Что такое удовлетворенность?

Удовлетворённость — состояние, в котором сотрудники довольны своей работой, условиями труда и рабочей атмосферой в компании.


Отчет об удовлетворенности персонала

Довольные сотрудники более продуктивны и относятся к работе с большим энтузиазмом. Компаниям выгодно заботиться об удовлетворенности сотрудников, ведь это прямая дорога к коммерческому успеха.

Впервые работодатели задумались об улучшении показателя удовлетворенности в 30-е годы XX века. Тогда в организациях стали проводиться первые тестирования и опросы для изучения этого параметра.

Со временем опросы эволюционировали и стали более подробными. Современные исследования удовлетворенности проводятся с помощью digital-инструментов и дают исчерпывающее представление о ситуации в компании.


При оценке удовлетворенности учитываются 5 метрик: оплата, содержание и условия труда, комфорт и безопасность.

Опасность низкой удовлетворенности

Исследования показывают, что общая удовлетворенность работников в России составляет 65,6% в 2018-2019 годах . При этом меньше всего удовлетворения от работы получают молодые специалисты до 25 лет.

Неутешительная статистика обусловлена в том числе отсутствием интереса работодателя к сотрудникам. Такая позиция губительна для компании, ведь низкий показатель удовлетворенности приводит к ряду проблем:


  • 1. Низкая продуктивность.

    Сотрудник, который не любит свою работу, не старается. Даже базовые задачи выполняются долго, возникают ошибки, работу приходится переделывать.

  • 2. Токсичная корпоративная культура.

    Естественная реакция человека на негативные эмоции — агрессия и апатия. Низкая удовлетворенность порождает конфликты в коллективе, препятствует продуктивности сотрудников, команд и даже всей компании.

  • 3. Текучесть кадров.

    Если человек не любит свою работу, он будет искать место получше. Работники даже готовы терять в зарплате при переходе на новое место, если там им будет комфортнее работать.

  • 4. Низкий клиентский сервис.

    Негативно настроенный персонал переносит свое раздражение на клиентов. Это портит репутацию бренда и уменьшает прибыль.

  • 5. Непривлекательность работодателя в глазах соискателей.

    Недовольный персонал — удар по HR-бренду компании. Представьте, что коллеги на новой работе только и делают, что ругают начальство и сетуют, как все плохо. Вряд ли вы решите оставаться с таким работодателем.

10 метрик вовлеченности и все вопросы

Полную информацию о 10 метриках и вопросах по вовлеченности и лояльности, предлагаемых платформой, вы можете узнать в буклете.

Важно заметить, что высокая удовлетворенность персонала не гарантирует производительность организации. Исследования Happy Job, в которых приняли участие 574 000 респондентов, выявили низкую корреляцию между удовлетворенностью работой и производительностью.

Если персонал доволен рабочей обстановкой, но не вовлечен в процессы, результата не будет. Почему так — рассказываем ниже:

В чём разница между вовлеченностью и удовлетворенностью?

Вовлеченность — физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние, в котором сотрудники стремятся выполнять работу как можно лучше. Вовлеченные сотрудники работают с полной отдачей, у них высокая производительность труда. Они быстрее закрывают задачи и достигают целей.

Удовлетворенность — это одна из составляющих вовлеченности. Недовольных сотрудников почти невозможно полноценно вовлечь в рабочий процесс.
Подробнее о вовлеченности персонала ->

Что еще влияет на результативность персонала?

Есть еще два важных показателя, на которые нужно обращать внимание для усиления эффективности персонала: лояльность и Happy Index.

Лояльность — психологическая привязанность (приверженность) к компании.

Лояльные сотрудники остаются с компанией даже в сложные времена. Они готовы мириться с временными неудобствами ради блага организации. Для них важно сохранить рабочее место именно в этой компании.

Высокая лояльность не гарантирует вовлеченность. Сотрудник может быть предан работодателю, но не мотивирован вкладываться в выполнение своих обязанностей.
Подробнее о лояльности персонала ->

Happy Index — самый точный из современных HR-индикаторов. Он позволяет выделить группы сотрудников, которые одновременно вовлечены и лояльны.



Чтобы клиенты полюбили компанию, её должны
полюбить сотрудники.

Как выглядит методика оценки удовлетворенности от Happy Job?

Опросы Happy Job позволяют измерить степень удовлетворенности ваших сотрудников. Результат покажет, насколько сотрудник ценит каждый из аспектов работы, и как меняется его отношение к работодателю, когда рабочие ожидания сбываются или не оправдываются.

В исследовании оцениваются 5 метрик:

Мет­ри­ка
«Усло­вия труда»

Вопрос: «Я удовлетворён физическими условиями работы (жара, холод, шум и т. п.)»

Внешнее окружение может снижать концентрацию и продуктивность сотрудника, а также увеличивать вероятность ошибок. Иногда работать над подобными метриками легко и недорого. Например, для контроля температуры в офисе достаточно установить график проветривания. А для снижения шума — продумать логистику. Скажем, пересадить сотрудников, в чьи обязанности не входит общение по телефону с клиентами и подрядчиками, в отдельное помещение.

