Синдром самозванца на работе — в чем причины и как избавиться

Синдром самозванца на работе — в чем причины и как избавиться

Иногда успех не приносит радости. Вместо этого внутренний голос предательски нашептывает человеку, что все достигнутое в жизни — удачное стечение обстоятельств. Это кто-то другой достоин признания и наград. Вот-вот обман раскроется, и тогда все увидят, что на самом деле никакой человек не герой и вообще ничего из себя не представляет как специалист. Психологи называют этот феномен синдромом самозванца. По разным исследованиям, около 70% людей хоть раз с ним сталкивались.

В статье расскажем все, что об этом нужно знать HR-специалисту и руководителю.

Что такое синдром самозванца

Синдром самозванца — это психологическое состояние, которое характеризуется чувством неуверенности в своих способностях, несмотря на достижения. Люди, страдающие от этого синдрома, часто считают, что их успехи — случайность, а не результат их усилий и таланта. Они боятся, что рано или поздно окружающие раскроют «ложь» и увидят их «настоящую» некомпетентность.

Цикл синдрома самозванца
Цикл синдрома самозванца
Цикл синдрома самозванца

Впервые об этой проблеме заговорили в 1978 году психотерапевты Полин Клэнс и Сюзан Аймс, они же дали феномену название.

Синдром самозванца может разрушить карьеру, потому что сотрудники, страдающие от него, начинают избегать амбициозных задач и вызовов из-за страха провала. Они не просят помощи, пропускают мимо ушей похвалу, прокрастинируют. Все это тормозит продвижение по карьерной лестнице. Кроме того, такие люди постоянно испытывают стресс, который может перерасти в выгорание или даже вызвать нервный срыв.

Феномен самозванца бьет по самооценке. Сотрудник вступает в бесконечную и выматывающую гонку за успехом, пытаясь избавиться от страха разоблачения, однако отличные результаты тут же обесцениваются.

платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

Причины появления синдрома самозванца

Факт: синдром самозванца чаще проявляется у успешных людей из интеллектуальных и творческих профессий. Такая проблема может возникнуть по следующим причинам:

  1. Сравнение себя с другими людьми, у которых более высокий уровень образования, опыта или заслуг, что вызывает чувство неполноценности и неуверенности в себе.
  2. Негативный опыт прошлого, такой как неудачи в учебе или работе, которые могут привести к низкой самооценке и чувству неполноценности.
  3. Стремление быть хорошим и постоянно получать одобрение окружающих из-за того, что в детстве человека очень сильно хвалили, говоря, что с его способностями он может достичь грандиозного успеха. Отсюда вырастает перфекционизм и неудовлетворенность текущими результатами.
  4. Наличие талантливого брата или сестры, с которыми человека постоянно сравнивали в детстве. Повзрослев, он все еще пытается доказать, что тоже чего-то стоит.
  5. Собственные высокие стандарты и ожидания. Люди, которые ставят перед собой очень высокие цели, часто не могут оценить свои достижения и считают, что они недостаточно хороши.
Когда не можешь признать, что справился
Когда не можешь признать, что справился

Ситуация обостряется при следующих обстоятельствах:

  • столкновение с новыми задачами или проектами, которые требуют высокого уровня компетенции и ответственности;
  • переход на новую должность или в новую профессиональную область, в которой нет достаточного опыта и знаний;
  • получение похвалы или признания, сопровождающееся сомнениями в их искренности;
  • сравнение себя с другими работниками, которые, по субъективному мнению, более успешны и компетентны;
  • стресс и тревога, связанные с ожиданиями окружающих и собственными;
  • руководитель специально принижает профессиональные качества подчиненного для того, чтобы им было проще манипулировать.

Типы самозванцев

Исследовательница и эксперт по «самозванцам» Валери Янг предложила следующую типологию людей, страдающих от этого синдрома.

Перфекционист — стремится к идеалу во всем, но никак не может его достичь, ведь любую задачу можно сделать еще лучше. Если перфекционист достигает успеха, то ставит его под сомнение, каким бы значительным он ни был. Например, выполнив план продаж на 99%, перфекционист изводит себя из-за пресловутого 1%.

Эксперт — уверен, что много не знает, постоянно проходит курсы и собирает дипломы, сертификаты, награды. Он может учиться даже тому, что в данный момент не требуется знать. Боится выглядеть глупо и задавать вопросы. Никогда не возьмет в работу задачу, если сомневается, что сможет ее выполнить.

