Вы уже потратили:
0 руб.

HR-маркетинг

Happy Job
09 июня 2023

Хорошие специалисты сегодня на вес золота. Их уже не заинтересовать только высокой зарплатой, дружным коллективом или бесплатным кофе с печеньками. Все люди разные. Понять, что именно нужно человеку, как «продать» ему вакансию — все это функции маркетинга персонала.

Рассказываем, что это такое, как работает и как компании извлечь из HR-маркетинга максимальную пользу.

Содержание статьи:

Что такое HR-маркетинг

Маркетинг персонала — это когда вы «продаете» компанию соискателям и действующим работникам. Иными словами, вы делаете все, чтобы люди захотели у вас работать. Процесс включает использование маркетинговых стратегий и инструментов для создания положительного имиджа организации как работодателя, а также для привлечения талантливых кандидатов на открытые позиции.

HR-маркетинг наглядно
HR-маркетинг
HR-маркетинг наглядно

Это не просто банальная рекламная кампания для набора людей на открывшиеся вакансии. А более комплексный подход, в рамках которого используются психологические методики, также профессиональные диагностические инструменты эйчаров. Он также может быть направлен на повышение лояльности и мотивации текущих сотрудников через программы обучения, возможности роста и развития карьеры.

Цели и задачи HR-маркетинга:

  1. Оптимизация бюджета на поиск и привлечение персонала.
  2. Изучение потребностей и болей как соискателей, так и действующих работников.
  3. Развитие персонала для повышения производительности труда, улучшения качества продукции или услуг.
  4. Мотивирование сотрудников через систему стимулирования (например, бонусы за достижение целей) для увеличения эффективности.
  5. Создание благоприятной рабочей атмосферы для повышения вовлеченности и лояльности коллектива.
  6. Управление конкурентоспособностью фирмы на рынке труда через создание HR-бренда, привлекательных условий, анализ предложений конкурентов, взаимодействие со СМИ и лидерами мнений.
  7. Подготовка стратегии развития персонала на будущее: определение необходимых навыков для успешной реализации бизнес-плана, роста компании, а также ее экономического развития.
  8. Организация обучения, корпоративных празднований и тимбилдингов для коллектива.

Ключевые функции HR-маркетинга

Основными функциями такой работы является: привлечение потенциальных сотрудников (лидогенерация), их отбор, информирование, работа с уже нанятым персоналом.

Для этого требуется разработать эффективную стратегию поиска, использовать различные инструменты рекрутинга (например, социальные сети, площадки), создавать привлекательный имидж работодателя, удерживать лояльность действующих сотрудников через тимбилдинги, признание заслуг, мотивационные программы, а также сбор обратной связи.

Функции маркетинга персонала
Функции маркетинга персонала
Функции маркетинга персонала

В другие функции HR-маркетинга входит:

  • повышение узнаваемости HR-бренда;
  • анализ незакрытых и дефицитных ниш в компании;
  • закрытие дефицитных вакансий;
  • оценка текущего состояния команды сотрудников и выявление возможных проблем;
  • проведение мероприятий по повышению уровня знаний и производительности работников (обучения, тренинги);
  • создание системы стимулирования работы персонала (бонусная программа, возможности для продвижения по службе);
  • поддержание связей со специализированными образовательными учреждениями, «охота» на перспективных выпускников;
  • печать рекламных материалов для создания HR-бренда, проведение PR-ивентов и других активностей;
  • анализ рынка труда, изучение стратегий конкурентов в сфере найма.

Виды HR-маркетинга

Всего разновидностей маркетинга персонала существует два: внешний и внутренний.

Внутренний — ориентирован на то, чтобы действующие сотрудники были удовлетворены работой, чувствовали себя ценными. Для этого используются различные методы, такие как проведение обучающих программ и тренингов, создание хороших условий труда (удобное рабочее место, возможность гибкого графика), стимулирование лояльности к компании (премии за выслугу лет или достигнутые результаты).

Что влияет на маркетинг персонала
Виды маркетинга персонала
Что влияет на маркетинг персонала

Как узнать, что для работника важно? Самый лучший способ — провести опросы персонала. Лучше задействовать для этого специализированные IT-решения. Во-первых, это поможет легко и качественно провести опрос (подбор методологии, PR-кампания, контроль прохождения, анонимность результатов). Во-вторых, HR-специалист будет избавлен от необходимости анализировать тонны обратной связи от персонала. Всем перечисленным критериям соответствует онлайн-платформа для корпоративных исследований Happy Job.

Опросы фокусируются на разных аспектах привлекательности компании: зарплата, отношения в коллективе, а также с непосредственным руководителем, условия труда, возможности карьерного роста, признание заслуг и т.д.

Опросы сотрудников на платформе Happy Job

Результаты опросов формируются в виде удобных отчетов в 1 клик. Также платформа предоставляет рекомендации по улучшению того или иного аспекта. Они помогут руководству принимать решения, которые учитывают потребности и желания работников, а также повышать уровень вовлеченности и лояльности сотрудников.

платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

Результаты опросов формируются в виде удобных отчетов в 1 клик. Также платформа предоставляет рекомендации по улучшению того или иного аспекта. Они помогут руководству принимать решения, которые учитывают потребности и желания работников, а также повышать уровень вовлеченности и лояльности сотрудников.

Внешний HR-маркетинг направлен на привлечение новых специалистов. Задача заключается в том, чтобы показать потенциальным кандидатам все преимущества работы: высокая зарплата и бонусы, интересные проекты, возможности для профессионального роста, дружелюбная атмосфера и т.д.

Рекрутер завлекает кандидата
Рекрутер завлекает кандидата

Обе стратегии необходимо использовать одновременно. Внутренний HR-маркетинг обеспечит сохранение талантов в компании и рост производительности (счастливые люди более продуктивны). Внешний — поможет сохранить конкурентоспособность на рынке труда, а также привлекать лучшие кадры.

7 инструментов хорошего HR-маркетинга

Используйте следующие маркетинговые инструменты, чтобы создать привлекательный имидж организации и привлечь лучших кандидатов:

  1. Опросы среди действующих и потенциальных сотрудников (что нравится в компании, чего ждут от работы);
  2. Блог, где можно рассказать о культуре компании, достижениях, новостях и других интересных фактах;
  3. Партнерство с ведущими вузами для привлечения молодых и перспективных специалистов;
  4. Размещение рекламы на специализированных сайтах;
  5. Наружная и внутренняя реклама, публикации в СМИ;
  6. SEO, контекст, таргетинг, SMM;
  7. Проведение мероприятий, например, создание программы стажировок.

Также рассказывайте о своих успехах и достижениях, о том, какие возможности дает компания для профессионального роста. Важно также показать, что руководство заботится о своих сотрудниках, предоставляя им хорошие условия работы и бонусы.

Как внедрить HR-маркетинг в компании

Основная цель внешнего HR-маркетинга — лидогенерация. Иными словами, это повышение узнаваемости бренда работодателя и привлечение сотрудников на незакрытые вакансии. Такая работа осуществляется в несколько шагов:

  1. Анализ потребностей компании в персонале — сколько нужно сейчас и сколько потребуется в будущем;
  2. Анализ рынка соискателей, их запросов, а также требований компании к их навыкам;
  3. Анализ имиджа компании на рынке в качестве работодателя;
  4. Определение целевой аудитории (потенциальные соискатели);
  5. Создание стратегии по привлечению талантливых специалистов;
  6. Организация HR-мероприятий для привлечения персонала (рекламные объявления, социальные сети, сообщества и т.д.);
  7. Создать EVP для потенциальных кандидатов (бонусы, льготы или другие преимущества);
  8. Сформировать план по маркетингу персонала, указать сроки;
  9. Оценка эффективности проведенных мероприятий, корректировка стратегии при необходимости.

Внешний маркетинг персонала должен быть частью общей стратегии компании, соответствуя ее целям и ценностям. Кроме того, необходимо учитывать конкурентную среду на рынке труда, перманентно анализировать изменения в требованиях к соискателям. В результате эффективный внешний маркетинг персонала помогает компании привлечь лучших специалистов, повышает ее имидж как работодателя и способствует достижению бизнес-целей.

Неправильный HR-маркетинг
Неправильный маркетинг персонала снижает качество подбора

Также на несколько этапов можно разбить и работу в рамках внутреннего маркетинга персонала. А именно:

  1. Анализ аудитории. Необходимо изучить потребности персонала. Это можно сделать, если время от времени проводить опросы и анкетирования;
  2. Разработка стратегии. На основе целей, задач, а также анализа аудитории, нужно разработать стратегию, определить каналы коммуникации, выбрать инструменты.
  3. Формирование корпоративной культуры. Это важно для создания позитивного отношения новых и действующих сотрудников к компании.
  4. Реализация. На этом этапе необходимо реализовать выбранные мероприятия, например, провести обучающие семинары, создать внутренний портал с информацией для персонала, провести конкурсы и т.д.
  5. Оценка результатов. После реализации мероприятий необходимо оценить их эффективность. Это позволит корректировать стратегию, улучшая результаты в будущем.
Внутренний маркетинг персонала
Внутренний маркетинг персонала

Кроме того, важно учитывать факторы, которые могут повлиять на эффективность. Например:

  • Поддержка руководства компании. Руководители должны быть заинтересованы в создании лояльности персонала, а также готовы поддерживать проведение мероприятий;
  • Прозрачность и открытость коммуникации. Важно создавать условия для свободного обмена информацией среди сотрудников;
  • Увеличение уровня удобства работы для персонала (эргономика рабочих мест, возможности развития карьеры);
  • Создание благоприятной атмосферы на рабочем месте.

Как оценивать эффективность HR-маркетинга

Существует несколько способов того, чтобы оценить, насколько хорошо работает кадровый маркетинг в компании.

Прежде всего, это формулы:

Оценка и контроль HR-маркетинга

Также можно оценить качество внутреннего маркетинга по следующим показателям:

  • Снижение текучести и сокращение затрат на найм. Действующие сотрудники не хотят покидать компанию с сильным HR-брендом, а потенциальные — сами выстраиваются в очередь;
  • Увеличение узнаваемости бренда на рынке. Если компания заботится о своих сотрудниках и создает благоприятную рабочую среду, это положительно сказывается на ее имидже;
  • Сотрудники часто и с удовольствием рекомендуют компанию в качестве работодателя своим друзьям и знакомым;
  • Уровень лояльности. Чем выше лояльность, тем меньше вероятность ухода сотрудников и большая мотивация работать на результат;
  • Уровень участия в образовательных мероприятиях и других программах развития. Если сотрудники активно участвуют в таких мероприятиях, это свидетельствует о высокой заинтересованности в развитии и повышении квалификации;
  • Уровень вовлеченности персонала. Опросы, интервью и другие методы помогают выявить, насколько довольны сотрудники условиями работы, возможностями для развития, а также другими аспектами, связанными с внутренним маркетингом. Проводите интервью в онлайн-формате. Вместо традиционных вопросов о том, что сотрудник может сделать для компании, задавайте вопросы о том, что компания может сделать для него;
  • Эффективность обратной связи. Важен не только сам факт наличия фидбэка, но и его форма и содержание. Корректно ли она подается, мотивирует ли она улучшать свою работу и т.д. Эффективная обратная связь – это не только инструмент для улучшения бизнеса, но и знак уважения к сотрудникам и их мнению;
  • Качество работы и производительность. Если внутренний маркетинг работает эффективно, это должно сказаться на качестве работы и производительности сотрудников.

Резюме

HR-маркетинг поможет привлекать и удерживать таланты, повышать их вовлеченность, лояльность и мотивацию, а также улучшать качество работы. Следует помнить, что это долгосрочный процесс. Он требует постоянного внимания, а также усилий со стороны работодателя. Регулярные опросы, обратная связь, диалог с сотрудниками помогут выявить проблемы в работе, а также позволят создать эффективные стратегии для их устранения. По факту все просто: узнайте у людей, какие условия работы формируют «компанию мечты», и создайте их. Тогда у вас будут трудиться лучшие из лучших.

Об авторе
Алексей Клочков, ведущий эксперт HR и управленческого консалтинга России
Happy Job
Алексей Клочков, ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Job

Вам может понравиться

Для эффективного управления компанией руководитель должен постоянно учиться и развивать soft skills. В этом материале расскажем, какие навыки необходимы лидеру и как их прокачать.
Рабочая среда постоянно изменяется под влиянием внешних факторов. HR-ы и руководители должны уметь быстро к ней адаптироваться и применять новые подходы к управлению персоналом. В этом материале разберем, какие HR-тренды есть в 2024 году.
Где грань между здоровой и токсичной продуктивностью? Из-за чего возникает культ токсичной продуктивности и как с ним бороться? Изучите стратегии поддержания work-life balance сотрудников, их психического благополучия и создания здоровой рабочей среды.
Читать другие материалы >

Кейсы клиентов

  • 4 года с Happy Job
    360 000 сотрудников
    рост eNPS +19,9%
  • 5 лет с Happy Job
    120 000 сотрудников
    рост выручки и производительности
    за счет развития eNPS
    +13%
  • 5 лет с Happy Job
    1 700 сотрудников
    снижение уровня текучести -50%

Хотите добиться таких же результатов?

Запланируйте онлайн-встречу с нашим менеджером

Анастасия Любятинская руководитель отдела продаж

Алексей Клочков, основатель Happy Job

Протестируйте бесплатно!

Получите полный доступ.

  1. Заполните форму заявки, и с вами свяжется консультант, чтобы обсудить старт исследования.
  2. Всё, что нужно предоставить — это список email-адресов сотрудников.
  3. Вы сможете оценить все возможности платформы и подготовиться к полноценному использованию.

Количество респондентов в тестовой группе должно составлять не более 10% от общего числа сотрудников, но не менее 5 и не более 100 человек.

Я и мои коллеги уделяем полное внимание всем тестовым проектам. Алексей Клочков , основатель Happy Job

Заголовок по умолчанию

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru