Как заставить людей работать, если они не хотят? Мы считаем, что никак. Заставлять бессмысленно. Нужно подобрать ключик к каждому сотруднику, выяснить, что движет людьми в команде и подарить им это. Тогда у них появится стимул и энергия. Это далеко не всегда деньги. Существуют и другие факторы. Возможно, людям не хватает, например, регулярной похвалы и признания заслуг. Для каждой команды мотиваторы свои.
В этой статье мы поделимся 10 универсальными способами мотивации и расскажем о том, как крупные корпорации вдохновляют сотрудников работать.
Содержание статьи:
- Премирование за выполнение поставленных целей
- Персональная публичная похвала
- Соревнования, геймификация
- Перспективы карьерного роста
- Повышение квалификации
- Поздравление со значимыми датами
- Создание комфортной атмосферы
- Поддержание корпоративного духа
- Гибкий график
- Дополнительные выходные дни
- Внедрение системы мотивации
- Кейсы по мотивации от крупнейших мировых компаний
- Резюме
1. Премирование за выполнение поставленных целей
Это самый распространенный тип мотивации. Деньги – важнейший стимул для сотрудника. Если зарплата помогает удерживать ключевых работников, то премии мотивируют его к большим достижениям. Премия выплачивается, если работник соответствует заранее установленным KPI. Это метрики, которые позволяют отслеживать эффективность персонала. Например, среди них могут быть экономические показатели, показатели качества, оценка сотрудника другими лицами. Точный перечень критериев зависит от компании.

О том, с какими ошибками сталкиваются организации при разработке KPI, мы рассказали здесь.
2. Персональная публичная похвала
Этот вид стимулирования основывается на потребности людей в признании. Так вы поддерживаете желание работать и подчеркиваете, что труд сотрудника важен. Можно похвалить человека в рамках еженедельной планерки, корпоратива или один на один. Тем самым вы не только подадите хороший пример другим членам команды, но и вдохновите «звезду» трудиться еще усерднее.
3. Соревнования, геймификация
Игровые моменты и элементы геймификации создают и укрепляют здоровую конкуренцию, а также объединяют коллектив. Форматы можно выбрать разные: виртуальная валюта, баллы, рейтинги, турниры, викторины на знание продуктов компании. Конкретная, а не абстрактная награда стимулирует людей за нее побороться, а значит, работать усерднее. Главное, не превращать соревнование в подобие «голодных игр» – больше юмора и непредвзятость ко всем участникам сведет к минимуму конфликты.

4. Перспективы карьерного роста
Одним из главных факторов, влияющих на трудовую мотивацию, является рост по карьерной лестнице. Этому есть объяснение. Карьерный рост влечет сразу несколько положительных последствий. К ним относится: увеличение заработной платы, улучшение условий труда, уважение коллег и т.д. Предлагайте перспективу продвижения по карьерной лестнице – это поможет удерживать и мотивировать талантливых и амбициозных сотрудников, которые есть в каждой фирме.
5. Повышение квалификации
Помимо удовлетворения индивидуальных потребностей людей и развития их профессиональных скилов, помогите сотрудникам быть в курсе того, происходит в более широкой отрасли. Например, можно организовывать участие в семинарах и мероприятиях за счет компании. Этим вы покажете, что заинтересованы в их развитии.
6. Поздравление со значимыми датами
Это могут быть не только государственные праздники – Новый год, 8 Марта и 23 Февраля, но и персональные. Сотрудникам будет очень приятно, что о них помнят и поздравляют с днем рождения или отмечают их годовщину работы в компании.
А если добавить к пожеланиям похвалу, вы получите мощный способ нематериального стимулирования.
7. Создание комфортной атмосферы
На первый взгляд, кажется, что для того, чтобы сделать удобные и светлые офисы, где все настраивает на рабочий лад, потребуется много вложений. Переделать офис по примеру Google, действительно, стоит дорого. Однако можно начать с малого. Организовать маленькую зону отдыха, поставить там кофемашину или игровую приставку, купить цветы в кашпо. Отталкивайтесь от того, чего хотят люди и чем они пользуются каждый день.
8. Поддержание корпоративного духа
Корпоративные мероприятия, вечеринки, тимбилдинги – все это повышает командный дух, создает позитивную обстановку. Благодаря этому, сотрудники чувствуют себя не соседям по офису, а командой. А значит, появляются сплоченность, доверие и взаимопонимание. Это важные аспекты для здорового микроклимата и эффективной работы.

9. Гибкий график
Безусловно, есть задачи, которые требуют постоянного присутствия на рабочем месте. Однако переход на удаленку, связанный с эпидемией коронавируса, показал, что постоянно находиться в офисе для того, чтобы продуктивно трудиться необязательно. Поэтому все чаще кандидаты при устройстве на работу говорят, что им хотелось бы иметь гибкий график. Но далеко не у всех руководителей такой расклад вызывает энтузиазм. Дайте людям возможность работать хотя бы часть времени из дома. Они это обязательно оценят.
10. Дополнительные выходные дни
Сотрудник проявил себя, отлично справился с большой и сложной задачей? Отдел побил все рекорды продаж? Подарите людям выходной день в качестве поощрения. Так вы отблагодарите работников практически без затрат, а еще дадите им время на восстановление сил перед новыми свершениями.
Внедрение системы мотивации
Внедрение систем мотивации происходит в несколько этапов:
- Для начала, необходимо определить цели внедрения – они должны соответствовать задачам, миссиям и функциям компании;
-
После этого выявляем мотивацию сотрудников и какие у них стимулы для работы. В этом поможет онлайн-опрос на платформе Happy Job. Основной контур исследования офисного персонала содержит 59 вопросов, согласно патентованной методике. Платформа сама обрабатывает полученные данные, чтобы HR и руководители имели представление о командах, необходимое для продвижения вперед;
Примеры вопросов на платформе Happy Job
- Теперь пришло время определиться со способами мотивации – что из вышеприведенного можно реализовать прямо сейчас, а что потребует дополнительных затрат;
- Разработка критериев, по которым будет оцениваться успешность работы, например, можно использовать KPI;
- Ознакомить сотрудников с системой мотивации и протестировать несколько способов.
Сразу скажем, что все люди разные, следовательно, им подходят разные способы мотивации. Выяснить, что именно будет эффективно работать в каждом конкретном случае, можно только после внедрения инициатив. Кроме того, систему мотивации необходимо время от времени корректировать.

Узнать мнение
сотрудников
Кейсы по мотивации от крупнейших мировых компаний
Чем крупнее компания, тем разнообразнее и оригинальнее должны быть методы повышения мотивации персонала. Ниже расскажем о том, что делают в данном направлении самые известные компании.
Американская корпорация создала условия, которые способствуют максимальному развитию креативности и поддержанию высокого уровня вовлеченности:
- Сотрудникам предлагаются бесплатные и разнообразные завтраки и обеды от топовых поваров.
- 20% рабочего времени можно уделять на проекты по интересам.
- Множество корпоративных мероприятий. Особенной популярностью пользуются 1 апреля и Halloween. Организацию вечеринок и костюмы для персонала оплачивает корпорация.
- В центральном офисе можно воспользоваться услугами парикмахера, врача, массажиста и фитнес-инструктора. Также внутри комплекса есть автомойка, прачечная, заправка и даже ремонт велосипедов.
- Необычная организация рабочего пространства. Например, конференц-залы в штаб-квартире спроектированы в виде винтажных вагонов метро. А в большинстве офисов помимо лестниц есть горки, по которым можно быстро спуститься вниз.
Apple
Корпорация придумала интересный подход к повышению мотивации. Например, сотрудницы, которые хотят родить после 30-40 лет, но боятся возрастных рисков, могут пройти процедуру криозаморозки здоровых яйцеклеток. Также есть информация, что каждый сотрудник Apple ежегодно получает скидки на товары компании и сертификат номиналом $300 на занятия фитнесом. В баре компании можно заказать бесплатное пиво и закуски. А на корпоративные мероприятия часто приглашают знаменитостей, например, группу OneRepublic, певицу Demi Lovato и т.д.
Яндекс
В Яндексе отказались от учета рабочего времени. Руководство позволяет сотрудникам самостоятельно организовывать трудовой график. Главное, продуктивность и результаты. Поэтому офис открыт круглосуточно. Можно даже совсем не приходить в офис, а работать на удаленке. Всю оргтехнику предоставляет компания. Кроме того, у персонала есть три дня оплачиваемого отгула ежеквартально. Как и Google, Яндекс уделяет внимание оборудованию рабочего пространства. В каждом офисе есть спортивные залы, площадки для йоги и танцев.
Что мотивирует людей работать
Макдональдс
В империи фастфуда постоянно витает соревновательный дух. На нем даже построена система мотивации сотрудников:
- Ежемесячно клиенты оценивают рестораны компании. Сотрудники 10% лучших заведений получают премии.
- Существует ежеквартальная премия специально для менеджеров, на ее размер влияют 3 составляющие – оценка тайных покупателей, рост продаж и прибыльность.
- В 2014 году корпорация запустила проект «Путь к Рио», который шел параллельно с чемпионатом мира по футболу. Между работниками прошел конкурс, в качестве приза 11 человек получили отдых в Бразилии.
Газпром
Руководство корпорации Газпром огромное внимание уделяет публичному признанию заслуг работников. Каждый год лучшим сотрудникам присуждаются звания, которые являются корпоративными знаками отличия: «Почетный работник «Газпром нефти» и «Ветеран «Газпром нефти». Регулярно проводится конкурс «Лучший по профессии».
Резюме
Разработка и внедрение методов мотивации персонала должны стать одними из основополагающих направлений в деятельности компании. Далеко не все стимуляторы требуют больших затрат. Важно соблюдать баланс между материальными и нематериальными поощрениями, т.к. к премиям люди быстро привыкают. Правильный подбор инструментов и мероприятий по повышению мотивации способствует росту производительности труда и снижению текучести кадров.