Бирюзовые компании — тренд последних лет. Они стремятся к созданию гармоничной и эффективной системы управления, которая способна не только достигать высоких финансовых результатов, но и ставит потребности сотрудников на первое место. Нет KPI и контроля, люди получают практически полную свободу действий. Они трудятся в свое удовольствие, а не под бдительным оком руководства. Чем не рай?
Так ли все радужно на самом деле? Разбираемся в статье.
Что такое бирюзовая организация
Бирюзовые компании стремятся к созданию идеальных рабочих мест, где люди могут реализовывать свой потенциал и чувствовать себя комфортно. Ключевыми чертами такого стиля управления являются доверие, прозрачность, уважение к личности и коллективному творчеству. Главная идея — если человеку интересно, он сделает все от него зависящее для процветания организации и вообще работает с большей отдачей.
В «бирюзе» нет классических руководителей и подчиненных. Вместо этого вся компания разделена на маленькие команды, которые работают независимо друг от друга. Каждая из них имеет свои цели и задачи, а также полную свободу в принятии решений. Команда принимает решение о приеме нового сотрудника. А если один из членов команды подводит всех, команда может попросить его уйти.
Такой подход активно используется в IT-секторе. Преимущества бирюзового стиля управления заключаются в гибкости, а также в повышении мотивации сотрудников за счет большей свободы и ответственности. Однако, этот стиль управления не подходит для всех организаций и может потребовать значительных изменений в культуре и структуре компании.
Как появился термин «бирюзовая организация»
Термин «бирюзовая компания» появился в 2014 году, его предложил бизнес-консультант Фредерик Лалу. Он хотел описать новый тип организаций, которые отличаются от традиционных своей философией и подходом. Конечно, компании с таким бизнес-стилем существовали и до этого, но именно Лалу разделил управленческие модели по разным классификациям. В своей книге «Создавая организации будущего» он показывает разные типы компаний, соответствующие уровням сознания человечества, выделенным американским психологом Грейвсом.
Лалу сделал так, чтобы динамика развития компаний соответствовала цвету:
Красные – обычно имеют авторитарный стиль управления, где руководитель (вожак) принимает все решения и контролирует каждый шаг подчиненных. Сила красных – сплоченность вокруг вожака, особенно во враждебной окружающей среде.
Янтарные организации используют бюрократический стиль управления, который характеризуется жесткой иерархической структурой с четко определенными правилами и процедурами. Иерархия и структура организации представлены в виде пирамиды. Решения принимаются «наверху» и спускаются «вниз».
Особенности разноцветных компаний
Оранжевые компании предпочитают демократический или трансформационный стиль управления, где лидеры поощряют инновации и креативность в своих командах. Многие функции (управление персоналом, маркетинг, PR) распределены среди нескольких людей.
Зеленые компании используют коллективистский или кооперативный подход к управлению, где цель состоит в создании равноправной командной работы для достижения общей цели. Модель зеленых организаций – это семья.
Бирюзовые организации (их выделил Лалу) также придерживаются коллективистского подхода к работе над задачами, однако они акцентированы на развитии личности каждого сотрудника через саморазвитие и саморегуляцию.
Концепция бирюзовых организаций
Основные принципы бирюзовых организаций:
Самоуправление
В бирюзовых организациях принцип самоуправления является одним из основных. Руководители не контролируют подчиненных и не манипулируют ими, их вообще как таковых нет. Зато есть коучи, которые мотивируют, помогают самостоятельно принимать решения и реализовывать идеи. Все строится на доверии и командной работе.
Целостность
Это означает, что бирюзовые компании не воспринимают работников в качестве ресурсов, для них они прежде всего — живые люди со своими потребностями и эмоциями. Дресс-код, жесткий график, планы и KPI мешают целостности и поэтому от них отказываются в бирюзовых компаниях.
Эволюционная цель
Самое важное в такой бизнес-структуре — эволюционная цель. Она направлена не вовнутрь организации, а вовне и имеет значение не только для клиента, но и для какого-то сообщества или, возможно, даже для государства. Если говорить простыми словами, это значит, что участников объединяет общий интерес.
Элементы бирюзовой структуры управления
Следующие принципы в бирюзовых компаниях являются ведущими:
- Уважение к личности и ее потребностям. Люди должны чувствовать, что их мнение и индивидуальность уважаются и принимаются во внимание.
- Коллективное творчество. Компания создает условия для того, чтобы сотрудники могли работать в команде и совместно выполнять задачи.
- Прозрачность. Компания должна быть открыта и прозрачна в своих действиях и принимаемых решениях.
- Ответственность. Сотрудники ощущают ответственность за свои действия и результаты работы.
- Развитие. Компания создает условия для обучения и развития сотрудников, чтобы они могли расти вместе с ней.
- Гибкость. Компания должна легко адаптироваться к изменениям внешней среды и потребностям персонала.
Плюсы и минусы бирюзовых организаций
Можно выделить несколько очевидных преимуществ бирюзового стиля управления:
- Рост производительности. Сотрудники, работающие в благоприятной среде, где к ним прислушиваются и не ограничивают дресс-кодом или таймингом, чувствуют себя более мотивированными и продуктивными.
- Привлечение талантливых специалистов. Часто таланты чахнут в условиях душных красных компаний и рамок. Поэтому возможность приходить на работу во сколько угодно, атмосфера доверия, множество поводов проявить себя — все это благодатная почва для развития. В таких компаниях многим хочется трудиться.
- Уменьшение текучести кадров. Люди, которые чувствуют себя ценными, обычно самые лояльные и вовлеченные, а еще остаются в компании на долгое время.
- Сильный HR-бренд. Бирюзовые организации часто получают положительные отзывы от сотрудников, что способствует укреплению репутации и притоку топовых специалистов.
Несмотря на множество преимуществ, критики бирюзового управления указывают на несколько недостатков:
- Создание благоприятной среды для сотрудников может потребовать значительных финансовых затрат.
- Когда нет инструкций и регламентов втянуться в работу бывает сложно, процесс адаптации затягивается, особенно остро это прослеживается в сфере IT, когда новичку дают разбираться с кодом кого-то из коллег.
- В бирюзовых организациях нет явной иерархии, что может привести к тому, что принятие важных решений затянется.
- Отсутствие централизованного управления в кризисных ситуациях. В таких случаях необходима четкая координация всех подразделений компании. Компания должна работать как единый организм, она уже не может позволить себе медлить и опять же необходимо максимально быстро принимать ключевые решения. Если каждый отдел будет действовать по своему усмотрению, это может привести к катастрофическим последствиям.
Почему для бирюзовой команды сложно подбирать персонал
Далеко не все люди могут эффективно работать в расслабленных условиях бирюзовой компании в силу личностных особенностей. Поэтому очень часто возникают сложности с поиском подходящего работника. Нужно подробно разъяснять кандидатам еще на старте, на чем основывается корпкультура компании. Это поможет избежать неприятных сюрпризов.
Наем новых работников лучше проводить всей командой, ведь именно с ней потенциальный сотрудник будет делить задачи. Коллеги зададут интересующие их вопросы и решат, подходит им новичок или нет. Ответственность за принятого специалиста также несет команда.
Как опросы персонала помогают построить бирюзовую компанию
Как и любая другая компания, бирюзовая, несмотря на кажущуюся идеальность, сталкивается с проблемами, как в период становления, когда корпоративная структура перестраивается, так и в период стабильности. Чтобы еще лучше понимать персонал, можно проводить онлайн-опросы с различными целями:
- Определение уровня вовлеченности и лояльности, а также удовлетворенности людей условиями работы, зарплатой, отношениями в коллективе и руководителем и т.д.
- Изучение мнения сотрудников о процессах в компании. Например, о системе онбординга и наставничества, коммуникации между отделами, эффективности системы мотивации.
- Выявление потенциальных проблем в коллективе (конфликты между коллегами или неудачное распределение задач) и поиск способов их решения.
- Понимание того, какие навыки нужно развивать для повышения продуктивности работы команды.
- Получение обратной связи от работников о новом курсе компании и ее стратегиях.
Анализ результатов опроса станет базой для выработки практических решений по улучшению услуг/работника/бизнеса.
Лучше всего проводить такие исследования с помощью специального ПО. Оно позволит гарантировать анонимность, а также сэкономит время HR-специалиста, которое ушло бы на анализ результатов. Пример такого ПО — платформа для корпоративных исследований Happy Job.
Примеры опросов на платформе Happy Job
Основной контур исследования содержит 59 вопросов по всем ключевым факторам рабочей среды в компании: оплата труда, отношения в коллективе, компетенции руководителя и его лидерские качества, наличие карьерного роста и похвалы и т.д.
Также платформа предоставит рекомендации, которые можно использовать для разработки обучающих программ, тимбилдингов и в целом создания позитивной рабочей атмосферы.
Узнать мнение
сотрудников
Примеры бирюзовых компаний в России
Стоит отметить, что в России бирюзовый метод управления еще не получил широкого распространения, но некоторые компании уже начали применять его принципы.
Например, сеть продуктовых магазинов «ВкусВилл» активно внедряет децентрализованное управление и старается создать условия для саморазвития своих сотрудников. При этом в компании нет KPI, а самое важное — это персонал и клиенты.
Компания «Фабрика Окон» также использует бирюзовые принципы и стремится к созданию гармоничной системы управления.
Mindbox, российский IT-холдинг является сторонником бирюзового метода управления. Организация проводит эксперименты в некоторых подразделениях, чтобы определить эффективность этого подхода.
Некоторые гиганты, такие как «Сбербанк», также начинают применять бирюзовые принципы в своей работе. Однако, пока что это скорее эксперименты, чем полноценное внедрение новой системы управления.
Резюме
Как видите, бирюзовый подход к управлению имеет как плюсы, так и минусы. Так как метод основан на принципах гуманизма, толерантности и взаимоуважения, его использование приводит к повышению продуктивности. В то же время, для бирюзовых компаний очень сложно подбирать подходящий персонал, принятие решений в условиях турбулентности, когда на счету каждая секунда, может катастрофически затягиваться. Таким образом, трансформация компании под бирюзовые принципы требует большой гибкости и открытости, поэтому такой тип управления подходит далеко не всем.