Что такое удовлетворенность?

Удовлетворённость — состояние, в котором сотрудники довольны своей работой, условиями труда и рабочей атмосферой в компании.


Отчет об удовлетворенности персонала

Довольные сотрудники более продуктивны и относятся к работе с большим энтузиазмом. Компаниям выгодно заботиться об удовлетворенности сотрудников, ведь это прямая дорога к коммерческому успеха.

Впервые работодатели задумались об улучшении показателя удовлетворенности в 30-е годы XX века. Тогда в организациях стали проводиться первые тестирования и опросы для изучения этого параметра.


Со временем опросы эволюционировали и стали более подробными. Современные исследования удовлетворенности проводятся с помощью digital-инструментов и дают исчерпывающее представление о ситуации в компании.


При оценке удовлетворенности учитываются 5 метрик: оплата, содержание и условия труда, комфорт и безопасность.

Опасность низкой удовлетворенности

Исследования показывают, что общая удовлетворенность работников в России составляет 65,6% в 2018-2019 годах . При этом меньше всего удовлетворения от работы получают молодые специалисты до 25 лет.

Неутешительная статистика обусловлена в том числе отсутствием интереса работодателя к сотрудникам. Такая позиция губительна для компании, ведь низкий показатель удовлетворенности приводит к ряду проблем:


  • 1. Низкая продуктивность.

    Сотрудник, который не любит свою работу, не старается. Даже базовые задачи выполняются долго, возникают ошибки, работу приходится переделывать.
  • 2. Токсичная корпоративная культура.

    Естественная реакция человека на негативные эмоции — агрессия и апатия. Низкая удовлетворенность порождает конфликты в коллективе, препятствует продуктивности сотрудников, команд и даже всей компании.
  • 3. Текучесть кадров.

    Если человек не любит свою работу, он будет искать место получше. Работники даже готовы терять в зарплате при переходе на новое место, если там им будет комфортнее работать.
  • 4. Низкий клиентский сервис.

    Негативно настроенный персонал переносит свое раздражение на клиентов. Это портит репутацию бренда и уменьшает прибыль.
  • 5. Непривлекательность работодателя в глазах соискателей.

    Недовольный персонал — удар по HR-бренду компании. Представьте, что коллеги на новой работе только и делают, что ругают начальство и сетуют, как все плохо. Вряд ли вы решите оставаться с таким работодателем.
10 метрик вовлеченности и все вопросы

Полную информацию о 10 метриках и вопросах по вовлеченности и лояльности, предлагаемых платформой, вы можете узнать в буклете.

Важно заметить, что высокая удовлетворенность персонала не гарантирует производительность организации. Исследования Happy Job, в которых приняли участие 574 000 респондентов, выявили низкую корреляцию между удовлетворенностью работой и производительностью.

Если персонал доволен рабочей обстановкой, но не вовлечен в процессы, результата не будет. Почему так — рассказываем ниже:

В чём разница между вовлеченностью и удовлетворенностью?

Вовлеченность — физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние, в котором сотрудники стремятся выполнять работу как можно лучше. Вовлеченные сотрудники работают с полной отдачей, у них высокая производительность труда. Они быстрее закрывают задачи и достигают целей.

Удовлетворенность — это одна из составляющих вовлеченности. Недовольных сотрудников почти невозможно полноценно вовлечь в рабочий процесс.
Подробнее о вовлеченности персонала ->

Что еще влияет на результативность персонала?

Есть еще два важных показателя, на которые нужно обращать внимание для усиления эффективности персонала: лояльность и Happy Index.

Лояльность — психологическая привязанность (приверженность) к компании.

Лояльные сотрудники остаются с компанией даже в сложные времена. Они готовы мириться с временными неудобствами ради блага организации. Для них важно сохранить рабочее место именно в этой компании.

Высокая лояльность не гарантирует вовлеченность. Сотрудник может быть предан работодателю, но не мотивирован вкладываться в выполнение своих обязанностей.
Подробнее о лояльности персонала ->

Happy Index — самый точный из современных HR-индикаторов. Он позволяет выделить группы сотрудников, которые одновременно вовлечены и лояльны.

Как выглядит методика оценки удовлетворенности от Happy Job?

Опросы Happy Job позволяют измерить степень удовлетворенности ваших сотрудников. Результат покажет, насколько сотрудник ценит каждый из аспектов работы, и как меняется его отношение к работодателю, когда рабочие ожидания сбываются или не оправдываются.

В исследовании оцениваются 5 метрик:

Метрика
«Условия труда»

Вопрос: «Я удовлетворён физическими условиями работы (жара, холод, шум и т. п.)»

Внешнее окружение может снижать концентрацию и продуктивность сотрудника, а также увеличивать вероятность ошибок. Иногда работать над подобными метриками легко и недорого. Например, для контроля температуры в офисе достаточно установить график проветривания. А для снижения шума — продумать логистику. Скажем, пересадить сотрудников, в чьи обязанности не входит общение по телефону с клиентами и подрядчиками, в отдельное помещение.

Метрика
«Комфорт труда»

Вопрос: «Я удовлетворен рабочим местом, офисом и средствами труда»

Комфортное рабочее место и эффективные средства труда влияют на повышение морального духа, увеличение продуктивности и качество продуктов/услуг. Иногда достаточно узнать у самих сотрудников, чего именно им не хватает. Конечно, кто-то запросит более дорогую технику или современную кофемашину на кухне. Но для некоторых будет достаточно, если им разрешат принести на работу личные вещи, которые напоминают о доме: фотографии в рамках, статуэтки или памятные мелочи.

Метрика
«Содержание труда»

Вопрос: «Задачи, над которыми я работаю, и процессы, в которые я вовлечен, меня полностью устраивают»

Увлеченность работой рождает интерес к самореализации личности в труде. Аналитика этой метрики позволит увеличить уровень вовлеченности и значительно повлиять на прибыль. Анализ Happy Job показал связь между сложностью работы и удовлетворенностью. Сотрудники, выполнявшие более сложные задачи, чувствовали себя счастливее, и наоборот. Выясните, чем бы хотели заниматься сотрудники, и предложите им новые перспективы — это обязательно отразится на уровне их удовлетворённости.

Метрика
«Оплата труда»

Вопрос: «Как вы оцениваете уровень оплаты труда для своей должности?»

При низкой удовлетворенности уровнем оплаты снижается качество выполнения рабочих обязанностей. Работа с этой метрикой не всегда требует больших вложений. Некоторым компаниям подойдёт проработка самого механизма материальной мотивации. Например, сокращение окладов при росте премиальных для наиболее талантливых сотрудников.

Метрика
«Безопасность»

Вопрос: «В компании хорошо организована система безопасности и охраны труда»

Повышение уровня безопасности улучшает производительность труда, качество и себестоимость продукции/услуг. Забота о безопасности также позволит избежать проблем с проверяющими службами и штрафов.

Базовые шаблоны вопросов можно расширять и адаптировать под потребности вашей компании. А при необходимости вы можете самостоятельно составить опрос по своим параметрам, используя гибкие настройки нашей платформы.

Исследования могут проходить дистанционно и в 100%-но анонимном режиме. Анонимность позволяет сотрудникам искренне делились своими чувствами и мыслями. Такой формат обратной связи позволяет оценить реальную картину на предприятии и внести необходимые изменения в рабочие процессы.

Для развития компании целесообразно проводить опросы удовлетворенности и вовлеченности регулярно. Два раза в год или еженедельно — зависит от потребностей организации и условий, в которых живет компания: текучести кадров и бизнес-задач.

При сегодняшнем уровне технологий, когда темп жизни становится быстрее, идея ждать отзывы сотрудников 12 месяцев устарела. Проблемы в компании возникают еженедельно, если не ежедневно. И менеджеры должны быть в курсе ситуации, чтобы иметь возможность решать проблемы по мере их возникновения. Оценка, которая проводится раз в год, не позволит получить информацию своевременно.

Если речь идет о сезонном бизнесе, будет особенно эффективно сравнивать результаты оценки 2 раза в год в пики сезонности. Ведь с одной стороны, большой объём работы в «горячие сезоны» приводит к повышенному стрессу персонала. А значит, отрицательное влияет на степень удовлетворенности. C другой стороны, в пиковые периоды, когда клиентов и заявок особенно много, в интересах работодателя стремиться к максимальному уровню вовлеченности сотрудников. А особенно эффективным оказывается сравнение результатов, которые демонстрирует компания в пиковые периоды разных лет.

Как извлечь из результатов исследования реальную пользу?

Чтобы эффективность труда действительно возросла, работодатель после опроса должен внести изменения в рабочую среду. Сами по себе исследования, даже очень качественные, не могут дать реального результата для вашей организации. Для роста эффективности и производительности труда необходимо менять рабочие процессы, конечно, с учетом мнений сотрудников.

Делитесь данными оценки с коллективом, чтобы персонал чувствовал себя полноценным участником процесса. Важно, чтобы происходящее касалось не только руководителей. Подключить нужно всех сотрудников, которые принимали участие в опросе. Необязательно лично беседовать с каждым или проводить общее собрание. Воспользуйтесь современными digital-инструментами: создайте презентацию в один клик на платформе — и можете сразу обсудить результаты с коллегами.

Прозрачная коммуникация, отражающая будущие изменения, — обязательный элемент работы с результатами опросов. В противном случае сотрудники будут меньше доверять мотивам работодателя при сборе данных. Со временем персонал перестанет быть искренним, участвуя в опросах, а значит, проведение исследований станет неэффективным.

Непосредственное участие сотрудников в улучшении рабочей среды также повысит удовлетворенность персонала. Это создаст среду совместной ответственности за культуру и продуктивность компании.

Если вы хотите развивать удовлетворенность сотрудников вашей компании и напрямую влиять на производительность труда, закажите бесплатный пилотный проект исследования.