Мет­ри­ка
«Ком­форт труда»

Вопрос: «Я удовлетворен рабочим местом, офисом и средствами труда»

Комфортное рабочее место и эффективные средства труда влияют на повышение морального духа, увеличение продуктивности и качество продуктов/услуг. Иногда достаточно узнать у самих сотрудников, чего именно им не хватает. Конечно, кто-то запросит более дорогую технику или современную кофемашину на кухне. Но для некоторых будет достаточно, если им разрешат принести на работу личные вещи, которые напоминают о доме: фотографии в рамках, статуэтки или памятные мелочи.

Мет­ри­ка
«Содер­жание труда»

Вопрос: «Задачи, над которыми я работаю, и процессы, в которые я вовлечен, меня полностью устраивают»

Увлеченность работой рождает интерес к самореализации личности в труде. Аналитика этой метрики позволит увеличить уровень вовлеченности и значительно повлиять на прибыль. Анализ Happy Job показал связь между сложностью работы и удовлетворенностью. Сотрудники, выполнявшие более сложные задачи, чувствовали себя счастливее, и наоборот. Выясните, чем бы хотели заниматься сотрудники, и предложите им новые перспективы — это обязательно отразится на уровне их удовлетворённости.

Мет­ри­ка
«Оплата труда»

Вопрос: «Как вы оцениваете уровень оплаты труда для своей должности?»

При низкой удовлетворенности уровнем оплаты снижается качество выполнения рабочих обязанностей. Работа с этой метрикой не всегда требует больших вложений. Некоторым компаниям подойдёт проработка самого механизма материальной мотивации. Например, сокращение окладов при росте премиальных для наиболее талантливых сотрудников.

Мет­ри­ка
«Безо­пас­ность»

Вопрос: «В компании хорошо организована система безопасности и охраны труда»

Повышение уровня безопасности улучшает производительность труда, качество и себестоимость продукции/услуг. Забота о безопасности также позволит избежать проблем с проверяющими службами и штрафов.

Базовые шаблоны вопросов можно расширять и адаптировать под потребности вашей компании. А при необходимости вы можете самостоятельно составить опрос по своим параметрам, используя гибкие настройки нашей платформы.

Исследования могут проходить дистанционно и в 100%-но анонимном режиме. Анонимность позволяет сотрудникам искренне делились своими чувствами и мыслями. Такой формат обратной связи позволяет оценить реальную картину на предприятии и внести необходимые изменения в рабочие процессы.

Для развития компании целесообразно проводить опросы удовлетворенности и вовлеченности регулярно. Два раза в год или еженедельно — зависит от потребностей организации и условий, в которых живет компания: текучести кадров и бизнес-задач.

При сегодняшнем уровне технологий, когда темп жизни становится быстрее, идея ждать отзывы сотрудников 12 месяцев устарела. Проблемы в компании возникают еженедельно, если не ежедневно. И менеджеры должны быть в курсе ситуации, чтобы иметь возможность решать проблемы по мере их возникновения. Оценка, которая проводится раз в год, не позволит получить информацию своевременно.

Если речь идет о сезонном бизнесе, будет особенно эффективно сравнивать результаты оценки 2 раза в год в пики сезонности. Ведь с одной стороны, большой объём работы в «горячие сезоны» приводит к повышенному стрессу персонала. А значит, отрицательное влияет на степень удовлетворенности. C другой стороны, в пиковые периоды, когда клиентов и заявок особенно много, в интересах работодателя стремиться к максимальному уровню вовлеченности сотрудников. А особенно эффективным оказывается сравнение результатов, которые демонстрирует компания в пиковые периоды разных лет.

Как извлечь из результатов исследования реальную пользу?

Чтобы эффективность труда действительно возросла, работодатель после опроса должен внести изменения в рабочую среду. Сами по себе исследования, даже очень качественные, не могут дать реального результата для вашей организации. Для роста эффективности и производительности труда необходимо менять рабочие процессы, конечно, с учетом мнений сотрудников.

Делитесь данными оценки с коллективом, чтобы персонал чувствовал себя полноценным участником процесса. Важно, чтобы происходящее касалось не только руководителей. Подключить нужно всех сотрудников, которые принимали участие в опросе. Необязательно лично беседовать с каждым или проводить общее собрание. Воспользуйтесь современными digital-инструментами: создайте презентацию в один клик на платформе — и можете сразу обсудить результаты с коллегами.

Прозрачная коммуникация, отражающая будущие изменения, — обязательный элемент работы с результатами опросов. В противном случае сотрудники будут меньше доверять мотивам работодателя при сборе данных. Со временем персонал перестанет быть искренним, участвуя в опросах, а значит, проведение исследований станет неэффективным.

Непосредственное участие сотрудников в улучшении рабочей среды также повысит удовлетворенность персонала. Это создаст среду совместной ответственности за культуру и продуктивность компании.

Если вы хотите развивать удовлетворенность сотрудников вашей компании и напрямую влиять на производительность труда, закажите бесплатный пилотный проект исследования.