Опоздания – всегда болезненная тема. Они могут негативно сказываться не только на дисциплине в коллективе, но и на продуктивности. Поэтому важно принимать строгие меры для решения этой проблемы.
В этой статье расскажем о том, как воспитывать в людях пунктуальность.
Штрафы и отработки – не лучшая идея
Обычно первое, что приходит в голову работодателю, когда сотрудник постоянно опаздывает, – оштрафовать его. Введение финансовых вычетов или депримирование является наиболее распространенным средством наказания. Однако, такой подход не законен. Трудовой кодекс РФ не содержит понятия «штраф». Таким образом, штраф – это нарушение прав работника. За такое могут наказать уже самого работодателя.
Конечно, никто не запрещает составить «Положение о премировании» – внутренний документ, в котором можно прописать четкие и подробные критерии для предоставления премий сотрудникам, включая условия и периодичность их выплаты. Например, каждая минута опоздания будет обходиться человеку в 100 рублей. Это стимулирует сотрудников приходить в офис своевременно или даже немного раньше начала рабочего дня.
Однако, применение такого подхода может также демотивировать команду и создаст токсичную атмосферу. В конце концов, люди начнут делать ровно то, за что им платят, работать средне и без особой отдачи, от звонка до звонка. Ни о какой вовлеченности или креативности даже говорить не придется.
Тот же эффект вас ждет если вы заставите людей отрабатывать вечером утреннее опоздание. А еще вы рискуете получить иск от сотрудника за то, что не оплачиваете переработки.
Поэтому, вместо применения штрафов, лучше использовать другие методы для воспитания пунктуальности.
Проводите разъяснительные беседы
Установите четкие правила и ожидания относительно пунктуальности. Включите их во внутренние политики. Убедитесь, что все сотрудники осведомлены о них.
В рамках общих митингов акцентируйте внимание на пунктуальности. Расскажите о негативных последствиях опозданий, которые вредят всей компании:
- нарушают рабочий график и затрудняют планирование работы команды;
- вызывают раздражение у коллег, которые стараются быть пунктуальными;
- создают негативное впечатление о вас у клиентов и партнеров.
Пусть бережное отношение ко времени станет одной из корпоративных ценностей, а также ориентиром для всех сотрудников. Каждый должен понимать, что пунктуальность является неотъемлемой частью профессионализма.
Выясняйте причины опозданий
Очень часто руководители не интересуются, почему же сотрудники опаздывают. Они просто видят в этом нарушение внутреннего распорядка и принимают соответствующие меры. Однако перед тем, как начать лечение болезни, важно правильно поставить диагноз. Можно сколько угодно принуждать людей писать объяснительные, но проблема от этого никуда не денется. Например, человек далеко живет или у него есть какие-то проблемы, поэтому он опаздывает.
Если сотрудник стал опаздывать сравнительно недавно, возможно, причина в выгорании. Он подсознательно не хочет приходить совсем, каждый день борется с собой, отправляясь на ненавистную работу. Ему не нравятся задачи или условия труда… Список можно продолжать бесконечно
Вот несколько подходов, которые помогут руководителям лучше понять причины опозданий сотрудников:
1. Встречи one-to-one
Регулярно общайтесь с сотрудниками, чтобы выяснить их мнение и проблемы, с которыми они сталкиваются. Внимательно слушайте и создавайте доверительную атмосферу, чтобы люди могли открыто делиться своими трудностями.
Каждый человек уникален, а причины опозданий могут быть разными. Поэтому важно обращаться к каждому сотруднику индивидуально и искать решения, которые будут наиболее эффективными для него.
2. Опросы
Далеко не все готовы делиться своими проблемами в рамках личной беседы. Поэтому на помощь приходят анонимные онлайн-опросы на платформе Happy Job. Обрабатывайте полученные данные и анализируйте общие тенденции, чтобы выявить основные факторы, влияющие на пунктуальность.
Основной контур исследования содержит 59 вопросов по аспектам рабочей среды:
- оплата и условия труда;
- отношения в коллективе;
- компетенции руководителя и его лидерские качества;
- наличие карьерного роста;
- похвала и признание заслуг;
- баланс работы и жизни;
- информированность о стратегии компании;
- рабочие процессы;
- условия для внедрения изменений.
Оцените условия работы, которые могут приводить к опозданиям. Разберитесь, возможно ли улучшить рабочую среду, например, ввести гибкий график работы, предоставить возможность работать из дома или пересмотреть распределение задач, чтобы снизить уровень стресса. Сделайте все, чтобы люди хотели приходить на работу!
Узнать мнение
сотрудников
Превратите дисциплину в игру
Придумайте шуточные награды для тех, кто приходит вовремя. Особенно хорошо, это работает с миллениалами, которые ненавидят контроль.
Например, можно повесить в офисе доску с фотографиями сотрудников, которые ни разу за месяц не опоздали. Соревновательный дух заставит остальных стараться быть пунктуальными.
Также вы можете предоставлять наиболее отличившимся людям дополнительный выходной день, давать возможность выбрать проект или задачу, а также разработать другие формы поощрения.
Еще один вариант — ввести корпоративную валюту, которая вручается за достижения, в том числе, за пунктуальность. Потратить валюту можно в образном «магазине» компании.
Показывайте личный пример
Большинство руководителей можно условно разделить на две категории. Первая — те, кто появляется в офисе бессистемно только для того, чтобы дать необходимые указания или выполнить минимальные контрольные функции. Вторая — полностью посвящает себя работе. Они приходят рано утром и уходят поздно вечером. В каком-то смысле желание все контролировать приносит пользу. Если сотрудник видит, что начальство придерживается правил (показывает, в какое время приходить и уходить), это будет мотивировать его делать то же самое. Таким образом, время прихода и ухода становится еще и показателем лояльности.
Научите людей тайм-менеджменту
Проведите тренинги или семинары, на которых сотрудники смогут научиться эффективно планировать свое время. Поделитесь методиками управления временем и приведите примеры, как они могут быть использованы в работе и жизни.
Другие интересные способы борьбы с опозданиями
Руководители применяют различные методы для борьбы с опозданиями сотрудников:
- В компании, которая производит товары повседневного спроса, руководитель принял решение организовать поставку свежих булочек с корицей и горячего кофе за 30 минут до начала рабочего дня. Ограниченное количество булочек было доступно только для тех, кто приходил на работу раньше установленного времени. Эта инициатива дала свои плоды — опоздания прекратились в течение двух недель.
- В дистрибьюторской компании светотехнической продукции новый руководитель отдела продаж ввел практику фиксации времени прихода сотрудников с помощью секретаря. В конце каждого месяца те, кто не опоздал ни разу, получали вознаграждение в виде дополнительного дня отпуска или подарочного сертификата. Опоздания прекратились через два месяца.
- В юридической фирме руководитель ввел практику ежедневных общих совещаний продолжительностью 30 минут, которые начинались в 9:00. Чтобы подготовиться к совещанию, сотрудникам требовалось приходить на работу на полчаса раньше. Эта мера помогла сотрудникам осознать важность пунктуальности и установить железную дисциплину в организации. Системные опоздания прекратились уже через три дня, а через две недели два сотрудника решили покинуть компанию по собственному желанию.
Крайние меры
Если ничего из вышеперечисленного не помогает, возможно, стоит попрощаться с человеком или даже группой людей. Как показывает практика многих эффективных компаний, иногда достаточно ввести правило трех опозданий в квартал и уволить злостного прогульщика. Тогда другие начнут приходить в офис вовремя.
Главное, помните, что нельзя просто обвинить сотрудника на словах. Нужны доказательства. Перед увольнением нужно письменно зафиксировать нарушение, запросить объяснительную и издать приказ об увольнении. Если не соблюсти эти правила, сотрудник может восстановиться на работе через суд и взыскать с работодателя средний заработок за все время вынужденного прогула, а также и компенсацию морального ущерба.
Заключение
Воспитание в сотрудниках пунктуальности требует терпения. Сочетание геймификации, поощрений и возможных наказаний поможет развить культуру пунктуальности в организации. Однако, помните, что каждая ситуация уникальна. Поэтому важно создать индивидуальный и гибкий подход к решению проблемы. Разговаривайте с сотрудниками, проводите онлайн-опросы и обязательно узнавайте, в чем причина опозданий. Только так можно найти наиболее эффективные способы борьбы с этой проблемой.