Что такое удовлетворённость

Удовлетворённость — отглагольное существительное, сформированное от глагола «удовлетворить», то есть сделать кого-либо довольным, исполнить желание, просьбу. У каждого человека есть базовые потребности, от компенсаций которых зависит его удовлетворение трудом и компанией.


Удовлетворение от труда — показатель того, насколько человек доволен своей работой. К типовым факторам, влияющим на комплексную удовлетворённость, относят условия труда, оплату, комфорт и безопасность труда, а также содержание работы.



Как связаны удовлетворённость и вовлечённость

Удовлетворённость — одна из составляющих вовлечённости. Сотрудников невозможно вовлечь в работу, если они недовольны уровнем оплаты труда, условиями работы и т.д.

Факторы удовлетворённости также называют гигиеническими — они влияют на вовлечённость только при отрицательных показателях. В свою очередь, при высокой удовлетворённости дальнейшее улучшение только этих факторов не приводит к заметному росту вовлечения в работу.

Чем грозит компании низкая удовлетворённость персонала

Низкая удовлетворённость сотрудников приводит к низкой вовлечённости. Таким образом, компания при низкой удовлетворённости персонала сталкивается с проблемами, характерными для низкой вовлечённости:

  1. Потеря клиентов и снижение выручки. Сотрудники с низкой удовлетворённостью проявляют равнодушие по отношению к потребностям клиентов, не стремятся изучать особенности продукта, его отличия от продуктов конкурентов. В результате подразделения с низкой удовлетворённостью теряют на 26% больше клиентов, по сравнению с подразделениями с удовлетворённым персоналом — следует из заказного исследования Happy Job.
  2. Увеличение производственных потерь. Неудовлетворённые сотрудники на 41% чаще допускают ошибки в работе и на 48% чаще становятся жертвами несчастных случаев на производстве.

Помимо прямых финансовых рисков, есть негативные эффекты, с трудом поддающиеся оценке, но влияющие на деятельность и результаты компании:

  1. Тотальный контроль. Руководитель вынужден заниматься надзором за неудовлетворёнными сотрудниками, так как они склонны допускать ошибки в работе. Контроль отнимает время, которое руководитель мог бы потратить на развитие команды, принятие важных управленческих решений и т.д.
  2. Отсутствие доверия. Много времени сотрудники занимаются выяснением отношений вместо работы. В результате качество командной работы снижается.
  3. Бюрократия. Неудовлетворённые сотрудники не занимаются совершенствованием процессов. Следствием становятся неотлаженные процессы в подразделении и компании и чрезмерно сложная система отчётности.


Чтобы клиенты полюбили компанию, её должны
полюбить сотрудники.

Какие факторы влияют на удовлетворённость сотрудников

Наиболее сильно на удовлетворённость сотрудников влияют пять факторов. Рассмотрим их.

Оплата труда

Размер оплаты — один из главных мотиваторов к труду. Если сотрудники посчитают, что им платят недостаточно за работу, их производительность упадёт или они будут искать новое место работы.

На платформе Happy Job этот фактор оценивается через метрику «Оплата».

Условия труда

На удовлетворённость сотрудников большое влияние оказывают физические параметры рабочего окружения. Например, температура и уровень шума в офисе. Неудовлетворительные условия труда ведут к снижению концентрации внимания и, как следствие, к частому появлению ошибок в работе.

На платформе Happy Job этот фактор рассматривается в метрике «Условия труда».

Содержание труда

Когда сотрудникам интересно наполнение их работы, они получают удовольствие от её выполнения. Интерес к работе напрямую влияет на уровень вовлечённости и удовлетворённости персонала.

Исследование Happy Inc показало взаимосвязь между выполнением сложных задач и уровнем удовлетворённости. Если сотрудникам приходится использовать разнообразные навыки, опыт, чтобы выполнить задачи, они довольны своей работой.

Этот фактор удовлетворённости оценивается метрикой «Интерес».

Безопасность труда

Пренебрежение безопасностью сотрудников на рабочем месте выльется в понижение продуктивности. Сотрудникам важно чувствовать, что об их здоровье беспокоятся.

На платформе Happy Job этот фактор удовлетворённости оценивается метрикой «Безопасность».

Комфорт труда

На удовлетворённость сотрудников оказывает влияние сам офис, рабочее место, используемые средства труда.

Насколько комфортно персоналу трудиться, можно выяснить через метрику «Комфорт труда».

Узнать мнение сотрудников

Анализ удовлетворённости персонала

На платформе Happy Job удовлетворённость сотрудников оценивается по пяти метрикам удовлетворённости — «Оплата», «Условия труда», «Интерес», «Безопасность», «Комфорт труда», которые являются субметриками метрик вовлечённости «Условия и оплата» и «Процессы».

Каждой метрике удовлетворённости соответствует свой вопрос. Ответы сотрудников формируют по каждой метрике балл от 1 до 10. Среднее арифметическое по всем пяти метрикам является показателем удовлетворённости персонала.


На удовлетворённость сотрудников влияет пять факторов

Почему опросы удовлетворённости должны быть анонимными

Получить достоверные результаты исследования удовлетворённости можно одним способом — обеспечив сотрудникам 100%-ную анонимность участия в опросе.

99,9% сотрудников боятся, что их честные комментарии и ответы негативно скажутся на отношениях с руководителем и коллегами. Побороть страх перед опросом можно только организацией безопасного пространства для сбора обратной связи, через гарантию видимости результатов по подразделению от пяти человек и выше.

Измерить удовлетворенность

Группы удовлетворённости

Сотрудников в зависимости от их ответов можно поделить на три группы по силе удовлетворённости: высокую, среднюю и низкую.

По степени удовлетворённости условиями труда и оплатой сотрудники делятся на три группы

Высокая

В эту группу попадают сотрудники со средним балом по метрикам удовлетворённости 9 и более.

Удовлетворённые сотрудники довольны условиями труда, уровнем оплаты. При наличии в компании продуктивной рабочей среды они будут показывать высокую вовлечённость в работу.

Средняя

В этой группе оказываются сотрудники со средним баллом 7 и выше, но меньше 9.

Удовлетворённые в меньшей степени сотрудники в целом довольны организованными для работы условиями, но могут активно рассматривать другое место работы.

Низкая

Эта группа состоит из сотрудников со средним баллом ниже 7.

Неудовлетворённые сотрудники недовольны условиями труда, уровнем оплаты. Даже при наличии продуктивной рабочей среды они будут показывать низкую вовлечённость.

Как часто следует проводить опросы удовлетворённости

Периодичность опросов зависит от численности компании, а также задач, которые стоят перед исследованием.

Существует несколько форматов исследования:

  • Ежегодный опрос. Этот формат предполагает проведение исследования из 5 вопросов. 5 вопросов на удовлетворённость дадут верхний срез количественных показателей, поэтому для построения причинно-следственных связей рекомендуется использовать большое исследование вовлечённости.
  • Пульс-опрос. После проведения основного опроса выявляются проблемные метрики. Они становятся базой для формирования анкеты пульсовых замеров между большими исследованиями. Формат даёт возможность отслеживать настроения персонала и своевременно принимать меры. Использование пульс-опросов позволяет получить отличные результаты уже к следующему большому исследованию. Этот формат рекомендуется как самый эффективный с точки зрения внедрения изменений. Он даёт постоянный канал обратной связи и возможность непрерывного развития.

Как повысить удовлетворённость сотрудников

На платформе Happy Job для каждой метрики удовлетворённости предусмотрены рекомендации по улучшению.

Рассмотрим в качестве примера метрику «Интерес».


Меры для повышения удовлетворённости сотрудников

Для улучшения показателей метрики удовлетворенность на платформе даются типовые меры и возможность добавить свои задачи. Меры можно добавить в план работ. Таким образом, руководитель будет видеть, какие действия он избрал для улучшения показателя удовлетворённости подчинённых.

Реализовав меры, предложенные платформой Happy Job, можно значительно повысить показатель удовлетворённости персонала за отчетный период.