Онбординг новых сотрудников в компании

Онбординг новых сотрудников в компании

Онбординг — это поэтапное погружение нового сотрудника в работу. Оно включает знакомство с миссией, ценностями, корпоративной культурой и правилами компании. Это позволяет новичку быстро влиться в производственные процессы и эффективно выполнять задачи. О том, как правильно провести онбординг, кто ответственен за него и как избежать трудностей, рассказываем в материале.

Этапы онбординга

Преонбординг

Этот период начинается с выставления оффера и заканчивается днем выхода в офис. HR-отдел собирает документы на оформление, согласовывает рабочую технику, составляет план встреч. Затем отправляет сотруднику welcome-письмо с перечнем необходимых документов и информацией о том, во сколько он должен быть в офисе, какие мероприятия запланированы на первой неделе и т. д.

На этапе преонбординга важно поддерживать коммуникацию с будущим сотрудником, чтобы снизить его тревожность. Можно заранее предоставить доступ к полезным материалам: видео о компании, корпоративному блогу, базе знаний.

Ориентация

В рамках ориентации происходит знакомство с компанией, культурой, историей и командой. Помимо этого, проводится индивидуальная встреча с руководителем, чтобы предоставить новичку необходимую информацию и ресурсы для начала работы, а также помочь ему понять, с кем и как он будет взаимодействовать.

Рекомендуем подготовить детальный план первой недели с расписанием встреч, тренингов и инструктажей. Можно также организовать обед или кофе-брейк с командой, чтобы новый сотрудник в неформальной обстановке познакомился с коллегами. Не стоит сразу нагружать человека максимумом информации, лучше распределить ее по первой неделе-двум — это поможет избежать сильного стресса и чувства растерянности.

Онбординг сотрудников
Онбординг сотрудников

Адаптация в новой должности

Адаптация включает два этапа:

  1. Проведение оценки компетенций нового сотрудника. Если опыта недостаточно, HR-отдел предлагает программу обучения для развития необходимых навыков.
  2. Составление плана задач на первые 30, 60 и 90 дней.

В первый месяц новичок изучает рабочие процессы: знакомится с корпоративными программами, коллегами из смежных подразделений, особенностями выполнения задач.

К концу второго месяца новый сотрудник действует более самостоятельно, но его все еще курирует наставник или руководитель. После трех месяцев специалист должен хорошо ориентироваться во внутренних процессах и автономно выполнять работу.

Онбординг новых сотрудников
Когда понял, что формальным инструктажем не обойдешься

На всем протяжении адаптационного периода HR-менеджер или руководитель назначает периодические встречи one-on-one для оценки прогресса, ответов на вопросы, постановки задач, обмена обратной связью и обсуждения карьерных ожиданий.

Завершение процесса онбординга

После 3 месяцев в компании новичок еще раз встречается с руководителем. В рамках этой беседы подводятся итоги адаптации, анализируются успехи специалиста, формируется план его профессионального развития.

В конце испытательного срока HR направляет сотруднику анкету для оценки его знаний политик, процессов и ценностей организации, чтобы убедиться, что он хорошо знаком со всеми аспектами работы.

При успешном завершении процесса онбординга необходимо отметить успехи сотрудника перед всей командой — это станет мотивацией для дальнейшей продуктивной работы.

платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

Продолжительность онбординга

Продолжительность онбординга варьируется в зависимости от компании, отрасли и характеристик должности. Обычно он длится от нескольких недель до нескольких месяцев: в небольших стартапах процесс может быть кратким и интенсивным, а в крупных корпорациях занимать длительное время. В некоторых компаниях из-за особенностей корпоративной культуры онбординг может длиться до года.

Кроме того, нужно учитывать индивидуальные особенности адаптации разных сотрудников: кто-то быстро включается в работу, а кому-то может потребоваться больше времени.

Кто проводит онбординг новых сотрудников

HR-отдел

Это инициатор и координатор всего процесса онбординга. Его основная цель — минимизировать стресс у новичка в первые дни работы. Отдел кадров разрабатывает обучающие материалы, программы, планирует тренинги. Он также занимается оформлением документов, проводит знакомство с компанией, процедурами, системой отпусков и больничных и т. д.

Руководитель

Начальник помогает новому члену команды разобраться в специфике работы, устанавливает цели и ожидания, определяет объем полномочий и уровень ответственности, формирует план развития, а также поддерживает и дает обратную связь. Руководители часто оказываются первыми контактными лицами на новом рабочем месте, поэтому их задача — создать дружескую атмосферу и комфортные условия для плавной адаптации.

Ключевые навыки руководителя
Читайте также
Ключевые навыки руководителя
Подробнее

Менторы и бадди

Некоторые организации в помощь новичкам предоставляют менторов. Менторы — это опытные сотрудники, которые делятся своими знаниями, лайфхаками, помогают влиться в коллектив. В отличие от бадди (от англ. buddy — приятель), который выполняет роль проводника по компании и помогает в решении повседневных вопросов, ментор фокусируется на профессиональном развитии нового сотрудника, передаче опыта и специфических знаний.

Бадди находится с новичком на равных. Он отвечает за бытовые вопросы: где находится столовая, как работает кофемашина, как забронировать переговорную комнату и прочие. Бадди направляет, но не указывает, поддерживает, но не выполняет работу за подопечного, делится мыслями, но не принимает решения. Наличие такого «друга» на новом рабочем месте помогает сотруднику снизить напряжение и быстрее пройти этап адаптации.

Роль ментора в адаптации сотрудника
Под руководством ментора новичок адаптируется быстрее

IT и охрана труда

IT-специалисты выдают рабочую технику (компьютер, мобильный телефон и т. д.), открывают доступы к внутренним программам, регистрируют новый почтовый адрес, обучают работе с корпоративными программами и прочее.

Отдел охраны труда проводит инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, знакомит с корпоративными политиками и положениями.

Как оценить эффективность онбординга в компании

Понять, что процесс адаптации в компании хорошо отлажен, можно по нескольким признакам:

  1. Новые сотрудники быстро вливаются в коллектив и успешно выполняют задачи.
  2. HR-отдел получает положительные отзывы новичков о программе онбординга.
  3. Снижается текучесть кадров.
  4. Новые члены команды хорошо ориентируются в корпоративных политиках и процедурах.

Главным показателем эффективности онбординга является обратная связь от сотрудника. Она позволяет выявить сильные и слабые места в программе адаптации, оценить работу наставника, а затем разработать меры по улучшению процесса.

Понять, что думает новичок о работе в компании, можно с помощью метрик «Руководитель», «Процессы», «Коллеги», «Условия и оплата» в рамках опроса вовлеченности на платформе Happy Job.

Вопросы к метрикам «Руководитель», «Коллеги» и «Условия и оплата» на платформе Happy Job

Преимущества платформы Happy Job:

  • запатентованная методика исследования;
  • гарантия полной анонимности для получения честных ответов;
  • геймификация (анимация и иллюстрации) в опросах для снижения когнитивной нагрузки на респондентов;
  • smart-отчеты и ИИ-ассистент;
  • готовый план работ;
  • встроенные рекомендации от HR-экспертов по развитию вовлеченности и лояльности;
  • самая большая база бенчмарков в России и СНГ (более 800 компаний из 43 отраслей).

Возможные проблемы при онбординге и как их избежать

Недостаток информации

Недостаток информации о рабочих процессах создает у новичка ощущение потерянности. Если он не до конца понимает обязанности, свою роль в команде и возможности для профессионального роста, это может негативно сказаться на его продуктивности и мотивации. В этом случае специалист предпочтет найти другое место работы, где к нему будут относиться внимательнее.

Когда сотрудник не знает внутренние правила поведения и особенности корпоративной культуры, он может неосознанно нарушать их. Это провоцирует конфликты с коллегами, снижает уровень удовлетворенности, приводит к дополнительным сложностям в период адаптации.

Программа онбординга
Новичок, когда по незнанию нарушил корпоративные правила

Ощущение изоляции

Оторванность от коллектива — еще одна распространенная проблема. Если новичка не представили команде или не приглашают на корпоративные мероприятия, например, на встречи отдела, это отрицательно влияет на качество командной работы.

Как этого избежать:

  1. Регулярно собирайте обратную связь от новых сотрудников и их наставников с помощью анонимных опросов, на встречах с HR-менеджером и руководителем. Это позволит выявить проблемы на начальном этапе и решить их.
  2. Организуйте обучение для менторов. Они должны понимать, как происходит адаптация, знать цели и ожидания компании, а также уметь грамотно доносить информацию до подопечного.
  3. Совершенствуйте программу адаптации: вносите изменения на основе фидбэка от сотрудников. Отслеживайте, как со временем меняется ее качество.
Процесс онбординга
Качество онбординга влияет на удержание сотрудников
Процесс онбординга
Качество онбординга влияет на удержание сотрудников

Резюме

Онбординг — это процесс принятия нового сотрудника в команду. От качества онбординга зависит первое впечатление человека о компании: захочет ли он продолжить работу или предпочтет найти другого работодателя.

Для того чтобы специалист успешно прошел адаптацию и остался в организации, нужно обеспечить его ресурсами, которые требуются для выполнения задач, провести должное обучение, по возможности предоставить ментора, четко формулировать цели и ожидания, а также регулярно встречаться в формате one-one-one для обмена обратной связью и выявления имеющихся сложностей.

Всё о развитии персонала
в нашем Telegram
Первыми узнавайте о важных мероприятиях, трендах и кейсах в HR-сфере
Подписаться
наш телеграм наш telegram
Поделиться
Алексей Клочков

Алексей Клочков — ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Job

Оглавление

Запустите опрос вовлечённости
Сертификация работодателей России

Читайте также

460+ новых рекомендаций по развитию вовлеченности в отчетах Happy Job
IVI делится секретами о том, как добиться высоких показателей участия в опросах вовлеченности
Практика развития eNPS: опыт Магнит
Календарь корпоративных исследований 2022
Как сделать сотрудников амбассадорами бренда
Сотрудники-бумеранги: преимущества и риски для работодателя
OBI делится результатами первого исследования с Happy Job
Хантинг в подборе персонала: чем опасен и как защититься
Адаптация удаленных сотрудников
Как проводить мозговые штурмы с пользой
Культ токсичной продуктивности на работе
Как удержать ценных сотрудников от увольнения: 17 действенных стратегий в 2023 году
Протестируйте бесплатно
  • полный набор возможностей платформы
  • бенчмарки по вашей отрасли
  • консалтинговая поддержка
  • встреча по итогам тестирования

Заголовок по умолчанию

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru