Руководство по организации мозгового штурма
Первый мозговой штурм был проведён в начале 1950-х Алексом Осборном. Основатель рекламного агентства таким образом пытался «стимулировать» творческие способности своих сотрудников. Правила «штурма» Алекс сформулировал так:
- Чем больше идей будет собрано, тем лучше.
- Нельзя называть чьи-то предложения плохими и критиковать их.
Мозговой штурм от английского brainstorming – это инструмент для поиска идей под конкретную задачу. При этом идеи могут быть как рациональными, так и совершенно сумасшедшими. Особенность метода – выход за рамки привычного мышления.
Метод Осборна прижился и уже 70 лет успешно применяется самыми разными компаниями по всему миру. Однако правила не раз пересматривались и дополнялись.
Разберёмся, как сегодня организовать «идеальный» мозговой штурм.
Шаг 1. Домашняя работа
Как воображение рисует нам мозговой штурм: сотрудники собираются в переговорной и (звучит гонг) начинают на перебой предлагать отличные идеи. Как только кто-то произносит «идеальную», штурм останавливается и все расходятся.
На деле, разумеется, всё обстоит иначе. Исследование Ричарда Уайзмена, лёгшее в основу его книги «59 секунд, которые изменят вашу жизнь», показало, что большинству людей проще придумать хорошую идею в тишине и одиночестве, чем в группе. Во время мозгового штурма сотрудники склонны отмалчиваться и придерживаться точки зрения лидера.
Исправить ситуацию можно следующим образом: за сутки до мероприятия огласить тему и предложить подготовиться. Так во время «штурма» сотрудники будут озвучивать свои домашние заготовки, и у вас наберётся с десяток хороших идей.
Шаг 2. Не больше 10 участников
Мы рекомендуем собирать для мозгового штурма не больше десяти человек. Большее количество участников может свести эффективность «штурма» к нулю: большими группами труднее управлять, и в них чаще случаются споры и конфликты.
Шаг 3. Гибкий подход ко времени
В статье «10 правил для эффективного совещания» мы говорили о важности временного лимита на выступления, разбор вопросов и на мероприятие в целом. С мозговыми штурмами это не работает. Выдать творческую идею «по графику» очень трудно.
Мы рекомендуем подходить к планированию мероприятия гибко. Если сотрудники с трудом выдавили несколько идей – пора заканчивать. И не важно, сколько времени прошло. Если участники штурма фонтанируют интересными предложениями, а таймер показывает, что уже идёт второй час – не останавливайте мероприятие. Разумеется, всё должно быть в пределах разумного: тратить на «штурм» весь рабочий день не стоит.
Шаг 4. Будьте добрее
Мозговой штурм – это именно «накидывание» идей. Не стоит ожидать, что каждая будет бриллиантом. Возможно, ваш сотрудник девять раз скажет глупость, а на десятый – выдаст что-то стоящее.
По этой причине нужно как можно лояльнее относиться к озвучиваемым идеям. Сотрудники должны без опаски вносить свои предложения. В противном случае, если каждое слово будет рассматриваться под лупой и критиковаться, в кабинете воцарится тишина.
Это правило не изменилось со времён Алекса Осборна.
Если вдруг вокруг чьей-то идеи разгорелся конфликт, о том как его погасить читайте в нашей статье «Борьба с конфликтами на совещании» .
Шаг 5. Все идеи хороши
Главная заповедь мозговых штурмов – плохих идей не существует. Эту мысль важно донести до сотрудников, иначе они займутся самоцензурой. В результате до вас не дойдёт и половины придуманного.
Чтобы этого избежать, не давайте на обдумывание много времени. Передавайте условный микрофон сотрудникам по очереди и подгоняйте. Таким образом, участники «штурма» будут выдавать первое, что приходит в голову. Дополнить или улучшить первоначальную идею можно уже в процессе обсуждения. Но деликатно (смотрите «шаг 4»).
Шаг 6. Пишите всё
Как мы уже говорили, нельзя отмахиваться от неподходящих или слабых идей. Поэтому, если вы станете фиксировать в протоколе или другом документе только «удачные» предложения, вы пойдёте поперёк «шага 4» и «шага 5».
Как избежать «сортировки» идей? Записывайте абсолютно всё, что говорят сотрудники. Подходящие предложения выделите позже, оставшись без свидетелей.
Шаг 7. Собирайте идеи и после мозгового штурма
Ситуация, когда удачная идея пришла слишком поздно, очень распространена. Во время мозгового штурма голова была пустая, а как только вышли в коридор – вот они, отличные идеи.
Происходит подобное по нескольким причинам. Во-первых, некоторых людей парализует страх публичных выступлений, даже если зрители – 5-7 коллег. Во-вторых, слушая чужие предложения, можно придумать что-то своё. Но позже.
Мы рекомендуем не прекращать сбор идей после «штурма». Скажите сотрудникам, что ещё в течение недели они могут прийти или написать вам и предложить что-то по обсуждаемому вопросу.
Как подстегнуть нестандартное мышление
Есть несколько техник для подстёгивания нестандартного мышления. Предложите сотрудникам:
- Переместиться во времени. Как проблему решали бы 10, 50 или 100 лет назад или, наоборот, в будущем?
- Отправиться в другую страну. Что на обсуждаемый вопрос ответили бы жители Испании, США или Китая? Можно не ограничиваться Землёй и телепортироваться на другую планету.
- Представить себя другим человеком. Что бы вы говорили, если бы стали старше на 15 лет или другого пола? Вариантов альтер-эго очень много, и зависят они от обсуждаемой темы.
- Заполнить «белое пятно». Дайте отправную точку и конечную и предложите придумать «маршрут».
- Поменяться идеями. Пусть каждый на листе бумаги напишет своё предложение и передаст её соседу. Развернуть или улучшить чужую мысль – отличное упражнение для выхода за рамки привычного мышления.