Вы уже потратили:
0 руб.

Психологическая безопасность

Все лучшие команды имеют одну общую черту — в них люди ощущают себя в психологической безопасности. Это означает, что каждый сотрудник делится своими идеями и мыслями без страха, что его накажут или осудят. Ошибки воспринимаются как нормальная рабочая практика, а не повод для язвительных замечаний и порицания. Кроме того, такие коллективы строятся на принципах доверия и поддержки. Поэтому создание позитивного микроклимата в команде является ключевым фактором для достижения успеха в работе.

Разберемся, как же сформировать такой подход в компании.

Основные критерии психологической безопасности среды

Психологическая безопасность — состояние, когда люди чувствуют себя комфортно, не испытывают страха, тревоги или стресса, связанных с работой. Это проявляется следующим образом:

  • Открытость и честность. Люди открыто общаются друг с другом, делятся мыслями и чувствами, не боятся высказывать свои мнения, даже если они отличаются от мнений большинства или руководства.
  • Поддержка и уважение. Коллеги проявляют понимание и сострадание, помогают решать проблемы, преодолевать трудности.
    Понятие психологической безопасности
    Психологическая безопасность на работе
  • Отсутствие психологического насилия. В коллективе нет моббинга, дискриминации или других форм психологического насилия, все общаются друг с другом на равных.
  • Доверие и конструктивная обратная связь. Коллеги готовы давать развивающую и конструктивную обратную связь, делятся знаниями, а также опытом, чтобы помочь друг другу улучшать работу и развиваться.

Почему работникам важно чувствовать себя в психологической безопасности

Безусловно, только комфортного психологического микроклимата мало. Важно также ощущение сопричастности, похвала, признание заслуг, комфортные условия на рабочем месте, разумеется, достойная зарплата и т.д. Но именно безопасность — одна из главнейших потребностей человека наряду с пищей, водой и сном (согласно пирамиде Маслоу). Чувство защищенности приоритетнее, например, потребности в общении и самоактуализации.

Если малейшие ошибки на работе безжалостно наказываются, руководитель использует авторитарный стиль, где любое альтернативное мнение жестко подавляется, а идеи персонала высмеиваются, люди чувствуют себя уязвимыми на рабочем месте. Они стремятся самостоятельно компенсировать безопасность, которую не дает руководство. Иными словами, поскольку «отличаться» означает, подвергаться критике, сотрудники хотят стать более «удобными» и «правильными», чтобы к ним нельзя придраться.

Такой подход может привести к излишнему соглашательству, болезненному конформизму, затуханию многих хороших инициатив персонала. Боязнь наказания на корню губит творческое мышление, инновации и нестандартное решение проблем.

Психологическая безопасность — одна из главнейших потребностей человека
Психологическая безопасность в пирамиде Маслоу
Психологическая безопасность — одна из главнейших потребностей человека

Кроме того, персонал не анализирует свои ошибки, действуя по проторенному алгоритму. Например, задача, которую можно сделать за 2 часа, растягивается на 6. Команда впустую расходует ресурсы, проблемы копятся. Токсичная атмосфера в компании приводит к снижению производительности и качества работы, а также к выгоранию команды и огромной текучести кадров. Блестящие умы не терпят «духоты» и давления.

Поэтому руководитель должен создавать в команде такую атмосферу, чтобы каждый сотрудник мог чувствовать себя защищенным и уверенным в своих возможностях.

Читайте также
«Культура доверия в компании: почему это особенно важно в 2023 году»
Подробнее

Преимущества хорошего микроклимата в компании

Психологическая безопасность способствует улучшению эмоционального и психического состояния персонала, что, в свою очередь, может привести к следующим положительным эффектам:

  1. Увеличение производительности, а также качества работы. Когда сотрудники чувствуют себя комфортно, они используют креативные подходы к решению задач и в целом, трудятся эффективнее. Высокая производительность в свою очередь приводит к улучшению результатов компании, повышению ее конкурентоспособности на рынке.

  2. Уменьшение текучести кадров. Люди всегда стремятся находиться там, где к ним хорошо относятся, где они получают поддержку и одобрение.

  3. Улучшение командной работы. Поскольку сотрудники более расположены к открытому общению, обсуждению проблем и ошибок на рабочем месте, лучше понимают друг друга, меньше конфликтуют, повышается общая эффективность команды. Люди лучше понимают также и задачи, которые им предстоит выполнить, могут эффективнее выстраивать коммуникации для достижения общих целей.

    Командная работа
    Командная работа
    Командная работа
  4. Повышение вовлеченности и мотивации. Когда сотрудники чувствуют себя психологически защищенными, они более склонны к риску, неординарным подходам и проявляют большую мотивацию в работе. Они знают, что могут свободно задавать вопросы, не боясь негативных последствий. Это создает атмосферу доверия и поддержки, которая способствует развитию как персонала, так и организации в целом. Кроме того, психологическая безопасность помогает снизить уровень стресса и повысить удовлетворенность работой, что также хорошо влияет на мотивацию.

  5. Укрепление HR-бренда. Заботясь о психологическом благополучии сотрудников, компания способствует формированию позитивной корпоративной культуры, которая в свою очередь привлекает талантливых специалистов и улучшает репутацию компании как работодателя.

Как обеспечить психологическую безопасность

Поскольку конфликты на работе оказывают непосредственное влияние на эффективность производственного процесса, в интересах руководства сосредоточиться на психологическом микроклимате в коллективе, вот несколько советов, которые помогут в этом нелегком деле:

Не наказывайте сотрудника за его мнение

Установите открытую и доверительную атмосферу, создавайте условия для свободного общения сотрудников, слушайте их мнения и предложения. Конечно, при таком подходе вы можете столкнуться с критикой в адрес себя и своих решений. В таком случае просто выслушайте человека, не перебивайте, даже если вы не согласны, воздержитесь от любого рода негативной реакции. Критика должна быть конструктивной. Если вы хотите обсудить с персоналом какие-то аспекты работы, ошибки или неудачные решения, делайте это в позитивном ключе. Идеально подойдет метод Сэндвича (положительный комментарий — критика — положительный комментарий), в котором критика не звучит как оскорбление или укор, а как конструктивная обратная связь.

Как критиковать сотрудника
Как критиковать сотрудника
Как критиковать сотрудника

Обеспечьте конфиденциальность информации

Сотрудники должны знать, если они что-то рассказали вам, то информация не «уйдет» дальше вашего кабинета. Это поможет людям больше доверять вам, а значит, чувствовать себя более защищенно. Всегда выполняйте обещания. Если вы обещали что-то сделать, чтобы решить какую-то проблему сотрудников, следует обязательно сдержать слово. Нарушение обещаний может привести к потере доверия со стороны персонала и негативно повлиять на моральный дух, а также продуктивность команды.

Проводите опросы персонала

Это еще один шаг к прозрачности коммуникаций и налаживанию обратной связи. Регулярные опросы помогут понять, какие аспекты нуждаются в улучшениях, чтобы обеспечить большую психологическую безопасность. Например, вопросы на платформе для корпоративных исследований Happy Job охватывают все ключевые параметры рабочей среды: компетенции руководства и обратная связь, оплата и условия труда, признание заслуг, слаженность рабочих процессов, карьерные перспективы и многое другое.

Карта метрик вовлеченности на Happy Job

Важно не только проводить опросы, но и демонстрировать результаты и объяснять, какие меры будут приняты, какие инициативы будут внедрены.

платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

Будьте готовы признать свои ошибки

Показывайте на личном примере, что ошибаться — нормально. Это поможет создать атмосферу открытости и понимания.  Моделируйте желаемое поведение. Например, показывайте им, когда вы готовы к диалогу, а когда вам нужно время на ваши личные дела. Не дергайте людей в период сосредоточенной работы, не звоните им в обед и не предлагайте провести во время него экспресс-совещание, старайтесь не звонить в выходные или в нерабочие часы. Уважайте личные границы.

Не забывайте благодарить подчиненных за хорошую работу

Похвала может быть как публичной в рамках общего собрания, так и при личном общении на встрече one-to-one. Благодарность помогает поддерживать мотивацию и повышать уровень вовлеченности.

Чаще благодарите сотрудников
Чаще благодарите сотрудников

Обсуждайте возможные решения рабочих проблем внутри команды

А также наедине с сотрудником. Возможно, он уже сам придумал способы решения, но не уверен в их эффективности. Спросите, как вы или команда можете помочь ему в этом процессе.

Организуйте тренинги по коммуникации

Включите в них такие темы, как эффективное общение, управление конфликтами, установление границ и уважение личных прав других людей. Не забывайте, что коммуникация – это двусторонний процесс, важно не только учить людей говорить, но и слушать друг друга. Поэтому обязательно включайте в тренинги темы про активное слушание и эмпатию.

Резюме

Здоровый микроклимат является важным аспектом благополучия сотрудников, а также успешного функционирования компании в целом. Следите за эмоциональным состоянием коллектива, предоставляйте людям необходимую поддержку, чтобы помочь им чувствовать себя комфортно на рабочем месте, проявляйте уважение к каждому сотруднику. Тогда люди ответят вам высокой продуктивностью и лояльностью.

Всё о развитии персонала
в нашем Telegram
Первыми узнавайте о важных мероприятиях, трендах и кейсах в HR-сфере
Подписаться
Поделиться
Алексей Клочков

Алексей Клочков — ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Job

Оглавление

Запустите опрос вовлечённости
Сертификация работодателей России

Читайте также

Правила делового этикета
Корпоративный мерч и вовлеченность: где связь
Эффективная организация гибридной работы
Чайка-менеджмент в компании: что это и как с ним бороться
Как работать с сотрудниками-звездами
Управление кросс-культурной командой
Сотрудники-бумеранги: преимущества и риски для работодателя
Кейс Дикси: Как мы увеличили eNPS в магазинах на 60 п.п.
Читать другие материалы
Протестируйте бесплатно
Количество респондентов в тестовой группе должно составлять не более 10% от общего числа сотрудников, но не менее 5 и не более 100 человек.

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru