Тренды вовлеченности и лояльности в России 2021-22. Прогнозы на 2023 Получить отчёт
Вы уже потратили:
0 руб.

Наставничество новых сотрудников

Happy Job
21 ноября 2023

Менторство (наставничество) — это передача знаний от опытного сотрудника к специалисту, который только пришел в компанию. Такая практика способствует быстрой адаптации новичков, а также укрепляет командный дух, увеличивает производительность и снижает текучесть кадров. В этой статье поговорим о том, в чем еще преимущества наставничества, по каким критериям выбирать ментора для нового сотрудника и как подготовить его к этой непростой роли.

Содержание статьи:

Преимущества наставничества

Быстрая адаптация и снижение стресса у новичков

Период адаптации новых сотрудников часто сопровождается стрессом и чувством потерянности. Наставник морально поддерживает и помогает смягчить этот процесс. Он знакомит с внутренними системами, бизнес-процессами, традициями компании, погружает в задачи, уберегает от ошибок, делится полезными сервисами, лайфхаками, помогает быстрее освоиться в новом коллективе. Так новички чувствуют себя комфортно и уверенно, а это влияет на более плавную и быструю интеграцию в коллектив.

Наставничество охватывает как практические навыки, так и soft skills — коммуникация, решение конфликтов, эффективное управление временем и т.д. Эти навыки не менее важны для успешной карьеры.

Наставничество в организации
Как наставник наблюдает за успехами новичка

Укрепление корпоративной культуры

Наставничество также укрепляет корпоративную культуру и командный дух. При поддержке со стороны новички быстрее подхватывают ценности, правила и традиции компании. У них появляется чувство принадлежности к организации и общей цели, что повышает мотивацию и стимулирует их быть активными.

Важно, чтобы новички чувствовали себя комфортно, не боялись задавать вопросы, обсуждать проблемы и принимать обратную связь. Доверие способствует более открытому общению и успешной адаптации.

Снижение текучести кадров и повышение производительности

Система наставничества помогает наладить связь между членами команды и компанией. Чувство общности с работодателем и коллективом снижает вероятность, что человек будет искать другое место работы.

Если ментор эффективно проводит обучение, новый сотрудник быстрее осваивает требуемые навыки и вливается в рабочий процесс. Это повышает его личную и общую производительность компании.

Как работает наставничество
Система наставничества сотрудников
Как работает наставничество

Критерии отбора наставников

Профессиональные компетенции и опыт

Наиболее важный критерий для наставника — это его профессиональные компетенции в нужной области. Ментор должен понимать специфику работы в компании и иметь достаточный опыт, чтобы обучать новичка. Его экспертиза поможет новому сотруднику освоить нужные компетенции и быстро стать продуктивным членом команды.

Например, опытный менеджер по продажам может рассказать, где искать новых партнеров, как вести переговоры со «сложными» клиентами и принимать отказы, детально разобрать особенности продукта или услуги и поделиться тенденциями рынка.

Навыки общения и терпимость

Ментор должен обладать развитыми коммуникативными навыками и уметь эффективно доносить информацию. Важно, чтобы он был готов слушать и отвечать на вопросы, создавать дружелюбную, поддерживающую атмосферу. Еще потребуются терпимость и знание разных стилей обучения, так как каждый новичок уникален и к нему может понадобиться особый подход.

Наставничество сотрудников на работе
Ментор должен создавать дружескую атмосферу

Лидерские и мотивационные качества

Хороший ментор также должен обладать лидерскими качествами и уметь мотивировать на развитие и достижение результатов. Он является образцом для подражания, показывает, каким образом внимание к деталям и усердная работа ведут к успеху. Мотивированный наставник стимулирует новичка как на освоение конкретных навыков, так и на активное участие в жизни организации.

Обратная связь

Один из ключевых критериев — это способность давать конструктивную обратную связь. Новички получат больше пользы от наставника, если они знают, что их усилия оценят и помогут им развиваться. Поэтому ментор должен быть готов делиться знаниями и поддерживать подопечного на пути его профессионального роста.

Подготовка менторов

Теория и практика

Подготовка наставников предполагает обучение — семинары, вебинары, инструкции, руководства и т.д. Тренинги помогут развить навыки коммуникации и оценки прогресса новых сотрудников.

Практическая подготовка может состоять из ролевых игр, моделирования ситуаций, наставничества под руководством опытных коллег и других форм обучения. Такая подготовка позволит менторам освоить навыки в реальных рабочих условиях.

Наставничество на предприятии
Ментор готовится к встрече с подопечным

Поддержка и ресурсы

Предоставьте менторам необходимые ресурсы и инструменты для эффективного выполнения их роли — доступ к обучающим материалам, инструкциям, шаблонам и методикам оценки прогресса. Также предложите наставникам поддержку и консультации, если у них возникнут вопросы или трудности.

Фидбэк

После начала работы ментора необходимо давать ему обратную связь и поддерживать его развитие. Регулярные сессии обсуждения прогресса и сложных ситуаций, а также предоставление рекомендаций по улучшению помогут наставникам постоянно расти в своей роли.

Соблюдение баланса

Наставничество требует не только времени и усилий, но и эмоциональной и психологической энергии. Кроме того, менторство не освобождает человека от выполнения собственных рабочих задач. Эмоциональная и физическая перегрузка может привести к выгоранию. Это сразу снизит мотивацию и энтузиазм наставника, а также негативно скажется на эффективности работы с новичками. Поэтому нужно следить за тем, чтобы он не выгорал, поддерживать его вовлеченность и интерес к роли.

Оценить уровень стресса и риск выгорания можно на платформе Happy Job. Исследование покажет, есть ли у специалистов время на личную жизнь и спорт, удается ли им правильно питаться и часто ли они задерживаются на работе.

Метрика «Баланс» на платформе Happy Job

Опрос на платформе Happy Job гарантирует полную анонимность для получения релевантных данных, а также экономит время HR-специалистов на обработку результатов. После окончания исследования сервис даст рекомендации по улучшению условий рабочей среды и развитию вовлеченности и лояльности персонала.

платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

Измерение результатов

Выстроить качественную систему наставничества можно, регулярно оценивая эффективность менторов. Это позволит выявить успешные практики и зоны развития, а также постоянно улучшать процесс адаптации. Вот несколько способов, как это сделать:

  1. Установите объективные критерии оценки. Они могут включать скорость интеграции нового сотрудника, качество и объем выполненной работы, уровень удовлетворенности и т.д.
  2. Соберите обратную связь от работников, которых он наставляет. Регулярные опросы или беседы с новичками дадут представление о том, какие аспекты онбординга были наиболее полезными, а какие требуют улучшения.
  3. Отслеживайте ключевые показатели (KPI). Например, процент успешной адаптации, уровень производительности новых сотрудников после окончания программы, процент текучести среди тех, кто прошел наставничество, и другие показатели, связанные с бизнес-результатами.
  4. Проводите регулярные сессии обратной связи между менторами и вышестоящим руководством. В них можно обсудить достижения, трудности и предложения по оптимизации процесса интеграции.
  5. Сравните работу наставников с бенчмарками. Это может быть сравнение средних показателей адаптации, производительности и других параметров новичков, которые прошли программу наставничества, с теми, кто осваивал все самостоятельно.

Резюме

Система наставничества — важный элемент в развитии корпоративной культуры и укреплении командного духа. Этот процесс способствует успешной адаптации и повышению производительности новых членов команды, а также создает общие ценности, лидерство и сотрудничество.

При выборе специалиста, который будет обучать новичка, необходимо учитывать его опыт, лидерские качества, умение давать конструктивную обратную связь. Также стоит провести предварительное обучение и предоставить будущему наставнику ресурсы — инструкции, шаблоны и т.д. Особенно важно отслеживать эмоциональное и физическое состояние ментора и не допускать его выгорания.

Об авторе
Алексей Клочков, ведущий эксперт HR и управленческого консалтинга России
Happy Job
Алексей Клочков, ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Inc.

Вам может понравиться

В мире, где технологии меняются каждый день, есть одна вещь, которая всегда остается неизменной — корпоративная этика. Но это что такое на самом деле и почему она так важна для любой компании?
Японская модель менеджмента известна эффективной организацией рабочих процессов, ответственным подходом к качеству и стратегиям. В статье разберем ее основные принципы и их применение в современном бизнесе.
Развивающая обратная связь — залог успеха бизнеса. Именно она позволяет наилучшим образом использовать профессиональный и личностный потенциал людей, а также их рабочее время.
Читать другие материалы >

Вебинары и видео

  • 2022-11-25
    Вовлечённость в вовлечённость
    Вовлечённость в вовлечённость
  • 2022-08-22
    Как достичь лучших HR-метрик развивая вовлеченность
    Как достичь лучших HR-метрик развивая вовлеченность
  • 2022-05-08
    Как правильно измерять и развивать лояльность и стать лучшим работодателем
    Как правильно измерять и развивать лояльность и стать лучшим работодателем
  • 2021-11-15
    Елена Блинова о платформе Happy Job
    Елена Блинова о платформе Happy Job
  • 2021-09-06
    Экономическая польза развития вовлеченности
    Экономическая польза развития вовлеченности
  • 2021-06-03
    Экономическая польза оценки лояльности
    Экономическая польза оценки лояльности
  • 2021-05-11
    Максим Потапенко о личном кабинете и конструкторе отчетов
    Максим Потапенко о личном кабинете и конструкторе отчетов
  • 2020-09-24
    Зачем измерять вовлеченность и лояльность?
    Зачем измерять вовлеченность и лояльность?

191 отзывов клиентов

  • Оценка вовлеченности персонала в OBI Россия
    Катарина Карасева

    Старший менеджер по развитию бренда работодателя и внутренним коммуникациям OBI Россия

    Как работают с персоналом в AliExpress
    Ирина Бебешина

    Бизнес-партнер по управлению персоналом Департамента ИТ

  • АльфаСтрахование – Отзыв о платформе Happy Job
    Дмитрий Попов

    руководитель направления внутренних коммуникаций, АльфаСтрахование

    Развитие вовлеченности персонала в ЛК Европлан
    Анаит Говорина

    директор департамента по работе с персоналом, ЛК "Европлан"

  • Skyeng – Отзыв о платформе Happy Job
    Полина Лаптева

    руководитель отдела внутренних коммуникаций, Skyeng

    Ингосстрах – Отзыв о платформе Happy Job
    Алексей Алексапольский

    Руководитель проекта по развитию персонала

    Алексей Клочков, основатель Happy Inc

    Протестируйте бесплатно!

    Получите полный доступ.

    1. Заполните форму заявки, и с вами свяжется консультант, чтобы обсудить старт исследования.
    2. Всё, что нужно предоставить — это список email-адресов сотрудников.
    3. Вы сможете оценить все возможности платформы и подготовиться к полноценному использованию.

    Количество респондентов в тестовой группе должно составлять не более 10% от общего числа сотрудников, но не менее 5 и не более 100 человек.

    Я и мои коллеги уделяем полное внимание всем тестовым проектам. Алексей Клочков , основатель Happy Inc.

    Заголовок по умолчанию

    Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
    Политика конфиденциальности

    Или пишите нам на почту
    sales@happy-inc.ru