Почему руководитель должен завоевать доверие сотрудников и как это сделать
Доверие сотрудников — ценный актив. Американский специалист в области нейроэкономики Зак Пол в своём исследовании (1) выяснил, что высокий уровень доверия позволяет персоналу испытывать на 74% меньше стресса и на 70% чаще разделять цели компании. В конечном счёте всё это приводит к значительному росту
вовлечённости сотрудников
— на 76%.
Доверие персонала можно рассматривать как сложную многомерную конструкцию. Сотрудники могут верить в умение высшего руководства вести компанию к успеху; верить в компетенции непосредственного руководителя развивать команду, по справедливости вознаграждать за достижения; верить, наконец, в компанию как в абстрактное явление — совокупность бизнес-процессов, гласных и негласных правил и т.д. В статье мы будем говорить о доверии по отношению к линейному менеджеру и о том, для чего и как ему завоевывать расположение подчинённых.
Также по теме
О действиях менеджера при плохой работе подразделения читайте в статье
«Что делать, если подразделение работает неэффективно. Шпаргалка для руководителя»
0
Подробнее
Что даёт подразделению доверие персонала
Многочисленные исследования в области вовлечённости подтверждают наличие сильной связи между доверием персонала и выдающимися бизнес-результатами компании. Среди достоинств доверительных отношений можно назвать высокую толерантность к разногласиям в коллективе, отсутствие страха перед риском, стремление выполнить задачу любой ценой, даже если потребуется засиживаться допоздна или освоить новый навык. Иными словами доверие аккумулирует в сотрудниках качества, характерные для вовлечённости и напрямую увеличивающие производительность как личную, так и всей команды.
Обратная ситуация — отсутствие доверия по отношению к руководителю — напротив, приведёт к низкой эффективности как всего коллектива, так и каждого его члена. Сотрудники не увидят необходимости «выкладываться», будут пользоваться любой возможностью формально расправиться с задачей, сделав лишь необходимый минимум. Разберёмся, какие факторы могут привести к потере менеджером расположения команды.
Враги доверительных отношений
Доверие сотрудников могут разрушить как действия непосредственно руководителя, так и неблагоприятные обстоятельства. Рассмотрим факторы, отвращающие сотрудников от линейного менеджера.
Распространённый грех руководителя —
непоследовательность
. Сюда можно отнести противоречивые указания, запуск программ, а затем их забрасывание по каким-либо причинам, «забывчивость» по отношению к данным обещаниям и т.д. Менеджер должен помнить, что все его слова и действия оцениваются сотрудниками. Анонсировав какое-то событие или проект, необходимо довести начатое до конца, введя правила игры — придерживаться их постоянно.
Разрушает доверие между руководителем и подчинёнными
наличие двойных стандартов
. Сотрудников, которым разрешено нарушать какие-то правила, будут называть в команде «любимчиками». В таких условиях не может быть и речи о справедливом распределении ресурсов, бонусов — важнейшей составляющей доверительного отношения.
Губительно на атмосфере доверия сказывается
наличие в коллективе
некомпетентных сотрудников
. Слабые профессионалы могут не наносить серьёзного урона процессам, но в команде будут задаваться вопросом, зачем такого сотрудника держат в компании, и строить различные конспирологические теории.
Появлению в команде слабых сотрудников часто способствуют руководители своей
необъективной оценкой
. Ситуации, когда менеджеру трудно объективно воспринимать недостатки подчинённых, достаточно распространены. Ухудшить положение может страх руководителя обидеть специалиста во время критики.
Менеджеры часто стараются всеми силами избежать ответа на неудобные вопросы — относительно увольнения сотрудника, грядущих преобразований и прочего.
Игнорирование вопросов подчинённых
сильно бьёт по доверию. Хуже может сделать только ложь в ответах. Как только правда откроется, руководитель полностью лишится доверия персонала.
Разберёмся, как менеджеру действовать, чтобы завоевать расположение команды.
Советы, как руководителю добиться доверия от персонала
Рецепт доверительных отношений достаточно прост — нужно быть честным, проявлять заботу о сотрудниках. Список действий руководителя должен выглядеть следующим образом:
-
Установить в подразделении правила, общие для всех — рядовых сотрудников и «звёздных», самого менеджера. Руководитель должен поведением и в разговорах постоянно показывать равенство всех членов команды без исключений перед действующими процедурами, нормами, стандартами.
-
Разработать или использовать готовые стандарты для оценки навыков по профессиям или позициям. Это позволит избежать необъективности при оценке и наметить траекторию обучения для отстающих.
-
Избегать приватных разговоров с персоналом — перешёптываний, намёков, понятных лишь избранным. (Исключение —
персональные встречи руководителя с подчинёнными
.) Такое поведение посеет в сотрудниках сомнения, недоверие к отдельным членам коллектива.
-
Не использовать в речи слов или фраз, которые могут быть истолкованы двояко. На практике это значит постоянно следить за тем, что говоришь. Во времена внедрения изменений, кризисов подчинённые будут слышать в речах руководителя подтверждение своих мрачных прогнозов.
-
Признавать ошибки. Обида от несправедливого «нагоняя» может очень долго не отпускать сотрудника. Руководителю следует признать неправомерность своего поступка и извиниться, чтобы двигаться дальше с командой в доверии и понимании.
Источник
:
-
Zak Paul, The Neuroscience of Trust, Harvard Business Review, 2017
Об авторе
Happy Job
Алексей Клочков, ведущий эксперт HR и управленческого консалтинга России.
Контент-директор Happy Inc.
Больше полезной информации на наших каналах: