Тренды вовлеченности и лояльности в России 2021-22. Прогнозы на 2023 Получить отчёт
Вы уже потратили:
0 руб.

10 способов мотивации персонала

Алексей Клочков
24 марта 2023

Можно ли заставить людей работать, если они не хотят? Мы считаем, что нет. Заставлять бессмысленно. Необходимо подобрать ключик к каждому сотруднику, определить, что вдохновляет членов команды и подарить им это. Тогда у них появится стимул и желание работать. Это далеко не всегда деньги. Существуют и другие факторы. Возможно, людям не хватает, например, регулярной похвалы и признания заслуг. Для каждой команды мотиваторы свои.

В этой статье мы поделимся 10 универсальными способами мотивации и расскажем о том, как крупные корпорации вдохновляют сотрудников работать.

Содержание статьи:

1. Премирование за выполнение поставленных целей

Деньги – важнейший стимул для сотрудника. Это самый распространенный тип мотивации. Если зарплата помогает удерживать ключевых работников, то премии мотивируют его к большим достижениям.

Как мотивировать персонал работать
Факторы мотивации
Факторы мотивации

Премия выплачивается, если работник соответствует заранее установленным KPI. Это метрики, которые позволяют отслеживать эффективность персонала. Например, среди них могут быть экономические показатели, показатели качества, оценка сотрудника другими лицами. Точный перечень критериев зависит от компании.

О том, с какими ошибками сталкиваются организации при разработке KPI, мы рассказали здесь.

2. Персональная и публичная похвала

Похвала и признание заслуг могут стать мощным инструментом мотивации.

Главное преимущество похвалы заключается в том, что она позволяет укрепить самооценку сотрудника. Когда его достижения признаются публично, он чувствует себя более ценным и важным для команды. Это стимулирует его на достижение еще больших результатов.

Можно похвалить человека в рамках еженедельной планерки, корпоратива или один на один. Тем самым вы не только подадите хороший пример другим членам команды, но и вдохновите «звезду» трудиться еще усерднее.

3. Соревнования, геймификация

Игровые моменты и элементы геймификации создают и укрепляют здоровую конкуренцию, а также объединяют коллектив. Форматы можно выбрать разные: виртуальная валюта, баллы, рейтинги, турниры, викторины на знание продуктов компании.

Соревнование для мотивации
Соревнование: кто круче?

Конкретная, а не абстрактная награда стимулирует людей за нее побороться, а значит, работать усерднее. Главное, не превращать соревнование в подобие «голодных игр» – больше юмора и непредвзятость ко всем участникам сведет к минимуму конфликты.

4. Карьерные перспективы

Один из главных факторов, влияющих на трудовую мотивацию – карьерный рост. За ним следуют позитивные изменения: увеличение зарплаты, улучшение условий труда, уважение коллег и т.д. Предлагайте возможности для карьерного роста, например, можно составить с сотрудником индивидуальный план развития, поддерживать его на каждом этапе, оплатить обучение и тренинги.

5. Повышение квалификации

Помимо удовлетворения индивидуальных потребностей людей и развития их профессиональных скилов, помогите сотрудникам быть в курсе того, происходит в отрасли. Например, можно организовывать участие в семинарах и мероприятиях за счет компании. Этим вы покажете, что вам важно их развитие.

6. Поздравление со значимыми датами

Не ограничивайтесь поздравлениями с гендерными праздниками и Новым годом. Обратите внимание и на личные события сотрудников — день рождения, юбилей работы в компании и т.д. Людям будет приятно, что о них помнят и проявляют заботу.

Поздравляйте и мотивируйте
Поздравляйте и мотивируйте

А если добавить к пожеланиям похвалу, вы получите мощный способ нематериального стимулирования.

7. Создание комфортной обстановки

Может показаться, что для того, чтобы сделать удобные офисы, где все настраивает на рабочий лад, потребуется много вложений. Переделать офис по примеру Google, действительно, стоит дорого. Однако можно начать с малого: организовать маленькую лаунж-зону с кофемашиной или игровой приставкой, купить цветы в кашпо.

Обратите внимание на то, чего хотят люди и чем они пользуются каждый день.

8. Поддержание командного духа

Корпоративы и тимбилдинги помогают укрепить связь между людьми, повысить взаимопонимание и создать благоприятную атмосферу. Так коллектив будет не просто соседями по офису, а командой.

Поддержание корпоративного духа
Немного о силе корпоративов

Мероприятия также приносят много позитивных эмоций, что помогает снять напряжение и стресс.

9. Гибкий график

Конечно, не все задачи можно выполнять удаленно. Но переход на дистанционный формат работы, связанный с эпидемией коронавируса, показал, что не обязательно постоянно находиться в офисе для продуктивного труда. Поэтому все чаще кандидаты при устройстве на работу говорят, что им хотелось бы иметь гибкий график. Однако далеко не у всех руководителей такой расклад вызывает энтузиазм. Дайте людям возможность работать хотя бы часть времени из дома. Они это обязательно оценят.

10. Дополнительные выходные дни

Сотрудник проявил себя, отлично справился с большой и сложной задачей? Отдел побил все рекорды продаж? Подарите людям выходной день в качестве поощрения. Так вы отблагодарите работников практически без затрат, а еще дадите им время на восстановление сил перед новыми свершениями.

Внедрение системы мотивации

Интеграция системы включает несколько шагов:

  • Для начала необходимо определить цели внедрения – важно, чтобы они соответствовали бизнес-задачам и миссии организации;

  • После этого выявляем мотивацию сотрудников и что стимулирует их работать. С этим поможет онлайн-опрос на платформе Happy Job. Основной контур исследования офисного персонала содержит 59 вопросов, согласно патентованной методике. Платформа сама обрабатывает полученные данные, чтобы HR и руководители имели представление о командах, необходимое для продвижения вперед;

    Примеры вопросов на платформе Happy Job
  • Теперь пришло время определиться со способами мотивации – что из вышеприведенного можно реализовать прямо сейчас, а что потребует дополнительных затрат;

  • Разработка критериев, по которым будет оцениваться качество работы, например, можно использовать KPI;

  • Ознакомить сотрудников с системой мотивации и протестировать несколько способов.

Сразу скажем, что все люди разные, следовательно, им подходят разные способы мотивации. Выяснить, что именно будет эффективно работать в каждом конкретном случае, можно только после внедрения инициатив.

Кроме того, систему мотивации необходимо время от времени корректировать.

платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

Кейсы по мотивации от мировых корпораций

Чем крупнее организация, тем креативнее должны быть методы повышения мотивации персонала. Приведем примеры того, как эту задачу решают самые известные компании.

Google

У Google свои нестандартные методы мотивации сотрудников. Например, ее знаменитое правило: 20% рабочего времени один день в неделю сотрудник может уделять личным проектам. Они даже могут не иметь отношения к его должностным обязанностям. Эта инициатива дала жизнь многим успешным продуктам Google, включая Gmail и AdSense. К сожалению, сейчас инициатива больше не действует.

Apple

Apple предлагает своим сотрудникам широкий спектр внутренних программ обучения, включая курсы программирования и развития лидерских качеств. Также компания выдает бесплатные абонементы в спортзал, а на корпоративные мероприятия часто приглашают мировых звезд, например, группу OneRepublic, певицу Demi Lovato и т.д.

Amazon

Компания предоставляет гибкие графики работы, оплату обучения, доход выше среднего и дополнительные бенефиты для сотрудников. Также в Amazon организовали ряд специальных программ, например, Amazon Technical Academy. Академия предназначена для тех, кто не имеет технического образования или опыта работы в IT-сфере, но хочет переквалифицироваться и начать карьеру в этой области.

Обучение включает в себя практические занятия, онлайн-курсы, менторскую поддержку, а также предоставляет возможность получить сертификаты от ведущих технологических компаний. Также интересна программа Amazon Career Choice, предоставляющая финансовую поддержку и возможность получить профессиональное образование в различных областях, включая технологии, здравоохранение, логистику и другие.

McDonald’s

McDonald’s дает всем сотрудникам возможность подняться по карьерной лестнице. Каждый член команды начинает со стартовой позиции с перспективами стать менеджером ресторана, руководителем филиала или занять еще более высокую должность.

Для повышения компетенций существуют внутренние программы обучения, например, «Звезды McDonald’s» (Stars of McDonald’s). Персонал должен пройти четыре модуля: «Качество», «Сервис», «Чистота» и «Профессионализм». Сотрудники приобретают навыки, работая за кассой, на кухне и в зале. Когда знания закреплены, человек получает звезду на униформу. Наличие всех четырех звезд подтверждает компетенции в ключевых областях ресторанной деятельности: управление кассой, приготовление еды, работа в обеденных зонах, а также знания в области гигиены и безопасности.

Что мотивирует людей работать

Также корпорация McDonald’s активно инвестирует в обучение персонала и даже основала собственный университет — Hamburger University. Это всемирно признанное учебное заведение, которое предлагает курсы по различным аспектам ресторанного бизнеса, лидерства и менеджмента. Сотрудники, прошедшие эти программы, могут занять более высокие должности в компании. У университета есть 8 кампусов по всему миру — в Чикаго, Сиднее, Гамбурге, Токио, Дубае и других городах.

Для повышения мотивации компания публично признает и хвалит сотрудников за достижения в рамках программы «Сотрудник месяца». Наверняка вы видели рядом с кассой фото лучшего работника.

Резюме

Разработка и внедрение методов мотивации персонала являются важными элементами в работе компании. Далеко не все стимуляторы требуют больших затрат. Важно найти золотую середину между материальными и нематериальными льготами, поскольку к премиям люди быстро привыкают. Правильный подбор инструментов и методов повышения мотивации способствует росту производительности и снижению текучести кадров.

Об авторе
Алексей Клочков, ведущий эксперт HR и управленческого консалтинга России
Happy Job
Алексей Клочков, ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Inc.

Вам может понравиться

Как измерять и развивать вовлеченность и лояльность сотрудников в компании федерального масштаба, а главное — как затем эффективно работать с результатами, нам рассказали топ-менеджеры сети магазинов «Магнит».
В современном мире сохранение баланса между работой и личной жизнью является важной задачей. Это помогает не только избежать стресса и заболеваний, но и повысить качество жизни в целом.
Для эффективного управления компанией руководитель должен постоянно учиться и развивать soft skills. В этом материале расскажем, какие навыки необходимы лидеру и как их прокачать.
Читать другие материалы >

Вебинары и видео

  • 2022-11-25
    Вовлечённость в вовлечённость
    Вовлечённость в вовлечённость
  • 2022-08-22
    Как достичь лучших HR-метрик развивая вовлеченность
    Как достичь лучших HR-метрик развивая вовлеченность
  • 2022-05-08
    Как правильно измерять и развивать лояльность и стать лучшим работодателем
    Как правильно измерять и развивать лояльность и стать лучшим работодателем
  • 2021-11-15
    Елена Блинова о платформе Happy Job
    Елена Блинова о платформе Happy Job
  • 2021-09-06
    Экономическая польза развития вовлеченности
    Экономическая польза развития вовлеченности
  • 2021-06-03
    Экономическая польза оценки лояльности
    Экономическая польза оценки лояльности
  • 2021-05-11
    Максим Потапенко о личном кабинете и конструкторе отчетов
    Максим Потапенко о личном кабинете и конструкторе отчетов
  • 2020-09-24
    Зачем измерять вовлеченность и лояльность?
    Зачем измерять вовлеченность и лояльность?

191 отзывов клиентов

  • Оценка вовлеченности персонала в OBI Россия
    Катарина Карасева

    Старший менеджер по развитию бренда работодателя и внутренним коммуникациям OBI Россия

    Как работают с персоналом в AliExpress
    Ирина Бебешина

    Бизнес-партнер по управлению персоналом Департамента ИТ

  • АльфаСтрахование – Отзыв о платформе Happy Job
    Дмитрий Попов

    руководитель направления внутренних коммуникаций, АльфаСтрахование

    Развитие вовлеченности персонала в ЛК Европлан
    Анаит Говорина

    директор департамента по работе с персоналом, ЛК "Европлан"

  • Skyeng – Отзыв о платформе Happy Job
    Полина Лаптева

    руководитель отдела внутренних коммуникаций, Skyeng

    Ингосстрах – Отзыв о платформе Happy Job
    Алексей Алексапольский

    Руководитель проекта по развитию персонала

    Алексей Клочков, основатель Happy Inc

    Протестируйте бесплатно!

    Получите полный доступ.

    1. Заполните форму заявки, и с вами свяжется консультант, чтобы обсудить старт исследования.
    2. Всё, что нужно предоставить — это список email-адресов сотрудников.
    3. Вы сможете оценить все возможности платформы и подготовиться к полноценному использованию.

    Количество респондентов в тестовой группе должно составлять не более 10% от общего числа сотрудников, но не менее 5 и не более 100 человек.

    Я и мои коллеги уделяем полное внимание всем тестовым проектам. Алексей Клочков , основатель Happy Inc.

    Заголовок по умолчанию

    Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
    Политика конфиденциальности

    Или пишите нам на почту
    sales@happy-inc.ru