
Исследование удовлетворенности сотрудников
Что такое удовлетворенность
Удовлетворенность
— индекс, который показывает, насколько сотрудник доволен своей работой и базовыми условиями труда.Удовлетворение от труда
— показатель того, насколько человек доволен своей работой. К типовым факторам, влияющим на комплексную удовлетворенность, относят условия труда, оплату, комфорт и безопасность труда, а также содержание работы.Удовлетворенность — одна из составляющих вовлеченности. Сотрудников невозможно вовлечь в работу, если они недовольны уровнем оплаты труда, условиями работы, содержанием работы и т.д. Эти факторы также называют гигиеническими — они влияют на вовлеченность только при отрицательных показателях. В свою очередь, при высокой удовлетворенности дальнейшее улучшение только этих факторов не приводит к заметному росту вовлечения в работу.
Удовлетворенность Бенчмарк
Воспользуйтесь нашей базой данных по 800+ компаниям 45 отраслей и сравните себя с коллегами и конкурентами.
Чем грозит низкий показатель
Низкая удовлетворенность персонала приводит к низкой вовлеченности. Таким образом, компания может столкнуться со следующими проблемами:
- Потеря клиентов и снижение выручки. Сотрудники будут проявлять равнодушие по отношению к потребностям клиентов, не станут вникать в особенности продукта, его отличия от продуктов конкурентов. В результате подразделения с низкой удовлетворенностью теряют на 26% больше клиентов, по сравнению с подразделениями с удовлетворенным персоналом — следует из заказного исследования Happy Job.
- Увеличение производственных потерь. Также по статистике сотрудники в этом случае на 41% чаще допускают ошибки в работе и на 48% чаще становятся жертвами несчастных случаев на производстве.
Помимо прямых финансовых рисков, есть негативные эффекты, с трудом поддающиеся оценке, но влияющие на деятельность и результаты компании:
- Тотальный контроль. Руководитель вынужден заниматься надзором за неудовлетворенными подчиненными, так как они склонны допускать ошибки в работе. Контроль отнимает время, которое руководитель мог бы потратить на развитие команды, принятие важных управленческих решений и т.д.
- Отсутствие доверия. Много времени сотрудники занимаются выяснением отношений вместо работы. В результате качество командной работы снижается.
- Бюрократия. В подразделении никто не занимается совершенствованием процессов. Как следствие — неотлаженные процессы и чрезмерно сложная система отчетности.
Какие факторы влияют
Наиболее сильно на удовлетворенность сотрудников влияют пять факторов. Рассмотрим их.
Оплата труда
Размер оплаты — один из главных мотиваторов к труду. Если человек посчитает, что ему платят недостаточно за работу, его производительность упадет или он будет искать новое место работы.
На платформе Happy Job этот фактор оценивается через метрику «Оплата».
Условия труда
На удовлетворенность персонала большое влияние оказывают физические параметры рабочего окружения. Например, температура и уровень шума в офисе. Жара, холод или зашумленность ведут к снижению концентрации внимания и, как следствие, к частому появлению ошибок в работе.
На платформе Happy Job этот фактор рассматривается в метрике «Условия труда».
Содержание труда
Когда сотрудникам интересно наполнение их работы, они получают удовольствие от ее выполнения. Интерес к работе напрямую влияет на уровень вовлеченности и удовлетворенности.
Исследование Happy Job показало, что интерес к выполняемым задачам может обеспечить использование разнообразных навыков и опыта.
Этот фактор удовлетворенности оценивается метрикой «Интерес».
Безопасность труда
Пренебрежение безопасностью персонала на рабочем месте приведет к снижению продуктивности. Людям важно чувствовать, что об их здоровье беспокоятся.
На платформе Happy Job этот фактор оценивается метрикой «Безопасность».
Комфорт труда
На удовлетворенность сотрудников оказывает влияние сам офис, рабочее место, используемые средства труда. Они способны повышать моральный дух и увеличивать продуктивность.
Насколько комфортно персоналу трудиться, можно выяснить через метрику Happy Job «Комфорт труда».
Опрос на Happy Job
На платформе Happy Job оценка удовлетворенности персонала производится по пяти метрикам — «Оплата», «Условия труда», «Интерес», «Безопасность», «Комфорт труда», которые являются субметриками метрик вовлеченности «Условия и оплата» и «Процессы».
Каждой метрике соответствует свой вопрос, ответы по которому формируют балл от 1 до 10. Среднее арифметическое по всем пяти метрикам является показателем удовлетворенности персонала.

Почему опросы удовлетворенности должны быть анонимными
Получить достоверные результаты исследования можно только одним способом — обеспечив людям 100%-ную анонимность участия в опросе.
99,9% сотрудников боятся, что их честные комментарии и ответы негативно скажутся на отношениях с руководителем и коллегами. Побороть страх перед опросом можно только организацией безопасного пространства для сбора обратной связи, через гарантию видимости результатов по подразделению от пяти человек и выше.

Узнать мнение
сотрудников
Группы удовлетворенности
Сотрудников в зависимости от их ответов можно поделить на три группы по силе удовлетворенности: высокую, среднюю и низкую.

Высокая
В эту группу попадают люди со средним балом по метрикам удовлетворенности 9 и более. Они, как правило, довольны условиями труда, уровнем оплаты. При наличии в компании продуктивной рабочей среды, покажут высокую вовлеченность в работу.
Средняя
В этой группе оказываются сотрудники со средним баллом 7 и выше, но меньше 9. В целом они довольны организованными для работы условиями, но могут активно рассматривать другое место работы.
Низкая
Эта группа состоит из персонала со средним баллом ниже 7. Сотрудники из этой группы недовольны условиями труда, уровнем оплаты, наполнением работы. Даже при наличии продуктивной рабочей среды они будут показывать низкую вовлеченность.

Измерить вовлеченность
Как часто следует проводить опросы удовлетворенности персонала
Периодичность опросов удовлетворенности персонала зависит от численности компании, а также задач, которые стоят перед исследованием.
Существует несколько форматов исследования:
- • Ежегодный опрос. Этот формат предполагает проведение исследования из 5 вопросов. 5 вопросов на удовлетворенность дадут верхний срез количественных показателей, поэтому для построения причинно-следственных связей рекомендуется использовать большое исследование вовлеченности.
- • Пульс-опрос. После проведения основного опроса выявляются проблемные метрики. Они становятся базой для формирования анкеты пульсовых замеров между большими исследованиями. Формат дает возможность отслеживать настроения персонала и своевременно принимать меры. Использование пульс-опросов позволяет получить отличные результаты уже к следующему большому исследованию. Этот формат рекомендуется как самый эффективный с точки зрения внедрения изменений. Он дает постоянный канал обратной связи и возможность непрерывного развития.
Как повысить удовлетворенность сотрудников
На платформе Happy Job предусмотрены рекомендации по улучшению результатов опроса удовлетворенности персонала трудом.
Рассмотрим в качестве примера метрику «Интерес».

Для улучшения показателей метрики на платформе даются типовые меры, которые можно добавить в план работ. Таким образом, руководитель будет видеть, какие действия он избрал для улучшения показателя, что уже сделал, а что еще нет.
Реализовав меры, предложенные платформой Happy Job, можно значительно повысить показатель удовлетворенности персонала за отчетный период.