Солист — все делает самостоятельно, боясь обращаться за помощью к команде. Ведь тогда его ложь будет раскрыта. Все узнают, что сам он сделать ничего не способен.

Синдром самозванца как проявляется
Коротко о синдроме самозванца
Синдром самозванца как проявляется
Коротко о синдроме самозванца

Супергерой — берет рекордное количество задач и стремится все успеть, чтобы доказать свой уровень экспертности. Параллельно он пытается быть «самым-самым» во всех сферах жизни. Если у него что-то не получается, испытывает сильный стресс.

Природный гений — с детства ему все давалось легко. Он привык к такому положению вещей, поэтому считает свои результаты несущественными и незаслуженными. А если еще какой-то проект требует чуть больше усилий, гений еще больше обесценивает себя. Он уверен, что трудности — признак некомпетентности.

Симптомы и признаки синдрома самозванца

Специалист, который страдает от синдрома самозванца:

  • постоянно сравнивает себя с другими сотрудникам, чувствуя и демонстрируя, что они лучше;
  • часто использует слова «надо», «должен», «обязан» в отношении работы;
  • чрезмерно стремится улучшить навыки и знания, даже если это не требуется для выполнения текущей работы, коллекционирует сертификаты с курсов;
  • чувствует, что успех пришел случайно, а сам сотрудник для этого ничего не сделал;
  • отказывается от проектов, которые могут потребовать новых навыков или рисков;
  • испытывает страх, что в любой момент кто-то может понять, что сотрудник не так компетентен, как кажется;
  • чрезмерная самокритичен, не умеет принимать комплименты и похвалу;
  • частое переживает, постоянно анализирует свои действия и решения;
  • страдает от перфекционизма и стремится сделать все идеально;
  • не способен принимать помощь и советы от других людей;
  • постоянно перерабатывает, с готовностью взваливает на себя не только свои, но и чужие задачи.
Признаки синдрома самозванца
Мысли сотрудника-самозванца
Признаки синдрома самозванца
Мысли сотрудника-самозванца

Чем грозит синдром самозванца бизнесу

На первый взгляд кажется, что компаниям выгодно нанимать «самозванцев». Они будут делать больше, чем от них ожидают, чтобы доказать свою полезность. Их даже не обязательно мотивировать высокой зарплатой или бонусами. Достаточно подпитывать их низкую самооценку фразами типа: «Можно было сделать и лучше!».

Однако на практике это может привести к негативным последствиям. Страдающие от перфекционизма и самобичевания сотрудники не могут быть по-настоящему продуктивны. Кроме того, они постоянно находятся в состоянии тревоги, стресса и выгорания. В результате из-за отсутствия базовой поддержки от руководства, компания может лишиться по-настоящему блестящих специалистов. А обучать новых сотрудников гораздо дороже, чем сохранять текущих.

Синдром самозванца как избавиться
Войско взбунтовалось. Говорят, царь ненастоящий!

Поэтому руководству следует помнить, что мотивация сотрудников не должна основываться исключительно на их низкой самооценке. Важно обеспечивать людей развивающей обратной связью, наставничеством и достаточной поддержкой, чтобы они могли развиваться и достигать лучших результатов. Создание здоровой и продуктивной среды, где каждый голос важен, будет максимально способствовать росту всех сотрудников и компании.

Как помочь сотруднику побороть синдром самозванца

Помочь работнику избавиться от ярких проявлений синдрома самозванца можно несколькими путями.

Обратная связь

Обратная связь от руководителя в рамках регулярных встреч 1-on-1 может быть полезным инструментом для помощи сотруднику в борьбе с синдромом самозванца. Главное, чтобы она была развивающей и поддерживающей. Так у подчиненного постепенно сформируется адекватное представление о самом себе. Вот несколько советов, как правильно использовать этот инструмент:

  1. Сотрудникам с синдромом самозванца может не хватать уверенности в своих способностях. Поэтому начинайте обратную связь с признания достижений и заслуг.
  2. Дайте членам команды понять, что идеала достичь невозможно. Нельзя все успевать и быть успешным во всех сферах жизни, важнее — результат. Попробуйте объяснить, что маленькие ошибки — не повод для переживаний, а наоборот, возможность улучшить качество работы. В целом, ошибки и неудачи — это нормальная часть жизни.
  3. Сделайте акцент на том, что обращение за помощью — не признак слабости, а наоборот, показатель готовности учиться и развиваться.
  4. Указывайте на конкретные сильные стороны и достижения сотрудника, а также на области, в которых он может совершенствоваться. Это поможет ему понять, что он действительно хорош в чем-то, но есть еще место для роста.
  5. Позвольте подчиненному выразить свои мысли и ощущения, слушайте его. Это поможет ему понять, что его мнение важно для вас.
  6. Предоставьте возможности для обучения и развития, чтобы специалист мог расширять свои знания и совершенствовать навыки.
  7. Помогите установить реалистичные цели и планы действий для их достижения.
  8. Не сравнивайте его с другими сотрудниками и не оценивайте его только по результатам, ведь у каждого уникальный путь и способности.
Инструкция: как давать негативную обратную связь
Читайте также
Инструкция: как давать негативную обратную связь
Подробнее

Опросы персонала

Опросы персонала на платформе для корпоративных исследований Happy Job содержат вопросы по всем значимым компонентам рабочей среды: признание заслуг, компетентность руководителя, оснащенность рабочего места всем необходимым и т.д.

Особого внимания при работе с синдромом самозванца заслуживают метрики «Обратная связь» и «Баланс». Первая показывает, достаточно ли людям фидбэка от руководителя, качественный ли он. Вторая выявляет уровень стресса, вызванного различными аспектами. Например, если кто-то из команды, постоянно перерабатывает, возможно, у него скрытый синдром самозванца.

Примеры вопросов для оценки метрик «Обратная связь» и «Баланс» в исследовании Happy Job

Также важно обращать внимание на комментарии самих сотрудников. В них содержатся ценные предложения по улучшению рабочих процессов.

После завершения тестирования платформа выдаст общий перечень приоритетных проблем, а также автоматически сформирует план работ.

Пример отчета на платформе Happy Job
Пример отчета на платформе Happy Job

Кроме того, в разделе «Библиотека развивающих мероприятий» собраны более 460 рекомендаций по развитию вовлеченности и лояльности сотрудников. Например, если большинство сотрудников не уверено в своих знаниях и способностях, можно организовать дополнительное обучение или тренинги. Если же выявлены проблемы в отношениях с коллегами, можно провести командные мероприятия или тренинги по развитию коммуникативных навыков.

Помощь психолога

Чтобы помочь человеку справиться с синдромом самозванца можно предложить ему сессии с психологом за счет компании. Специалист выяснит, когда и при каких условиях появился синдром, что его спровоцировало и как его побороть.

Резюме

Преодоление синдрома самозванца займет время и потребует усилий как от сотрудника, так и от руководства. Однако нет ничего невозможного. Доносите до работников, что каждый из них имеет уникальные способности. Создавайте культуру признания достижений, будьте готовы поддержать людей — тогда вы получите счастливых и продуктивных сотрудников.

Всё о развитии персонала
в нашем Telegram
Первыми узнавайте о важных мероприятиях, трендах и кейсах в HR-сфере
Подписаться
наш телеграм наш telegram
Поделиться
Алексей Клочков

Алексей Клочков — ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Job

Оглавление

Запустите опрос вовлечённости
Сертификация работодателей России

Читайте также

Уверены, что ваши сотрудники на удалёнке в порядке? Пройдите тест
Бенчмаркинг в HR: вовлечённость, лояльность и eNPS
OBI делится результатами первого исследования с Happy Job
Как провести опрос сотрудников
Диапазон контроля: как не запутаться в собственных подчиненных
Компания «Европлан» о своём опыте работы с вовлечённостью — интервью с Анаит Говориной
«Европлан» об опыте работы с Happy Job
Встреча 1-on-1 в онлайне. Особенности, подводные камни, советы
ПАО “Т Плюс”
Как удержать ценных сотрудников от увольнения: 17 действенных стратегий в 2023 году
Дэшборд вовлеченности
Разработка базы знаний для компании
Протестируйте бесплатно
  • полный набор возможностей платформы
  • бенчмарки по вашей отрасли
  • консалтинговая поддержка
  • встреча по итогам тестирования

Заголовок по умолчанию

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru