Экономика лояльности
Лояльность переводится с французского как «верность», «благосклонное отношение к чему-либо или к кому-либо». Лояльность бывает к руководителю, коллегам или компании в целом, и лояльный сотрудник гордится компанией, связывает с ней будущее, рекомендует другим место своей работы и, скорее всего, поддержит изменения в компании.
При большом проценте нелояльных компанию или подразделение, в котором эти люди работают, ждут шесть финансовых типовых рисков:
- потери из-за ухода ценных сотрудников;
- инвестиционные деньги, выброшенные на ветер;
- высокие затраты на подбор персонала;
- высокие затраты на восстановление работы ключевых подразделений;
- переплата ФОТ от 30% и выше;
- потеря выручки сейчас и в будущем.
Финансовые риски низкой лояльности
Потери из-за ухода ценных сотрудников
Уход ценного сотрудника приносит большие убытки компании, а именно:
- расходы, связанные с замещением уволенного сотрудника и оплатой переработок;
- расходы на подбор нового сотрудника (если через кадровое агентство — от трех окладов и выше);
- затраты на обучение и адаптацию нового сотрудника;
- отвлечение руководителя и коллег;
- потеря бесценного накопленного опыта и экспертизы;
- риск простоя и оказания некачественных услуг клиентам.
Берем шесть окладов прямого ущерба и еще шесть окладов скрытых потерь — итого двенадцать. Получается, что уход одного сотрудника с окладом в 70 000 рублей обойдется компании до 800 000 рублей прямого убытка.
Исключения составляют подразделения, где высокая текучесть предусмотрена бизнес-процессами и является нормой. Для всех остальных подразделений или компаний легко посчитать масштаб убытков, если уйдет 20% и более сотрудников за один год.
Инвестиционные деньги «на ветер»
Готовность сотрудников к изменениям обычно не видна. Есть множество примеров, когда важные организационные и дорогостоящие инвестиционные проекты в компаниях провалились, или результат был далек от плана по срокам и бюджету.
Доказано международными исследованиями и многолетним опытом экспертов Happy Job, что если сотрудники нелояльны и не рекомендуют компанию, — все предложения или инициативы будут молча или открыто саботироваться. Даже при видимости согласия, без жесткого контроля не будет выполнен ни один сложный проект.
Высокие затраты на подбор персонала
В эпоху соцсетей всё становится более прозрачным, и негативные отзывы сотрудников моментально распространяются. Они могут существенно испортить имидж компании и взорвать бюджеты на поиск и удержание лучших сотрудников на рынке.
Лояльный сотрудник, напротив, рекомендует свою компанию на рынке труда, что существенно снижает затраты на подбор. Рекомендации работают для всех уровней. Особенно это важно в отраслях и регионах с острой конкуренцией за таланты.
Восстановление работы ключевых подразделений
Бывает так, что по всем признакам коллектив состоит из лояльных сотрудников, но атмосфера в нем оставляет желать лучшего. Если речь о ключевом подразделении, то в истоках проблемы следует разобраться как можно раньше.
Среди онлайн-решений только Happy Job измеряет лояльность к руководителю и к компании, что позволяет выявить серьезные риски. Часто руководитель неправильно транслирует или дискредитирует корпоративную культуру в глазах подчиненных, подрывая лояльность к HR-бренду компании.
Разница лояльности к руководителю и к компании позволяет на ранних стадиях решить проблему с уходом сотрудников и с токсичной атмосферой.
Переплата ФОТ от 20-30%
При высокой лояльности и узнаваемости HR-бренда компания может платить меньше, чем конкуренты. Особенно это стало заметно с появлением цифровой экономики и компаний с культурой, ориентированной на людей, общество и социальные инициативы.
При низкой популярности HR-бренда вы сможете только перекупить на рынке персонал или удерживать высокими зарплатами, — и будете всегда переплачивать от 30% и больше.
Потеря выручки сейчас и в будущем
По данным исследовательской компании Dobby, клиентские менеджеры с низкой аффективной лояльностью закрывают на 37% меньше сделок из-за недостатка веры и любви к продукту.
Эксперты Happy Job сравнили показатели ста клиентов платформы с финансовыми данными, и мы можем с уверенностью сказать, что компании с лояльным персоналом находятся на лидирующих позициях в своих отраслях.
Польза высокой лояльности сотрудников
Работают ли лояльные сотрудники лучше? И да, и нет. Только при аффективной лояльности человек полностью раскрывает свои таланты, стремится достигать высокого качества работы и побед для компании. Но важно помнить, что без продуктивной среды вы не получите хороших результатов даже с высокой лояльностью. Нормативная же лояльность, когда человек остается в компании из-за чувства долга и страха перемен, — никак не отражается на продуктивности и вкладе сотрудника в финансовые результаты компании.
Как измерить лояльность
Никто откровенно и публично не расскажет о своей лояльности, особенно своему руководителю (не стоит в этом вопросе рассчитывать на встречи один на один). Только 100%-но анонимный опрос, проведенный на онлайн-платформе, которая защищает анонимность ради своей репутации, — позволит узнать об истинном положении вещей и выяснить планы сотрудников о смене работы. После такого опроса вы сможете запланировать действия для повышения уровня лояльности.
Внедрение Happy Job обойдется в разы дешевле двенадцати окладов одного сотрудника. При этом эффект от ее использования позволит компании сэкономить миллионы и заработать кратно больше с лояльной командой.