Когда увольняется сотрудник, сложно оценить масштаб последствий — кажется, специалисту легко найти замену, и бизнес от этого не пострадает. Но на деле все не так просто. Потери от кадровой текучести могут быть намного серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Это не только затраты на поиск новых сотрудников, но и ухудшение атмосферы в коллективе, снижение производительности и в итоге замедление темпов развития.
Давайте разберемся, почему так важно не игнорировать эту проблему и как именно можно снизить текучесть кадров.
Сколько на самом деле стоит уход одного сотрудника
Когда кто-то увольняется, это удар не только по эмоциональной атмосфере в коллективе, но и по бюджету. Высокая текучесть кадров в компании выливается в большие траты: по данным HR-консалтинговой фирмы AS Russia, средняя стоимость замены сотрудника в России составляет 221 340 рублей.
Из чего складываются цифры? Провести собеседования, найти нового специалиста, потратить время на адаптацию, пока он вникает в процессы, делает ошибки, не работает на полную — все это расход ресурсов. А если уходит ключевой сотрудник, то к затратам прибавляется еще и потеря знаний, экспертизы и даже клиентов.
Разберем расходы подробнее.
Поиск и наем
- Услуги рекрутеров. В России в 2024 году агентства по подбору персонала брали в среднем 15–18% от годового дохода нового сотрудника, особенно в сфере IT. Во внутреннем HR-отделе тоже есть затраты: зарплата рекрутера, CRM-системы, лицензии для работы с базами кандидатов и т. п.
- Платные ресурсы. Размещение вакансий на популярных платформах может стоить от 22 000 до 27 000 рублей в зависимости от региона за 7 дней доступа.
- Собеседования и тестирования. Каждое интервью — это ресурсы: время HR-специалиста, руководителя, а иногда и всей команды. К этому добавляются проверка тестовых заданий и рекомендаций, деловая переписка и переговоры. В отдельных случаях компании даже компенсируют кандидату расходы на дорогу, если он приезжает из другого города.

Узнать мнение
сотрудников
Адаптация и обучение
Обучение нового сотрудника — это далеко не просто «вот тебе ноутбук, разбирайся». Зачастую компания при этом несет реальные затраты: создание обучающих видео, инструкций, внутренних курсов, оплата подписок на учебные платформы и т. д. Некоторые работодатели приглашают внешних экспертов, проводят очные тренинги.
Рабочее место — это тоже инвестиция. Компьютер, лицензии на программы, мебель, пропуск и да, дополнительные капсулы для кофемашины не забыли? Даже минимальный «стартовый набор» может обойтись в 50–80 тысяч рублей.

Скрытые потери от увольнений, о которых редко говорят
Помимо очевидных последствий высокой текучести, есть и другие, скрытые, — и они тоже влияют на продуктивность, команду и даже атмосферу в офисе.
Потеря времени = потеря денег
По данным исследования Русской Школы Управления, только 4% российских компаний закрывают вакансии в течение недели. У 33% на это уходит 1-2 месяца, а у 25% — более 2 месяцев. К этому прибавляется еще месяц-два, пока новый сотрудник освоится и начнет работать на полную мощность. Все это время компания теряет в доходах.
Представим, что ушедший сотрудник приносил бизнесу 8 млн рублей в год. Это около 670 тысяч в месяц. Потери за 3 месяца составляют почти 2 млн рублей. И это без учета того, что часть задач теперь приходится перераспределять между остальными сотрудниками.
Снижение эффективности
В первые недели новый сотрудник требует значительного внимания: его надо обучать, вводить в курс дела, помогать адаптироваться. Обычно продуктивность новичка составляет лишь 50–70% от потенциальной. Это абсолютно нормально, но в период его адаптации компания несет прямые потери. Процесс обучения забирает время у HR, руководителей и опытных сотрудников, отвлекая их от выполнения своих задач. В результате команда в целом становится менее продуктивной.

Удар по атмосфере в команде
Уход коллеги — особенно если это был «душа коллектива» или близкий друг — влияет на настроение сотрудников. Те, кто остался, теряют эмоциональную опору, а кто-то начинает задумываться: «Если он ушел — может, и мне пора?». Так, сервис для поиска работы и сотрудников Работа.ру провел исследование и выяснил, что чувствуют сотрудники, когда увольняются их коллеги. Оказалось, что более половины опрошенных россиян хотели уволиться вслед за коллегой.


Падение уровня лояльности
Когда оставшиеся в компании сотрудники вынуждены выполнять задачи сразу нескольких специалистов, они быстро устают и становятся раздраженными, поскольку работодатель не может грамотно перераспределить нагрузку и обеспечить комфортные условия труда. От этого закономерно снижается их лояльность.
Почему люди уходят из компании и что с этим делать
Чаще всего причины высокой текучести кроются в трех вещах:
- Проблемы в отношениях — их провоцируют не только токсичные коллеги. Иногда это клиенты, требующие невозможного. Или начальники, у которых все задачи с пометкой «срочно». Или вечные недопонимая и «разборки» внутри коллектива, от которых устают все вокруг.
- Чрезмерные нагрузки — когда выходные становятся рабочими, а переработки — нормой. Это происходит, когда работы на троих, а людей — двое. Когда процессы настолько сложные, что сотрудники тратят больше времени на преодоление бюрократии, чем на выполнение своих задач.
- Отсутствие признания — когда сотрудник прилагает максимум усилий, а в ответ — тишина. Или когда нет шансов на карьерный рост и повышение зарплаты. Недовольство этими обстоятельствами накапливается и в какой-то момент приводит к решению уйти.

Чтобы снизить текучесть кадров, важно создать комфортную рабочую среду: повысить зарплату, сократить переработки, дать больше свободы или признания. Люди ценят, когда к ним относятся с уважением, и это возвращается лояльностью.
Не менее важна и корпоративная культура. Люди остаются там, где приятно быть. Где есть жизнь, энергия и немного веселья. Простые инициативы — от неформальных пятниц до празднования побед и дней рождения — могут существенно улучшить атмосферу в коллективе.
Мы часто воспринимаем работу как нечто строгое и серьезное. Но на самом деле теплая атмосфера удерживает людей не хуже, чем зарплата или должность. Если в компании приятно находиться, сотрудники не спешат искать новое место.
Если вы хотите понять, какие именно «боли» есть у вашей команды, нужно найти время и честно обсудить, что помогло бы людям чувствовать себя более удовлетворенными на рабочем месте. Однако сотрудники часто не готовы говорить напрямую. Тогда на помощь приходят анонимные опросы, которые показывают, что на самом деле чувствуют и думают члены команды. Выявить существующие проблемы удобно на онлайн-платформе Happy Job. Опрос вовлеченности охватывает все ключевые факторы рабочей среды: отношения в коллективе, нагрузку, качество обратной связи, понимание перспектив и другие.
Примеры вопросов на платформе Happy Job
После завершения опроса платформа автоматически формирует понятные отчеты, а также предоставляет сотни рекомендаций по развитию вовлеченности и лояльности персонала, с которыми легко начать реальные изменения в компании.
Резюме
Текучесть кадров — это фактор, способный заметно ослабить бизнес. Она снижает продуктивность, увеличивает расходы и подрывает атмосферу в коллективе. Кроме этого, есть и скрытые потери. Новый человек не сразу «выходит на полную мощность» — ему нужно время, чтобы влиться в коллектив и освоиться с задачами. А пока остальные сотрудники вынуждены брать на себя дополнительные обязанности, что может привести к выгоранию и снижению морального духа.
Часто причина высокой текучести кроется в высокой нагрузке, отсутствии признания или сложных отношениях в коллективе. Чтобы удержать сотрудников, важно не только платить конкурентоспособную зарплату, но и создавать условия для развития, признавать достижения и заботиться о балансе между работой и личной жизнью.
Компании, которые осознанно инвестируют в развитие сотрудников, признают их вклад и создают здоровую рабочую среду, получают в ответ не только лояльность, но и устойчивые результаты. В такой системе людям хочется оставаться надолго и расти вместе с бизнесом.