На сегодня существуют разные подходы к подсчёту результатов опросного исследования. Наиболее распространённые
— средний балл и процент положительных ответов от общего числа.
В целом, и первый вариант подведения итогов исследования, и второй показывают общую картину вовлечённости в компании. Но красноречивее результаты будут в том случае, если использовать обе системы одновременно. Объясним на примерах исследований вовлечённости и лояльности
Happy
Job
.
Оцениваем по среднему баллу
Для начала проанализируем результаты двух исследований в субметрике «Ресурсы» метрики «Процессы». Вопрос для респондентов звучал следующим образом:
«У вас достаточно ресурсов, чтобы эффективно выполнять свою работу?»
. Для ответа
— пятибалльная шкала Лайкарта с «нет» и «да» по краям.

В первом исследовании ответы распределились следующим образом:
Баллы
|
Количество оценок
|
Процент от общего числа
|
---|
«1»
|
3
|
2,9
|
---|
«2»
|
9
|
8,7
|
---|
«3»
|
15
|
14,6
|
---|
«4»
|
56
|
54,4
|
---|
«5»
|
20
|
19,4
|
---|
Всего:
|
103
|
100
|
---|
Средний балл составил 3,8. А процент хороших ответов, включающих оценки «4» и «5»,
— 73,8.
Во втором исследовании оказалась такая комбинация оценок:
Баллы
|
Количество оценок
|
Процент от общего числа
|
---|
«1»
|
17
|
16,5
|
---|
«2»
|
11
|
10,7
|
---|
«3»
|
7
|
6,8
|
---|
«4»
|
12
|
11,7
|
---|
«5»
|
56
|
54,4
|
---|
Всего:
|
103
|
100
|
---|
Средний балл также составил 3,8. В свою очередь процент оказался ниже
— 66,1.
Если смотреть только на средний балл, то выходит, что в этих подразделениях одинаковая обеспеченность сотрудников ресурсами
— на среднем уровне
. Имея в распоряжении итоги в процентах, можно оценить ситуацию с обеспеченностью гораздо глубже. В первом случае сотрудники действительно обеспечены ресурсами удовлетворительно. Во втором
— большой процент сотрудников работает в условиях постоянной нехватки информации или материалов. И это должно насторожить руководителя. Вывод такой:
средний балл не покажет, где находится основная масса оценок — в середине или по краям
.
Оцениваем по проценту положительных ответов
Рассмотрим обратный пример на исследованиях лояльности в рамках метрики «Остаётся сейчас». Респондентов спрашивали:
«Часто ли вы задумываетесь о смене работы?»
. Для ответа предлагалась пятибалльная шкала Лайкарта, где на одном конце
— «часто», а на другом — «редко».

В первом опросе ответы респондентов распределились следующим образом:
Баллы
|
Количество оценок
|
Процент от общего числа
|
---|
«1»
|
3
|
2,6
|
---|
«2»
|
7
|
6,0
|
---|
«3»
|
26
|
22,4
|
---|
«4»
|
11
|
9,5
|
---|
«5»
|
69
|
59,5
|
---|
Всего:
|
116
|
100
|
---|
Процент положительных оценок
—
«пятёрок» и «четвёрок»
—
составил 69. Средний балл, в свою очередь, получился 4,2.
Во втором исследовании видим другую комбинацию оценок:
Баллы
|
Количество оценок
|
Процент от общего числа
|
---|
«1»
|
30
|
25,9
|
---|
«2»
|
4
|
3,4
|
---|
«3»
|
2
|
1,7
|
---|
«4»
|
48
|
41,4
|
---|
«5»
|
32
|
27,6
|
---|
Всего:
|
116
|
100
|
---|
Доля «4» и «5» также составила 69%, однако средний балл оказался существенно ниже
— 3,4. Таким образом, не анализируя средний балл, можно пропустить «красные флаги»: во втором исследовании четвёртая часть сотрудников в подразделении собирается увольняться.
Какой вывод можно сделать?
Процент положительных оценок не показывает, как распределились ответы за пределами «хорошей» зоны.
Из-за этого можно пропустить ситуацию, когда часть персонала всем довольна, а другая
— наоборот, критически недовольна.
Подобные случаи — не редкость. Они могут говорить о том, что в подразделении ущемляются потребности какой-то группы. Например, отсутствует система адаптации и наставничества, и новичков бросают на амбразуру неподготовленными, без прикрытия опытными коллегами. Поэтому сотрудники из категории «новеньких» хотят сменить работу.
Проанализировав плюсы и минусы описанных систем подсчёта результатов, мы пришли к выводу, что целесообразнее использовать сразу обе. Результаты исследования вовлечённости и лояльности на платформе
Happy
Job
предоставляются в виде среднего балла и процента положительных оценок.
Об авторе
Happy Job
Алексей Клочков, ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Inc.