Employee Journey Map — что это такое и как сделать?

Employee Journey Map — что это такое и как сделать?

Employee Journey Map (EJM) – мощный инструмент, который помогает компаниям создавать лучшие условия для сотрудников. В этой статье мы расскажем, что такое карта путешествий, как она влияет на HR-бренд и как ее сделать. Готовы узнать больше? Тогда приступим!

Что такое Employee Journey Map

Employee Journey Map, EJM — карта, на которую нанесены этапы взаимодействия сотрудника с компанией: от момента знакомства с HR-брендом и отправки резюме до написания отзывов после ухода. Из EJM можно увидеть, с какими проблемами сталкивался человек на разных этапах, что его мотивирует, а также — есть ли узкие места в HR-цикле.

Способов визуализировать путь сотрудника много. Это может быть графическая схема со стрелочками, таблица в Excel или доска со стикерами в Miro. Какой бы вариант вы ни выбрали, главное — чтобы он был понятным, наглядным и исчерпывающим.

Классическая EJM
Классическая EJM

Оговоримся, что EJM — не волшебная таблетка, которая решит острые проблемы с текучестью кадров или саботажем изменений сотрудниками. Это инструмент, действующий на опережение. И пользоваться им стоит пока все относительно хорошо.

Создание EJM — это метод, который помогает выявить потенциальные проблемы в команде и предотвратить их возникновение. Он основан на открытом обмене мнениями и идеями между руководителями и сотрудниками.

Однако если в компании уже есть серьезные проблемы, связанные с текучестью кадров или саботажем изменений, то просто использовать EJM недостаточно. В таких случаях необходимо проводить более глубокий анализ.

5 причин создать EJM

Как и для чего используют карту путешествия сотрудника:

1. Укрепление HR-бренда

Использование карты путешествия сотрудника поможет укрепить HR-бренд компании и создать более привлекательную рабочую среду. Для этого проанализируйте, что действующим и бывшим работникам не нравится в компании и составьте список изменений. Кроме того, EJM помогает кадровикам оценить эффективность своих действий и корректировать HR-стратегию в соответствии с изменениями потребностей людей.

2. Оценка найма и адаптации

EJM сотрудника также используется для анализа процесса найма и адаптации. Простой пример. Вы создали суперподробные инструкции того, как искать и адаптировать специалистов. Однако по каким-то причинам процессы работают не так гладко, как вам бы хотелось. Возможно, сотруднику некомфортно на рабочем месте, он не понимает задачи и цели, а также не получает достаточной поддержки от коллег и руководства. EJM позволит вовремя решать на проблемы.

3. Оценка эффективности программ обучения

На программы обучения могут тратиться значительные суммы. Однако очень часто руководству непонятно, насколько такие затраты себя окупают. Или, наоборот, ключевые специалисты уходят, потому что компания не вкладывается в их развитие. На помощь снова приходит EJM. Она поможет составить цельную картинку уровня обучения в компании. Также прямо в ней можно прописать, каких изменений в этой области ждет персонал.

4. Повышение лояльности и вовлеченности сотрудников

На основе EJM организация может разработать мероприятия для повышения лояльности и вовлеченности персонала. Например, это могут быть изменения в системе вознаграждения и обратной связи, а также в условиях труда.

5 причин создать EJM
Рост вовлеченности — одна из причин создать EJM

5. Повышение лояльности и вовлеченности сотрудников

Позвольте сотрудникам видеть, что их опыт важен, и что руководство готово работать над его улучшением. Прозрачность процессов и открытость руководства к предложениям оказывает позитивное влияние на внешний и внутренний HR-бренд.

Читайте также
«ГК Ланит рассказывает об особенностях исследований вовлеченности в IT-компаниях»
Подробнее

Как сделать Employee Journey Map

Вот несколько шагов, которые помогут составить EJM :

1. Пропишите ключевые этапы в жизненном цикле сотрудника

Их анализ поможет найти зоны развития:

  • Найм — уделите особое внимание справедливости всех процессов: начиная с отбора резюме кандидатов и заканчивая прогнозированием того, насколько успешен будет финалист в обсуждаемой роли;
  • Адаптация — оцените, помогает ли новичкам система онбординга, действующая в компании, быстро и качественно влиться в коллектив, а также почувствовать себя уверенно при выполнении должностных обязанностей;
  • Обучение и развитие — помогает ли компания сотрудникам развивать их профессионализм и сильные стороны;
  • Мотивация, вовлеченность и лояльность — в достаточной ли степени используются инструменты по вовлечению сотрудников в работу (начиная с создания комфортной рабочей среды, но не ограничиваясь ею);
    Мотивация на работе
    Мотивация на работе
  • Переход в новые должности — убедитесь не только в наличии возможностей для роста, но и в том, что сотрудникам о них хорошо известно;
  • Оффбординг — даже увольнение из компании должно являться для сотрудников позитивным опытом, а для руководителей и HR-подразделения — источником полезной, «неотфильтрованной» информации о том, в какой момент вовлеченность в работу снизилась, и человек начал искать «пути отхода».
Черновая EJM
Черновая EJM
Черновая EJM

Сначала сделайте черновой вариант карты, его можно набросать в Excel или Google Таблицах.

2. Соберите данные о каждом этапе EJM

Существует несколько способов сбора информации: интервью, онлайн-опросы и отзывы в интернете.

Онлайн-опросы

Метод позволяет собрать большое количество данных за короткое время. Опросы позволять выявить, что сотрудникам необходимо в рамках каждого этапа жизненного цикла. Например, во время найма, можно опросить кандидатов, чтобы выяснить, что привлекло их в компании. Во время обучения проведите опрос, чтобы узнать, какие программы и методы были наиболее эффективными. Главное, чтобы опросы были анонимными. Так люди будут без страха высказывать свое мнение.

Создать опрос можно в Google Forms. Но если у вас крупная компания со штатом более 50 человек, лучше использовать специализированные платформы. Они автоматизируют, а также упростят сам процесс проведения опроса и анализ результатов. Одна из таких платформ — Happy Job. Это IT-решение для проведения анонимных корпоративных исследований, которое содержит вопросы по всем ключевым факторам рабочей среды в компании: оплата труда, отношения в коллективе, компетенции руководителя и его лидерские качества, наличие карьерного роста и похвалы.

Примеры вопросов на Happy Job

98% сотрудникам нравится проходить опросы Happy Job благодаря геймификации. Традиционные провайдеры и конструкторы опросов используют только шкалу Ликерта или простые виджеты. Такие опросы не вызывают желания участвовать повторно, а однообразные варианты ответов приводят к заполнению «на автомате». Команда Happy Job предложила рынку новый формат геймифицированных опросов, получивший самый положительный отклик сотрудников.

Примеры геймификации и адаптации под отрасль на Happy Job
Примеры геймификации и адаптации под отрасль на Happy Job
Примеры геймификации и адаптации под отрасль на Happy Job

Кроме того, за годы работы мы, совместно с лучшими HRD страны создали наиболее релевантные контуры вопросов для каждой отрасли. Адаптируется не только состав анкеты и персонажи, но также PR-кампания и способы доставки опросника.

платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

Интервью

Интервью с кандидатами, а также действующими и бывшими работниками проводятся в форме личных встреч, телефонных звонков или видеоконференций. Однако такой способ очень ресурсозатратен. Представьте, сначала нужно подобрать подходящие вопросы, потом найти время для беседы с каждым человеком (если их больше 50, то интервью затянется надолго) и в конце концов изучить тонны обратной связи, выделяя только основные моменты. Очень легко упустить из виду что-то важное. Кроме того, не всегда сотрудники охотно делятся проблемами боясь, что негативный фидбэк плохо скажется на их будущем в компании.

Отзывы в интернете

Этот метод позволяет получить обратную связь от сотрудников, которые не имеют возможности принять участие в интервью или заполнить онлайн-опросы.

Вы можете прочитать отзывы о работе в фирме на специализированных сайтах — Правда сотрудников или Dream Job. Однако, стоит учитывать, что некоторые отзывы могут быть написаны конкурентами, поэтому важно оценивать их объективность.

3. Переходим к этапу проектирования.

Переработайте собранную информацию, соберите чистовую EJM. Создайте графическое представление каждого этапа, отображая все ключевые моменты, которые влияют на опыт сотрудника.

Окончательный вариант EJM
Окончательный вариант EJM

Для большей наглядности этапы можно сделать цветными. Так сразу будет видно проблемные точки. Их делаем красными, оранжевым помечаем этапы, где требуются мелкие изменения. Зеленый цвет — взаимодействие проходит беспроблемно.

Разработайте план действий и мероприятий для улучшения опыта персонала на каждом этапе.

Примеры мероприятий для каждого этапа EJM

Теперь перейдем непосредственно к тому, что поможет улучшить опыт персонала на каждом этапе:

Найм:

  1. Создание HR-бренда, который заинтересует талантливых кандидатов.
  2. Написание четких и понятных текстов вакансий с перечнем требований и обязанностей.
  3. Использование различных каналов для поиска потенциальных сотрудников, таких как социальные сети, профессиональные сообщества и рекомендации от текущих или бывших работников.

Адаптация:

  1. Создание программы адаптации с доступом к необходимым материалам.
  2. Назначение наставника или ментора для каждого нового работника.
  3. Организация экскурсии по офису и знакомство со всеми коллегами.

Обучение:

  1. Развитие системы обучения на рабочем месте, чтобы учиться можно было не только на специализированных тренингах за пределами офиса.
  2. Предоставление доступа к онлайн-курсам или другим формам дистанционного образования за счет компании.
  3. Распределение задач таким образом, чтобы каждый получил возможность поработать над интересными и сложными проектами.
Обучение в компании
Обучение в компании
Обучение в компании
Обучение в компании

Мотивация и вовлеченность:

  1. Разработка системы поощрения, которая будет стимулировать сотрудников на достижение лучших результатов.
  2. Организация регулярных мероприятий для укрепления командной работы, таких как корпоративные игры или тимбилдинги.
  3. Регулярные опросы персонала, которые позволят выявить уровень вовлеченности и узнать о проблемах людей.

Переход в новые должности:

  1. Подготовка плана карьерного развития для каждого сотрудника.
  2. Проведение регулярных оценок компетенций и обсуждение возможностей для перехода на новые должности или получения повышения.
  3. Организация тренингов по лидерству и управлению, чтобы подготовить сотрудников к будущим ролям в компании.

Оффбординг:

  1. Проведение exit interview для понимания причин ухода работника и использовать эту информацию для улучшения условий.
  2. Обеспечение гладкого перехода задач от ушедших коллег к другим членам команды.

В целом, ключевой фактор успеха при создании оптимальной карты путешествия сотрудника — это постоянное стремление к совершенствованию внутренних процессов. Следует анализировать результативность текущих методик работы с персоналом, проводить мониторинг изменений на рынке труда, быстро анализировать данные об этих изменениях и принимать соответствующие меры.

Какие инструменты нужны для создания EJM

Можно изобразить путь работника на обычной бумаге и отметить точки соприкосновения с компанией ручкой или маркерами. Однако такой формат неудобен для презентации руководству. Поэтому мы рекомендуем использовать хотя бы обычный Excel.

Если вы хотите большей наглядности, можно нарисовать черновую EJM в Excel, а для чистового варианта задействовать Adobe Illustrator, Sketch, Figma, InVision и т. д.

Пример простой EJM
Пример простой EJM
Пример простой EJM

Также понадобится инструмент для обработки данных, если вы решите собирать обратную связь лично через интервью. Здесь снова можно воспользоваться Excel. Возможно, потребуется оборудование для анализа большого количества данных. Сразу оговоримся, что если вы решите воспользоваться системой для онлайн-опросов Happy Job, она сама сделает за вас большую часть работы, проанализирует данные и выдаст результат в виде наглядного отчета. Вам останется только перенести информацию в EJM.

Пример табличной и креативной EJM
Примеры EJM
Пример креативной EJM

Визуализируйте Employee Journey Map в таком варианте, чтобы всем заинтересованным лицам было понятно, где находятся главные болевые точки.

Зачем регулярно обновлять EJM

Регулярное обновление Employee Journey Map позволяет следить за изменениями в опыте сотрудников и адаптировать стратегии и практики управления персоналом под новые условия. Не обязательно каждый раз проводить полную переработку EJM. Чаще всего достаточно проанализировать этапы, где были внедрены изменения.

Резюме

В текущих условиях высокой неопределенности EJM становится особенно важным инструментом для компаний, которые хотят сохранить образ привлекательного работодателя. Карта путешествия сотрудника позволяет компаниям быстро реагировать на изменения в потребностях персонала и адаптироваться к новым условиям работы. Это помогает компаниям сохранять конкурентоспособность, повышать лояльность к бренду работодателя и успешно развиваться в будущем.

Всё о развитии персонала
в нашем Telegram
Первыми узнавайте о важных мероприятиях, трендах и кейсах в HR-сфере
Подписаться
Поделиться
Алексей Клочков

Алексей Клочков — ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Job

Оглавление

Запустите опрос вовлечённости
Сертификация работодателей России

Вам может понравиться

Если вы не удовлетворены работой старого провайдера по развитию вовлеченности персонала, стоит задуматься о переходе на новую платформу.
Представьте, к вам приходит сотрудник и просит повысить ему зарплату. Не торопитесь принимать решение. Если вы согласитесь, то к вам за повышением придут и другие, а если откажетесь — можете потерять хорошего специалиста.
Детальная статья о том, что такое удержание в целом, всех ли сотрудников стоит сохранять, и, конечно же, вас ждут рабочие стратегии удержания талантов в 2023 году.
Читать другие материалы >
Протестируйте бесплатно
Количество респондентов в тестовой группе должно составлять не более 10% от общего числа сотрудников, но не менее 5 и не более 100 человек.

Заголовок по умолчанию

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru