общим процессам и понимает, что может влиять на общую ситуацию в организации.
Как вовлечь сотрудников в процесс сбора обратной связи
Низкий показатель участия в опросах — частая проблема, которую можно решить с помощью Happy Job. Наше комплексное решение удобно, интуитивно понятно и полагается на методы геймификации, которые делают прохождение опроса действительно увлекательным.
При средней продолжительности опроса всего в 5-7 минут показатель участия достигает 75% сотрудников, а результаты помогают руководству принять быстрые меры по решению спорных ситуаций.
Узнайте больше про доступные решения здесь.