Ключевые навыки руководителя

Ключевые навыки руководителя

Руководитель — связующее звено между сотрудниками и компанией. Люди склонны перенимать поведение лидера в сложных ситуациях, его отношение к корпоративной культуре, самообразованию и другим аспектам. В этой статье поговорим о том, какие качества определяют начальника, ведущего компанию к успеху.

Чем лидер отличается от босса

Настоящий лидер ощущает себя частью команды, дает сотрудникам участвовать в принятии решений, ценит их мнение. Он вдохновляет, делится знаниями и опытом.

Босс же, наоборот, решает все сам и спускает задачи «сверху». Он полагается только на свой авторитет, управляет через приказы и резко критикует подчиненных. Работа под руководством такого начальника снижает мотивацию и желание вкладываться в общее дело, выполнение задач становится механическим.

Навыки руководителя
Босс не считает себя частью команды
Навыки руководителя
Босс не считает себя частью команды

Конечно, люди работают и с руководителем-боссом. Но большинству все же хотелось бы видеть в своем начальнике сильного эмпатичного лидера, который четко ставит задачи и дает конструктивную обратную связь. Разберем, какие soft skills необходимо прокачать, чтобы стать именно таким менеджером.

Делегирование

Делегирование — передача задач подчиненным или коллегам. Но это не просто перекладывание ответственности на других. Делегирование освобождает время руководителя для задач более высокого уровня (планирование развития компании, анализ отчетов, переговоры с новыми партнерами).

Чтобы передавать задачи, надо уметь:

  • определять, какие задачи можно делегировать;
  • решать, чей опыт и компетенции подходят для выполнения конкретной задачи;
  • четко формулировать, что необходимо сделать, озвучивать ожидаемый результат, ставить дедлайны;
  • предоставлять необходимые ресурсы;
  • давать обратную связь в процессе и после выполнения задачи.

Делегирование требует от руководителя практики и интереса к профессиональному росту подчиненных. Чем лучше развит этот навык, тем продуктивнее компания.

Делегированная работа
Когда делегировал задачу, но хочешь все контролировать
Делегированная работа
Когда делегировал задачу, но хочешь все контролировать

Стратегическое мышление

Стратегическое мышление позволяет определить миссию и цели организации. Руководитель должен видеть общую картину и понимать, куда двигаться, чтобы компания оставалась конкурентоспособной. Что дает навык стратегического мышления:

  • способность предвидеть внешние перемены: технологические инновации, изменения в законодательстве, рыночные тренды и т.д.;
  • понимание, как эффективно использовать ресурсы компании, включая финансы, персонал, технологии и время;
  • принятие обоснованных решений с учетом возможных последствий.

Постановка целей

Важно делить общие цели подразделения на индивидуальные для каждого сотрудника. Такой подход решает сразу две задачи:

  1. Повышает сплоченность. Сотрудники видят, чем занимаются коллеги, и могут поделиться с ними опытом или, наоборот, использовать их наработки.
  2. Увеличивает вовлеченность каждого члена команды. Лидер связывает индивидуальные цели с целями компании, поэтому человек заинтересован в добросовестном выполнении задач, ведь выгоду получают обе стороны.

Правильная постановка целей состоит из трех этапов:

  1. Оценка сильных сторон сотрудника. Можно назначить встречу и в свободной форме побеседовать о навыках и профессиональных интересах.
  2. Совместно с подчиненным установить цели с учетом его сильных сторон. Так человек поймет, что он может контролировать свое профессиональное развитие.
  3. Выработка плана реализации. На этом этапе обсуждаются необходимые ресурсы и устанавливаются сроки исполнения задачи.
Профессиональные навыки руководителя
Результат неграмотной постановки задачи
Профессиональные навыки руководителя
Результат неграмотной постановки задачи

Коммуникация и межличностные навыки

Коммуникация — самая важная из всех компетенций, которыми должен обладать эффективный руководитель. Общение требуется везде — для постановки задач и предоставления обратной связи, для решения конфликтов, привлечения инвесторов и многого другого.

Понятие коммуникации подразумевает целый набор качеств, необходимых лидеру.

Активное слушание

Активное слушание требует усилий и сосредоточенности. Нужно поддерживать зрительный контакт, задавать вопросы, когда что-то непонятно, и не перебивать, даже если очень хочется.

Язык тела

Невербальные сигналы (жесты, мимика, тон голоса) тоже влияют на общение с командой. Например, улыбка и открытая поза помогут создать дружественную атмосферу.

Негативные невербальные сигналы — скрещенные руки, нахмуренные брови или отсутствие зрительного контакта — могут вызвать у сотрудников недовольство или недоверие. Поэтому руководитель должен следить за языком тела, чтобы избежать недопониманий и конфликтов.

Разрешение конфликтов

Разрешение конфликтов — важный аспект управления, однако, им часто пренебрегают. Эффективный руководитель понимает, что конфликт — это данность. Поэтому он должен уметь разрешать споры и снижать напряжение в коллективе. Важно давать высказаться всем сторонам конфликта, выслушивать их и находить приемлемое решение спора.

Управленческие навыки руководителя
Эффективный руководитель умеет разрешать конфликты
Управленческие навыки руководителя
Эффективный руководитель умеет разрешать конфликты

Обратная связь

Обратная связь от начальства помогает специалисту понять свою ценность, улучшать результаты и расти профессионально. Однако, для продуктивного фидбэка нужно соблюдать несколько условий:

  • регулярность;
  • подготовка;
  • формат «один на один»;
  • атмосфера доверия;
  • конструктивность;
  • акцент на сильных сторонах сотрудника;
  • действия по результатам диалога;
  • поощрение развития подчиненных.
Читайте также
О том, из чего складывается грамотный фидбэк, читайте в статье "Как правильно давать обратную связь".
Подробнее

Открытость

Руководитель должен быть открыт к общению: отвечать на вопросы сотрудников, реагировать на их предложения, посещать корпоративные мероприятия. Особенно важно быть доступным в сложные для команды времена — период внедрения изменений или кризис, сопровождающийся увольнениями. В эти моменты сотрудники ищут поддержки у лидера, им нужны разъяснения и добрые слова.

Эмпатия

Эмпатия — способность поставить себя на место другого человека и проявить понимание. Эмпатичный начальник выстраивает доверительные отношения с сотрудниками, вникает в возможные причины конфликтов в коллективе и находит пути их решения. Работа с таким руководителем дает людям уверенность в том, что их ценят, — а это способствует снижению текучести кадров.

Похвала и признание

Регулярная, обоснованная и искренняя похвала от руководителя стимулирует подчиненного повторять успехи в работе. Отсутствие одобрения, наоборот, лишает мотивации.

Ключевые навыки руководителя
Ключевые навыки руководителя
Ключевые навыки руководителя
Ключевые навыки руководителя

Развитие команды

Важная составляющая в карьерном развитии — помощь лидера. Руководитель должен помогать составить индивидуальный план развития, давать советы и рекомендации по выбору профессионального пути.

Сотруднику важно знать условия для повышения, поэтому лидеру необходимо регулярно объяснять, что необходимо сделать для продвижения по карьерной лестнице. Иначе люди будут думать, что работа на более интересных позициях возможна только «для своих». Это негативно скажется на производительности и атмосфере в коллективе.

Адаптивность и умение принимать решения

Время, когда бизнес мог рассчитывать на стабильность, прошло. Современные компании постоянно сталкиваются с изменениями, технологическими прорывами и геополитическими сдвигами. Это требует от руководства быстрой реакции.

Гибкий лидер адекватно воспринимает новые условия. Он быстро переосмысливает ситуацию и меняет стратегии, чтобы сохранить конкурентоспособность компании. Такой руководитель принимает взвешенные решения на основе ограниченной информации и неопределенных прогнозов. Для этого нужно мыслить аналитически, быть креативным и доверять интуиции.

Как научиться принимать сложные решения:

  • обмениваться опытом с другими лидерами;
  • проводить систематические анализы и сценарные планирования. Это поможет лучше понимать возможные последствия решений и оценивать риски;
  • доверять своим способностям и не бояться брать ответственность за решения.

Как оценить навыки руководителя

С ключевыми навыками разобрались. А как оценить эффективность их применения в рабочей обстановке? Самым важным показателем будет мнение сотрудников. Больше половины факторов, влияющих на вовлеченность команды, связаны с действиями и качествами руководителя. Предлагаем провести опрос на платформе Happy Job. Компетенции лидера, о которых мы говорили в статье, оцениваются на платформе с помощью метрик «Руководитель», «Стратегия», «Обратная связь», «Признание», «Изменения» и «Карьера».

«Приходят люди в компанию, а уходят от руководителя»

Исследования Happy Job показали, что в одной организации количество людей, рекомендующих компанию в качестве работодателя, может отличаться от количества людей, рекомендующих руководителя. А еще, что в 63% случаев главной причиной увольнения было недовольство начальством. Поэтому в опрос на платформе Happy Job мы добавили метрику mNPS (Manager Net Promoter Score). Она измеряет, насколько сотрудники лояльны к руководителю.

Результат измерения mNPS на платформе Happy Job
Результат измерения mNPS на платформе Happy Job

Риски гиперлояльности

Как ни странно, и низкая, и очень высокая лояльность могут привести к потере ценных кадров и даже команд. Почему лояльность к лидеру может быть выше, чем к компании? Вариантов два:

  1. В организации плохие условия труда, нет перспектив роста. Сотрудники не увольняются только из преданности начальнику.
  2. Лидер словами и поступками снижает лояльность к компании: критикует высшее руководство, не доносит до команды цели организации, важность проводимых изменений и информацию о карьерных перспективах.

В обоих случаях гиперлояльность может привести к тому, что если руководитель покинет компанию, команда уйдет вместе с ним.

платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

Как стать эффективным руководителем:

  1. Учиться. Проходить курсы, читать бизнес-литературу, посещать тематические мероприятия, мотивировать сотрудников следовать примеру;
  2. Быть честным. Прямо говорить о реальных объемах работы, компенсации и т.д.;
  3. Быть открытым. Отвечать на вопросы подчиненных, искать решения проблем;
  4. Содействовать профессиональному развитию. Например, на встречах «один на один» вместе с сотрудником составлять план его карьерного роста;
  5. Дробить объемные задачи на несколько маленьких;
  6. Давать команде свободу в принятии решений.

Резюме

Компетенции лидера определяют направление развития и успех организации. Умение управлять, мотивировать и вести команду вперед повышает производительность, улучшает коммуникацию и климат в коллективе. Руководитель, который способен принимать стратегически верные решения в условиях турбулентности бизнеса, всегда будет иметь авторитет.

Для прокачки ключевых навыков нужно постоянно учиться, активно применять знания на практике и быть открытым к обратной связи.

Всё о развитии персонала
в нашем Telegram
Первыми узнавайте о важных мероприятиях, трендах и кейсах в HR-сфере
Подписаться
Поделиться
Ольга Удальцова

Ольга Удальцова — Руководитель проектного отдела

Оглавление

Запустите опрос вовлечённости
Сертификация работодателей России

Вам может понравиться

У незаменимых сотрудников есть серьезный недостаток — они в любой момент могут не выйти на работу. Повлияет ли это на стабильность рабочих процессов, зависит от фактора автобуса. В статье рассказываем, что это такое, как рассчитать и повысить.
Мотивирование труда — одна из самых острых проблем, стоящих перед современным руководителем. В этой статье рассмотрим несколько основных теорий мотивации, объясняющих, какие факторы побуждают персонал эффективно работать.
Мало кто любит рабочие собрания. Они не всегда продуктивны, а присутствие некоторых сотрудников вообще ни к чему. Как изменить ситуацию, какие есть принципы эффективных совещаний и какова роль руководителя в управлении встречей рассказываем в материале.
Читать другие материалы >
Протестируйте бесплатно
Количество респондентов в тестовой группе должно составлять не более 10% от общего числа сотрудников, но не менее 5 и не более 100 человек.

Заголовок по умолчанию

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru