Вы уже потратили:
0 руб.

Онбординг новых сотрудников в компании

Happy Job
28 ноября 2023

Онбординг — это поэтапное погружение нового сотрудника в работу. Оно включает знакомство с миссией, ценностями, корпоративной культурой и правилами компании. Это позволяет новичку быстро влиться в производственные процессы и эффективно выполнять задачи. О том, как правильно провести онбординг, кто ответственен за него и как избежать трудностей, рассказываем в материале.

Содержание статьи:

Этапы онбординга

Преонбординг

Этот период начинается с выставления оффера и заканчивается днем выхода в офис. HR-отдел собирает документы на оформление, согласовывает рабочую технику, составляет план встреч. Затем отправляет сотруднику welcome-письмо с перечнем необходимых документов и информацией о том, во сколько он должен быть в офисе, какие мероприятия запланированы на первой неделе и т.д.

Ориентация

В рамках ориентации происходит знакомство с компанией, культурой, историей и командой. Помимо этого, проводится индивидуальная встреча с руководителем, чтобы предоставить новичку необходимую информацию и ресурсы для начала работы, а также помочь ему понять, с кем и как он будет взаимодействовать.

Онбординг сотрудников
Онбординг сотрудников

Адаптация в новой должности

Адаптация включает два этапа:

  1. Проведение оценки компетенций нового сотрудника. Если опыта недостаточно, HR-отдел предлагает программу обучения для развития необходимых навыков.
  2. Составление плана задач на первые 30, 60 и 90 дней.
  • В первый месяц новичок изучает рабочие процессы: знакомится с корпоративными программами (например, 1С, Trello и т.д), коллегами из смежных подразделений, особенностями выполнения задач.
  • К концу второго месяца новый сотрудник действует более самостоятельно, но его все еще курирует наставник или руководитель.
  • После трех месяцев специалист должен хорошо ориентироваться во внутренних процессах и автономно выполнять работу.
Онбординг новых сотрудников
Когда понял, что формальным инструктажем не обойдешься

На всем протяжении адаптационного периода HR-менеджер или руководитель назначает периодические встречи one-on-one для оценки прогресса, ответов на вопросы, постановки задач, обмена обратной связью и обсуждения карьерных ожиданий.

Завершение процесса

После 3 месяцев в компании новичок еще раз встречается с руководителем. В рамках этой беседы подводятся итоги адаптации, анализируются успехи специалиста, формируется план его профессионального развития.

В конце испытательного срока HR направляет сотруднику анкету для оценки его знаний политик, процессов и ценностей организации, чтобы убедиться, что он хорошо знаком со всеми аспектами работы.

Продолжительность онбординга

Продолжительность онбординга варьируется в зависимости от компании, отрасли и характеристик должности. Обычно он длится от нескольких недель до нескольких месяцев: в небольших стартапах процесс может быть кратким и интенсивным, а в крупных корпорациях занимать длительное время. В некоторых компаниях из-за особенностей корпоративной культуры онбординг может длиться до года.

Кто проводит онбординг

HR-отдел

Это инициатор и координатор всего процесса. Его основная цель — минимизировать стресс у новичка в первые дни работы.

Отдел кадров разрабатывает обучающие материалы, программы, планирует тренинги. Он также занимается оформлением документов, проводит знакомство с компанией, процедурами, системой отпусков и больничных и т.д.

Руководитель

Начальник помогает новому члену команды разобраться в специфике работы, устанавливает цели и ожидания, а также поддерживает и дает обратную связь. Руководители часто оказываются первыми контактными лицами на новом рабочем месте, поэтому их задача — создать дружескую атмосферу и комфортные условия для плавной адаптации.

Некоторые организации в помощь новичкам предоставляют менторов. Менторы — это опытные сотрудники, которые делятся своими знаниями, лайфхаками, помогают влиться в коллектив.

IT и охрана труда

IT-специалисты выдают рабочую технику (компьютер, мобильный телефон и т.д), открывают доступы к внутренним программам, регистрируют новый почтовый адрес и прочее.

Отдел охраны труда проводит инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, знакомит с корпоративными политиками и положениями.

Как оценить эффективность онбординга в компании

Понять, что процесс адаптации в компании хорошо отлажен, можно по нескольким признакам:

  1. Новые сотрудники быстро вливаются в коллектив и успешно выполняют задачи.
  2. HR-отдел получает положительные отзывы новичков о программе онбординга.
  3. Снижается текучесть кадров.
  4. Новые члены команды хорошо ориентируются в корпоративных политиках и процедурах.

Главным показателем эффективности онбординга является обратная связь от сотрудника. Она позволяет выявить сильные и слабые места в программе адаптации, оценить работу наставника, а затем разработать меры по улучшению процесса.

Понять, что думает новичок о работе в компании, можно с помощью метрик «Руководитель», «Процессы», «Коллеги», «Условия труда» в рамках опроса вовлеченности на онлайн-платформе Happy Job.

Вопросы к метрикам «Руководитель» и «Коллеги» на платформе Happy Job

Преимущества платформы Happy Job:

  • запатентованная методология исследования;
  • гарантия полной анонимности для получения честных ответов;
  • геймификация (анимация и иллюстрации) в опросах для снижения когнитивной нагрузки на респондентов;
  • автоматическая обработка данных.
платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

Возможные проблемы при онбординге и как их избежать

Недостаток информации

Недостаток информации о рабочих процессах создает у новичка ощущение потерянности. Если он не до конца понимает обязанности, свою роль в команде и возможности для профессионального роста, это может негативно сказаться на его продуктивности и мотивации. В этом случае специалист предпочтет найти другое место работы, где к нему будут относиться внимательнее.

Когда сотрудник не знает внутренние правила поведения и особенности корпоративной культуры, он может неосознанно нарушать их. Это провоцирует конфликты с коллегами, снижает уровень удовлетворенности, приводит к дополнительным сложностям в период адаптации.

Онбординг
HR устраивает новичку экскурсию по компании

Ощущение изоляции

Оторванность от коллектива — еще одна распространенная проблема. Если новичка не представили команде или не приглашают на корпоративные мероприятия, например, на встречи отдела, это отрицательно влияет на качество командной работы.

Как этого избежать

  1. Регулярно собирайте обратную связь от новых сотрудников и их наставников с помощью анонимных опросов, на встречах с HR-менеджером и руководителем. Это позволит выявить проблемы на начальном этапе и решить их.
  2. Организуйте обучение для менторов. Они должны понимать, как происходит адаптация, знать цели и ожидания компании, а также уметь грамотно доносить информацию до подопечного.
  3. Совершенствуйте программу адаптации: вносите изменения на основе фидбэка от сотрудников. Отслеживайте, как со временем меняется ее качество.
Процесс онбординга
Качество онбординга влияет на удержание сотрудников
Процесс онбординга
Качество онбординга влияет на удержание сотрудников

Резюме

Онбординг — это процесс принятия нового сотрудника в команду. От качества онбординга зависит первое впечатление человека о компании: захочет ли он продолжить работу или предпочтет найти другого работодателя.

Для того чтобы специалист успешно прошел адаптацию и остался в организации, нужно обеспечить его ресурсами, которые требуются для выполнения задач, провести должное обучение, по возможности предоставить ментора, четко формулировать цели и ожидания, а также регулярно встречаться в формате one-one-one для обмена обратной связью и выявления возможных сложностей.

Об авторе
Алексей Клочков, ведущий эксперт HR и управленческого консалтинга России
Happy Job
Алексей Клочков, ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Job

Вам может понравиться

Бирюзовые компании – тренд последних лет. Они стремятся к созданию гармоничной и эффективной системы управления, которая способна не только достигать высоких финансовых результатов, но и ставит потребности сотрудников на первое место.
Какие программы корпоративного благополучия предлагают провайдеры и какие инициативы можно внедрить самостоятельно? Как они влияют на вовлеченность персонала и в чем особенности их внедрения? Читайте в нашем гиде.
Stay-интервью — не самая популярная HR-практика в российских компаниях. Однако этот инструмент может значительно повысить удовлетворенность и мотивацию персонала, а также удержать ценных специалистов от увольнения.
Читать другие материалы >

Кейсы клиентов

  • 4 года с Happy Job
    360 000 сотрудников
    рост eNPS +19,9%
  • 5 лет с Happy Job
    120 000 сотрудников
    рост выручки и производительности
    за счет развития eNPS
    +13%
  • 5 лет с Happy Job
    1 700 сотрудников
    снижение уровня текучести -50%

Хотите добиться таких же результатов?

Запланируйте онлайн-встречу с нашим менеджером

Анастасия Любятинская руководитель отдела продаж

Алексей Клочков, основатель Happy Job

Протестируйте бесплатно!

Получите полный доступ.

  1. Заполните форму заявки, и с вами свяжется консультант, чтобы обсудить старт исследования.
  2. Всё, что нужно предоставить — это список email-адресов сотрудников.
  3. Вы сможете оценить все возможности платформы и подготовиться к полноценному использованию.

Количество респондентов в тестовой группе должно составлять не более 10% от общего числа сотрудников, но не менее 5 и не более 100 человек.

Я и мои коллеги уделяем полное внимание всем тестовым проектам. Алексей Клочков , основатель Happy Job

Заголовок по умолчанию

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru