Вы уже потратили:
0 руб.

Культура доверия в компании: почему это особенно важно в 2023 году

Happy Job
05 мая 2023

Доверие сотрудников к руководству является одним из ключевых факторов успеха компании. В 2023 году этот аспект взаимоотношений будет иметь еще большее значение чем когда-либо. Это связано с внешней и внутренней политической и экономической нестабильностью.

В статье рассмотрим, как формировать культуру доверия и как с ее помощью улучшать коммуникации внутри команды, повышать мотивацию и производительность, а также снижать текучесть кадров.

Содержание статьи:

Что такое доверие в команде и почему оно важно

Доверие — это убежденность в том, что организация будет действовать в соответствии с персональными интересами и ожиданиями сотрудника. Оно играет важную роль в управлении персоналом, способствует улучшению координации и эффективности работы команды. Также это один из ключевых факторов, влияющих на мотивацию.

Когда руководитель делегирует подчиненным какие-то важные задачи, они чувствуют, что их ценят и уважают. Так формируется взаимное доверие. Это повышает уверенность людей в своих способностях, снижает количество конфликтов и стимулирует к более продуктивной работе

Почему важно доверие в команде

А еще наличие доверия позволяет руководителю быстрее убедить сотрудника в правильности предложенного образа действий, в «справедливости» отданного распоряжения. Это позволяет сократить время на коммуникации и увеличить качество выполнения задач.

Кроме того, доверие помогает персоналу чувствовать себя свободно, без опаски высказывать свое мнение, предлагать новые идеи и экспериментировать. Если же доверия нет, люди чувствуют себя недооцененными. Снижается мотивация, инициативность, падет качество работы. Поэтому руководство должно стремиться к тому, создавать культуру доверия.

Какие ошибки руководителя приводят к потере доверия

Доверие не возникает сразу за один день. Оно формируется на протяжении длительного времени и требует от руководителя постоянной работы над собой и своими качествами. К тому же, доверие легко подорвать.

Вот список причин, по которым сотрудники могут разочароваться‎ в начальстве:

  • руководитель принимает несправедливые решения;
  • люди не понимают, как принимаются решения, и не видят их последствий;
  • недостаток участия, поддержки и помощи в трудных ситуациях;
  • несправедливое распределение вознаграждений;
  • недостаточное признание достижений и успехов сотрудников;
  • руководитель раскрывает конфиденциальную информацию о работниках;
  • руководитель пренебрежительно высказывается о мнениях и об идеях персонала;
  • компетентность начальника вызывает сомнения;
  • отсутствие у руководства лидерских качеств, неспособность вести и мотивировать команду;
  • неспособность принимать ответственность за свои действия и ошибки;
  • непрофессиональное поведение или неуместные шутки;
  • неоднократное нарушение обещаний или соглашений.

Как завоевать доверие сотрудников и создать культуру доверия в компании

Теперь перейдем к рекомендациям, следуя которым, вы сможете расположить к себе людей:

1. Честность и открытость

Необходимо проявлять честность и открытость во всех своих действиях и словах. Это означает, что нужно быть готовым рассказать команде правду, даже если она может оказаться неприятной или неудобной (например, когда компания испытывает трудности)

Как формируется доверие

Будьте максимально открытым по отношению к людям — отвечайте на вопросы команды, ищите решения возникающих проблем. Делитесь целями и задачами компании, планами на будущее, давайте обратную связь, проводите встречи 1 on 1. Также нужно быть готовым слушать и учитывать мнение людей, даже если оно не совпадает с вашим.

2. Поддержка и лидерство

Доверие растет, когда руководство создает возможности для развития сотрудников, поддерживает их в сложных ситуациях. Поддержка может быть моральной (способность выслушать) или материальной (курсы повышения квалификации за счет компании). Исходя из это важно развивать soft skills — умение делегировать, вести эффективные коммуникации, фокусироваться на смыслах и целях, хвалить и поощрять подчиненных за достижения, содействовать балансу работы и личной жизни.

3. Справедливость и непредвзятость

Справедливое руководство гарантирует равенство для всех сотрудников. Это означает, что все соблюдают одинаковые правила и требования, никто не получает привилегий на основе своего положения, связей или личных отношений. Справедливый руководитель также принимает решения на базе объективных фактов и данных, а не личных убеждений.

4. Подавайте пример

Руководитель должен быть в курсе последних тенденций и развития отрасли.

Необходимо постоянно повышать профессиональный уровень: проходить курсы, изучать бизнес-литературу, посещать тематические мероприятия и мотивировать персонал следовать своему примеру в вопросах саморазвития.

Важно подавать команде пример
Важно подавать команде пример

Также руководитель должен подавать пример своим поведением, жизненными установками: демонстрировать пунктуальность, позитивный настрой, непредвзятость, следование корпоративным правилам и деловому этикету.

5. Конструктивная обратная связь

Руководитель должен уметь давать конструктивную обратную связь, которая поможет сотруднику улучшить работу и достичь хороших результатов. При этом надо понимать, что обратная связь — не унижение (даже когда человек проштрафился), а глубокий разговор о зонах развития подчиненного, о его целях и ценностях, о возможностях профессионального роста.

Обратная связь от руководителя
Конструктивный фидбек тоже важен

Критика должна быть основана на фактах, а не на личных предпочтениях или предубеждениях. Помогите сотруднику понять, какие ошибки он совершает и как их можно исправить. Хвалите удачные решения и поощряйте дальнейшее развитие.

6. Ценность мнений сотрудников

Онлайн-опрос мнений персонала создаст благоприятную рабочую среду, позволяющую повысить производительность и помогающую в достижении общих целей компании. Исходя из этих преимуществ, HR-департаменты ведущих брендов регулярно проводят подобные исследования, что поддерживает общую удовлетворенность сотрудников.

Мнения сотрудников о руководителе на платформе Happy Job

Покажите, что мнение каждого работника важно. Проведите опрос с помощью платформы Happy Job. Контур исследований офисного персонала содержит 59 вопросов по всем аспектам рабочей среды: от отношений с руководителем и коллегами до уровня заработной платы. Результаты опроса помогут принимать взвешенные и обоснованные управленческие решения и создавать лучшие условия для людей.

платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

7. Делегирование

Необходимо давать людям возможность проявить свои лучшие качества. Доверие не может существовать, если люди не чувствуют, что их уважают и ценят за их труд и талант. Делегируйте подчиненным задачи в соответствии с их профессиональным уровнем. Также важно убедиться, что сотрудники имеют все необходимые ресурсы и инструменты для выполнения задач.

8. Порядочность

Во-первых, важно быть порядочным по отношению к персоналу: не врать о реальных объемах работы, компенсации и других вещах. Честность — залог доверительных отношений между руководителем и командой, а также высокой продуктивности.

Доверие к руководителю
Доверие к руководителю

Во-вторых, нужно соблюдать договоренности. Если вы обещали что-то сделать, то необходимо это сделать. Если вы согласились на какие-то условия, то нужно их соблюдать.

В-третьих, важно сохранять конфиденциальность и не раскрывать личную информацию, которую вам доверили другие люди.

9. Признание и вознаграждение за достижения

Положительная обратная связь и вознаграждения — необходимые элементы в создании культуры доверия. Таким образом руководитель показывает, что он ценит и уважает усилия людей. При этом важно, чтобы похвала была искренней и конкретной, а не просто формальным жестом.

Культура признания
Культура признания в команде

Вместо того, чтобы сказать: «Ты молодец», можно проявить больше внимания: «Я хочу отметить твою работу над проектом X. Твои идеи очень понравились клиенту. Спасибо, что проявил творческий подход и уделил внимание каждой детали». Такая похвала будет более значимой и мотивирующей для человека.

10. Поддержка баланса между работой и личной жизнью

Если руководство не приветствует сверхурочную работу, сотрудники понимают, что работодатель заботится о них, видя не винтики в системе, а живых людей. Такой подход способствует созданию доверительных отношений, повышает лояльность и сопричастность.

Резюме

Все вышеперечисленные параметры взаимосвязаны и важны при установлении культуры доверия в организации. Ее создание — длительный процесс. Он начинается с четкого формирования ценностей. Необходимо убедиться, что все члены команды их разделяют. Важным шагом является создание открытой коммуникационной культуры, в которой все сотрудники могут свободно выражать свои идеи и мысли, а руководство всегда готово выслушать их и учесть при принятии решений.

Доверие — это постоянная работа, которая требует множества усилий со стороны руководства. Но если она будет успешно реализована, это существенно повысит мотивацию сотрудников, эффективность работы и снизит текучесть кадров.

Об авторе
Алексей Клочков, ведущий эксперт HR и управленческого консалтинга России
Happy Job
Алексей Клочков, ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Job

Вам может понравиться

Мы позаботились о том, чтобы личный кабинет на платформе Happy Job стал еще удобнее. Для этого мы добавили несколько дополнительных фишек, о которых расскажем в статье.
Негативная обратная связь может стать стимулом для улучшения работы сотрудников. Однако важно, чтобы она была объективной и сопровождалась конкретными рекомендациями.
Взаимодействие сотрудника с компанией — своего рода путешествие. Если нужно, чтобы люди не сдавались на пути к цели и оставались с вами надолго, — создайте понятную карту путешествия. Готовы узнать больше? Тогда приступим!
Читать другие материалы >

Кейсы клиентов

  • 4 года с Happy Job
    360 000 сотрудников
    рост eNPS +19,9%
  • 5 лет с Happy Job
    120 000 сотрудников
    рост выручки и производительности
    за счет развития eNPS
    +13%
  • 5 лет с Happy Job
    1 700 сотрудников
    снижение уровня текучести -50%

Хотите добиться таких же результатов?

Запланируйте онлайн-встречу с нашим менеджером

Анастасия Любятинская руководитель отдела продаж

Алексей Клочков, основатель Happy Job

Протестируйте бесплатно!

Получите полный доступ.

  1. Заполните форму заявки, и с вами свяжется консультант, чтобы обсудить старт исследования.
  2. Всё, что нужно предоставить — это список email-адресов сотрудников.
  3. Вы сможете оценить все возможности платформы и подготовиться к полноценному использованию.

Количество респондентов в тестовой группе должно составлять не более 10% от общего числа сотрудников, но не менее 5 и не более 100 человек.

Я и мои коллеги уделяем полное внимание всем тестовым проектам. Алексей Клочков , основатель Happy Job

Заголовок по умолчанию

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru