За последние годы следование принципам ESG (Environmental, Social, Governance) превратилось из тренда в бизнес-стандарт. Теперь стратегии компаний нацелены не только на получение прибыли, но и включают в себя заботу об окружающей среде, предоставление равных возможностей персоналу, участие в благотворительных инициативах, поддержку социальных проектов и т.д.
В материале разбираемся, откуда появилось понятие ESG, зачем организациям поддерживать его правила и как российские компании следуют принципам устойчивого развития.
Что такое ESG и откуда появилось понятие
ESG — это подход к управлению компанией, который подразумевает ее вовлечение в решение экологических, социальных и управленческих вопросов.
Впервые вопросы ESG были упомянуты в докладе ООН под названием «Who Cares Wins» («Неравнодушный побеждает») в 2004 году. Отчет оказал большое влияние на всех бизнес-стейкхолдеров — менеджеров, директоров, инвесторов, аналитиков — и побудил их включить принципы ESG в стратегии развития компаний. Эти события совпали с усилением международного внимания к тем же вопросам.
С тех пор люди стали больше заботиться об уважении и разнообразии на рабочем месте, а интерес организаций по всему миру к теме устойчивого развития не ослабевает уже 20 лет.
Аббревиатура ESG включает три принципа:
- Environmental — забота об окружающей среде. К этой категории относятся проблемы изменения климата, истощения природных ресурсов, разного вида загрязнений, вырубки лесов, сокращения биоразнообразия и т.д.
- Social — социальная ответственность. Она включает условия труда, равные возможности, справедливую оплату, здоровье и безопасность сотрудников, участие местных сообществ, благотворительные инициативы и прочее.
- Governance — корпоративное управление. Этот аспект устойчивого развития особенно важен для инвесторов. Под ним подразумеваются вопросы этики, структура совета директоров, отчетность, антикоррупционные меры, безопасность данных, налогообложение и т.д.
Узнать мнение
сотрудников
Для чего ESG нужен компании
Поддержание принципов ESG дает организациям конкурентные и социальные преимущества.
Привлечение клиентов и рост прибыли
В последние несколько лет потребители стали более избирательны в выборе компаний, чьими товарами и услугами они пользуются. Все чаще люди отдают предпочтение брендам, которые забоятся об экологии и разрабатывают социальные программы. По данным Forbes, 62% клиентов поколения Z совершают покупки у экобрендов, а 87% потребителей заявили, что купят продукт, если организация занимается проблемой, которая их волнует.
Поддержка от государства и банков
Государство активно выделяет средства на поддержку компаний, которые используют в своей деятельности «зеленые» технологии, возобновляемые ресурсы и т.д. Они чаще получают субсидии, гранты и налоговые льготы. Также при условии прозрачной ESG-отчетности банки охотнее выдают кредиты по сниженной ставке.
Интерес инвесторов
Многие инвесторы теперь учитывают факторы ESG при принятии решений. Они обеспокоены проблемами экологии и социального неравенства, поэтому им важно, чтобы организации, в которые они инвестируют, не усугубляли текущую ситуацию, а принимали меры для ее улучшения. По этой причине у компаний с высокими показателями в сфере ESG больше шансов привлечь инвестиционный капитал.
Усиление HR-бренда
Помимо клиентов, следование принципам ESG привлекает внимание соискателей. Сейчас люди хотят быть причастными к глобальным социальным и экологическим проектам и работать в компаниях, чьи ценности и подход они разделяют. Соблюдение этих условий напрямую влияет на лояльность персонала.
Оценить текущий уровень лояльности сотрудников и eNPS можно на онлайн-платформе Happy Job. Анонимное исследование включает анализ пяти граней лояльности: «Гордится компанией», «Остается в будущем», «Рекомендует компанию», «Остается сейчас», «Стремится делать больше».
Метрики «Гордится компанией», «Рекомендует компанию», «Остается в будущем» на платформе Happy Job
По окончании опроса руководители и HR получат обезличенные данные по подразделениям, а также рекомендации по улучшению проблемных метрик. При регулярном проведении опроса на платформе Happy Job удобно отслеживать динамику изменений и потенциальные риски, связанные с недостаточно высоким уровнем лояльности и eNPS.
Что такое ESG-рейтинг и как он формируется
ESG-рейтинг отражает, насколько устойчива организация. Аналитики исследуют те экологические, социальные и управленческие риски, которые не учитываются в стандартном финансовом анализе: здоровье и безопасность, DEI (Diversity, Equity, Inclusion — разнообразие, равенство и инклюзивность), потребление энергии и т.д. Инвесторы используют такой рейтинг для принятия решений о вложении средств в бизнес.
На данный момент нет единой системы оценки, но наиболее популярны метод агентства Bloomberg, которое оценивает организации по балльной шкале от 1 до 100, а также метод агентства MSCI, использующего для рейтингования буквенные обозначения.
- Отлично (70+ баллов) — организация следует всем передовым практикам ESG и практически не имеет внутренних и внешних рисков.
- Хорошо — компания следует передовым практикам ESG и оказывает незначительное влияние на людей и окружающую среду.
- Средне — организация вряд ли станет бенчмарком по ESG или достигнет значимых целей устойчивого развития.
- Плохо (менее 50 баллов) — компания не следует лучшим практикам ESG, негативно влияет на планету и неподобающе обращается с сотрудниками и поставщиками.
Устойчивое развитие в российских компаниях
Илим
Группа «Илим» — лидер целлюлозно-бумажной промышленности страны. Компания активно поддерживает научно-исследовательские и конструкторские разработки в области охраны природы, а также развивает социальные и экологические проекты:
- внедряет экологически чистые технологии на всех этапах производства;
- реализует проекты, которые позволяют экономить электроэнергию;
- инструктирует сотрудников и побуждает их ответственно относиться к природе;
- проводит работы по восстановлению леса: ежегодно высаживает 6,5 млн сосен и елей и формирует лесной питомник в Сибири;
- в 2005 году учредила благотворительный фонд «Илим-Гарант» и реализовала более 240 благотворительных проектов;
- инвестирует в корпоративные программы по безопасности, модернизацию оборудования, улучшение условий и повышение безопасности труда;
- ежегодно публикует отчеты по охране окружающей среды и устойчивому лесопользованию.
Работы Группы «Илим» по восстановлению леса
Норникель
Норникель — горно-металлургическая компания, а также крупнейший в мире производитель никеля и палладия. Она стабильно занимает высокие позиции в ESG-рейтингах. Вот малая часть проектов, которые компания реализует в области устойчивого развития:
- веб-проект «Сохраняя экосистемы», в котором рассказывается о подходах компании к сохранению биоразнообразия Кольского полуострова, Таймыра и Забайкальского края;
- поддержка социокультурного разнообразия, борьба с дискриминацией и укрепление отношений с местными сообществами, включая коренные малочисленные народы Таймыра и Мурманской области;
- программа уборки и переработки промышленных отходов, а также рекультивации земель «Чистый Норильск»;
- экологический марафон «Понеслось»;
- присоединение к Глобальному договору ООН, который содержит принципы в сфере прав человека, трудовых отношений, защиты окружающей среды и противодействия коррупции;
- инвестиции 333 млрд рублей в ESG-проекты в 2022 году.
Экоинициативы компании «Норникель»
S7 Airlines
Авиакомпания S7 четыре года подряд входит в рейтинг лучших работодателей России по версии Forbes, а в 2023 году она получила премию в номинации «Сотрудники и общество» за программы заботы о сотрудниках. Ниже несколько примеров, как S7 поддерживает принципы ESG:
- для уменьшения углеродного следа от сжигания авиационного керосина реализует стратегию топливной эффективности при выполнении полетов, оптимизирует маршрутную сеть и высаживает 1 млн деревьев;
- в 2019 году в рамках акции «Мы — Сибирь» компания временно вернула прежнее название бренда «Сибирь», чтобы привлечь внимание к проблеме пожаров в Сибирском регионе;
- развивает корпоративную культуру, в которой сотрудники не боятся говорить о рисках, ошибках или недостатках. Для этого есть система добровольных сообщений «Линия Доверия S7», куда сотрудники могут анонимно отправить свои наблюдения или опасения;
- предоставляет членам команды равные возможности вне зависимости от пола, возраста, этнической или религиозной идентичности и других особенностей;
- разработала Этический кодекс S7, в котором закреплены права, возможности и обязательства персонала в области соблюдения прав человека.
За 3 года S7 высадила 1 млн деревьев в разных регионах Сибири
СИБУР
«Сибур Холдинг» — одна из крупнейших нефтегазохимических компаний России. СИБУР стремится минимизировать негативное воздействие на природу, повышать эффективность использования ресурсов и содействовать решению климатических проблем. Для достижения этих целей компания:
- сокращает потребление водных ресурсов и выбросы веществ в атмосферу;
- использует в производственном цикле энергию из возобновляемых источников;
- запустила проект по сохранению и возрождению лесов «Тобольский лес», который включает, в том числе экопросветительские инициативы для населения Тюменской области;
- выделяет местным организациям и общественным объединениям гранты на социально-экономическое развитие территорий в рамках проекта «Формула хороших дел»;
- оказывает помощь социальным и экологическим инициативам по сохранению и развитию различных видов флоры и фауны.
Программа «Формула хороших дел» компании СИБУР
Резюме
ESG — это принципы ведения бизнеса, которые помогают его устойчивому развитию. Понятие включает в себя заботу об окружающей среде, сотрудниках, клиентах, поддержку и участие в социальных и благотворительных программах, а также прозрачное корпоративное управление. Следование принципам ESG позволяет компании усилить HR-бренд, привлечь ценных специалистов и новых клиентов, увеличить прибыль, получить льготы и преференции от государства и банков.