Принцип HR Zero сегодня использует большое количество компаний. Причина его популярности кроется в высокой эффективности при внедрении изменений. Поговорим о том, что такое HR Zero и для чего нужно компаниям.
Определение HR Zero и суть концепции
HR Zero — это принцип организации HR-процессов в компании, при котором HR-специалисты внедряют изменения руками руководителей. Наиболее часто принцип используют для развития вовлечённости и лояльности сотрудников.
Концепция HR Zero стала набирать популярность, так как традиционный подход к внедрению изменений — силами функциональных служб, малоэффективен. По статистике, только половина инициатив приживается в компании, а если преобразования масштабные — не больше 25%.
Исследования на базе платформы Happy Job показали, что действия линейного руководителя по развитию вовлечённости и лояльности подразделения эффективнее аналогичных действий функционального руководителя (например, HR-специалиста) в несколько раз. На это есть несколько причин.
Руководитель даёт персонализированную обратную связь в отличие от HR-специалистов
Как правило, под руководством линейного руководителя находится до 20 сотрудников. Каждого подчинённого он знает лично, наблюдает его сильные и слабые стороны. Соответственно, обратная связь персонализированная — сотрудник слышит конкретные предложения по улучшению его работы, профессиональному развитию и т.д.
В свою очередь, на одного HR-специалиста в компании могут приходиться сотни или даже тысячи сотрудников. Обратная связь от представителя HR-службы будет носить типовой характер — общие рекомендации по повышению продуктивности, предложения по развитию наиболее популярных на тот момент в отрасли или компании навыков и т.д. Разумеется, персонализированная обратная связь позволит быстрее достичь поставленных целей, чем типовая.
Между руководителем и сотрудниками есть эмоциональная связь
Сотрудники склонны больше доверять линейному руководителю, чем функциональному, то есть HR -специалисту. Такой эффект объясняется наличием между руководителем и сотрудниками эмоциональной связи, сформированной каждодневной работой «бок о бок», совместным переживанием успехов и неудач подразделения, общением во время неформальных мероприятий. В этой парадигме функциональный руководитель для сотрудников — чужой. Соответственно слова непосредственного руководителя будут находить больший отклик у сотрудников, а действия — поддержку.
Роль автоматизации в HR Zero
Линейные руководители имеют больше шансов успешно внедрить изменения, но, зачастую, не обладают навыками из арсенала HR -специалистов. Закономерный шаг по развитию у руководителей недостающих компетенций не всегда даёт ожидаемый результат. Процесс обучения может затянуться по времени, дорого стоить компании, при этом не привести к желаемому развитию в командах вовлечённости и лояльности.
Проблему нехватки компетенций у руководителей решила автоматизация. Современные IT-решения автоматизируют процессы, которые раньше требовали времени и экспертизы HR-специалистов. Результаты, в свою очередь, преподносятся в понятном для неспециалиста HR-службы виде, снабжены пояснениями и т.д. Таким образом, руководитель получает главную роль в процессе внедрения изменений, а HR-специалисты — консультирующую.
Концепция HR Zero реализована в платформе Happy Job — сложный процесс исследования и развития вовлечённости и лояльности персонала не требует от руководителей специфических навыков.
Рассмотрим, как организован процесс на платформе Happy Job.
Подготовительный этап
Получить достоверные данные об уровне вовлечённости и лояльности можно только в том случае, если в опросе примет участие не меньше 65% сотрудников. Преодолеть эту планку процента участия можно с помощью PR -кампании опроса — объяснить сотрудникам, с какой целью собирается обратная связь, как она будет использована и т.д. На платформе Happy Job для этих целей предусмотрены шаблоны коммуникаций, которые помогут убедить персонал в необходимости исследования.
Важно помнить, что сотрудники дадут честную обратную связь, только если будут уверены в анонимности участия в опросе. Платформа Happy Job в коммуникационных материалах делает упор на полную защиту конфиденциальности респондентов.
Готовая стратегия PR-кампании исследования позволяет платформе Happy Job проводить опросы с участием от 75% сотрудников.
Настройка параметров исследования
Организационные мероприятия по подготовке к исследованию находятся на стороне провайдера. Персональный менеджер Happy Job берёт на себя настройку платформы под компанию: импортирует структуру подразделений, назначает доступы для руководителей и HR-специалистов, указывает периодичность опросов, добавляет при необходимости индивидуальные вопросы и т.д.
Опрос сотрудников
На платформе Happy Job процесс опроса персонала полностью автоматизирован: в определённый день каждый сотрудник получает ссылку на онлайн-анкету. После прохождения опроса информация передаётся на сервер для последующего машинного анализа и формирования отчётов.
Результаты исследования
Руководитель видит результаты опроса в личном кабинете платформы Happy Job. Каждый показатель на платформе снабжён подсказками и рекомендациями по улучшению, таким образом, можно самостоятельно разобраться, что значат полученные результаты и как на них повлиять.
Для работы с результатами исследования на платформе есть различные инструменты:
- Карта настроений групп, по которой можно быстро вычленить проблемные зоны.
- Приоритеты, по которым выявляются метрики вовлечённости и лояльности, требующие развития в первую очередь.
- Внутренние и внешние бенчмарки для сравнения результатов подразделения с результатами коллег и других компаний отрасли.
Для использования платформы Happy Job руководитель не должен обладать специфическими знаниями — процесс опроса полностью автоматизирован, а результаты исследования подаются в понятном виде, со справочной информацией и рекомендациями по улучшению. HR-специалисты будут лишь наблюдать и помогать при необходимости руководителям внедрять меры по улучшению показателей вовлечённости и лояльности сотрудников. Принцип HR Zero, таким образом, позволяет компаниям добиваться высоких результатов при внедрении изменений.
Как происходит развитие вовлечённости и лояльности сотрудников по принципам HR Zero, смотрите в нашем видео.