Вы уже потратили:
0 руб.

Правила делового этикета

Happy Job
15 января 2024

За последние годы многие компании переняли непринужденную культуру стартапов: отдельные кабинеты сменились опенспейсами, пиджаки и галстуки уступили место футболкам и джинсам, все популярнее становится удаленный формат работы. В такой обстановке может сложиться впечатление, что правила делового этикета давно устарели и никому не нужны. В статье разбираемся, так ли это.

Содержание статьи:

Определение и основные принципы

Деловой этикет — это правила поведения в рабочей среде с учетом профессиональных и культурных особенностей. Он включает в себя не только манеру поведения и соответствующий дресс-код, но и умение эффективно общаться, слушать, адекватно реагировать на ситуации и уважительно относиться к коллегам. Налаженные связи с коллегами мотивируют людей охотно приходить им на помощь. А скорость и качество взаимодействия в команде напрямую влияют на вовлеченность.

Соблюдение делового этикета способствует снижению конфликтов, повышает профессиональную репутацию отдельных сотрудников и компании в целом, помогает эффективно управлять временем и ресурсами благодаря четкой коммуникации. А еще следование этикету помогает формировать позитивный имидж, привлекать потенциальных партнеров и клиентов и создавать благоприятные условия для развития бизнеса.

Основные принципы делового этикета:

  • уважение;
  • профессионализм;
  • эффективная коммуникация;
  • конфиденциальность.
Что такое деловой этикет
Как деловой этикет помогает в бизнесе
Как деловой этикет помогает в бизнесе

Ключевые аспекты делового этикета

Вежливость

Вежливость помогает создать позитивную и продуктивную рабочую атмосферу, укрепляет профессиональные отношения и способствует успешному взаимодействию в команде. В это понятие входит:

  • использование деловой лексики, избегание грубости или нецензурных выражений;
  • соблюдение сроков и точности во всем, начиная от прихода на встречу до ответов на письма;
  • открытое и почтительное отношение к разным точкам зрения;
  • уважение к личному пространству и времени других людей;
  • активное слушание и проявление интереса к тому, о чем говорит спикер;
  • предоставление конструктивной обратной связи сотрудникам;
  • уважение к культурным особенностям международных партнеров или коллег;
  • следование правилам деловой переписки при общении в электронной почте и рабочих чатах.

Профессионализм

Профессионализм подразумевает несколько ключевых элементов, которые стимулируют доверие и уважение в бизнес-среде:

  1. Бережное отношение ко времени и обязательствам, своевременное выполнение задач, соблюдение сроков, а также предупреждение о возможных задержках и изменениях планов.
  2. Высокий уровень компетентности. Это означает не только глубокое понимание предмета работы, но и стремление постоянно развивать навыки, быть в курсе трендов.
  3. Способность эффективно решать проблемы и принимать обдуманные решения. Важно уметь анализировать ситуацию, правильно оценивать альтернативы и выбирать оптимальный путь действий.

Эффективная коммуникация

Практика и совершенствование приемов деловых переговоров дает человеку возможность быть более уверенным и успешным собеседником. Это помогает ему достигать целей и поддерживать долгосрочные партнерские отношения. Разберем, как сделать общение результативным:

  • определите свои цели и интересы другой стороны;
  • заранее продумайте аргументы и альтернативные варианты;
  • активно слушайте собеседника и старайтесь понять его потребности и мотивы;
  • будьте гибким и готовым к компромиссам;
  • подкрепляйте аргументы фактами и данными;
  • оставайтесь спокойным и контролируйте эмоции;
  • не давите и не угрожайте собеседнику;
  • ищите решения, которые выгодны обеим сторонам;
  • подводите итоги переговоров, убедитесь, что соглашения записаны и всеми приняты.
Этикет делового общения
Эффективная коммуникация

Конфиденциальность

Конфиденциальность означает защиту приватной рабочей информации: личных данных клиентов, партнеров, коллег и других важных сведений, которые не предназначены для публичного распространения или доступа.

Соблюдение конфиденциальности имеет ключевое значение для поддержания доверия в деловой среде и защиты интересов всех сторон. Ответственное отношение к информации значит:

  1. Не раскрывать частную или защищенную информацию третьим лицам без разрешения.

  2. Следовать установленным ограничениям и не пытаться получить доступ к данным, к которым у вас нет прав.

  3. Хранить конфиденциальные документы и информацию в местах, где их не увидят посторонние.

    Бизнес-этикет
    Соблюдайте конфиденциальность
  4. Обеспечивать безопасность электронных данных и файлов с помощью надежных паролей и защищенных методов хранения.
  5. Следовать политикам и правилам конфиденциальности, установленным в организации.
  6. Понимать, какие данные являются секретными, и не разглашать их даже в неформальных обсуждениях.
  7. При подозрении на нарушение конфиденциальности своевременно дать знать об этом соответствующим лицам или инстанциям.

Соблюдение делового этикета в компании

Разработка корпоративных правил

Корпоративные правила делового этикета помогут создать единый стандарт профессионального поведения для всех сотрудников компании.

Изучите текущую обстановку в организации. Определите области, требующие улучшения, а также учтите особенности вашей отрасли и рынка. Затем сформулируйте базовые принципы, которые будут лежать в основе правил делового этикета. Это могут быть уважение к коллегам, клиентам и партнерам, профессионализм, честность и т.д.

Разработайте конкретные правила поведения и общения в различных ситуациях: на деловых встречах, в переписке и телефонных разговорах, на мероприятиях и прочее.

После этого обеспечьте всем сотрудникам доступ к правилам. Проведите обучающие семинары и тренинги, чтобы познакомить команду с новыми требованиями и подчеркнуть их важность. Собирайте обратную связь и учитывайте комментарии персонала. Используйте примеры ролевых моделей для иллюстрации правильного и неправильного поведения в различных ситуациях. Убедитесь, что руководители компании активно поддерживают деловой этикет и сами ему следуют.

Деловое общение
Проявите уважение к собеседнику

Влияние делового этикета на рабочую среду

Пренебрежение правилами делового этикета в коллективе (например, регулярные звонки и сообщения во внерабочее время) может привести к стрессу, а в дальнейшем и к выгоранию членов команды. Поэтому задача руководителя — минимизировать влияние стрессоров: установить четкие границы рабочего дня и разобраться, почему сотрудники не успевают выполнять задачи в отведенное время. Скорее всего, поставленные цели недостижимы, в коллективе часто возникают конфликты и нет слаженности, а общение занимает слишком много времени.

Оценить качество коммуникаций в коллективе можно на платформе Happy Job с помощью метрики «Коллеги». Она покажет, комфортно ли сотрудникам общаться друг с другом, готовы ли они участвовать в командной работе, соблюдаются ли в коллективе нормы поведения.

Также в опрос вовлеченности мы включили метрику «Баланс». Она исследует факторы, влияющие на энергию сотрудников. В ее контур входят изучение пищевых привычек, регулярности занятий спортом, наличия переработок.

Как руководителю уменьшить влияние стресса на команду:

  • заложить дополнительное время на решение задачи, сместить дедлайн;
  • грамотно расставлять приоритеты;
  • следить за наличием и качеством перерывов сотрудников;
  • не допускать частых переработок;
  • ввести табу на рабочие звонки и письма в выходные и праздничные дни;
  • компенсировать задержки на работе доплатами или отгулами.
Метрики «Коллеги» и «Баланс» на платформе Happy Job

По завершении опроса система предоставит руководителю и HR автоматизированный отчет, укажет на сильные стороны и зоны развития компании.

В чем еще плюсы платформы Happy Job:

  • гарантия полной анонимности;
  • проверенная на многих проектах запатентованная методика;
  • кастомизация дизайна опроса под отрасль и компанию;
  • выгрузка аналитики за один клик;
  • крупнейшая база бенчмарков в Евразии (более 800 клиентов из 28 отраслей).
платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

Резюме

Деловой этикет в компании важен по двум причинам: он стимулирует сотрудников выглядеть профессионально и способствует уважительным отношениям. Неважно, работаете ли вы удаленно или в офисе, соблюдение основных норм этикета поможет вам произвести хорошее впечатление и наладить прочные связи с коллективом, клиентами и партнерами.

Может показаться, что правил слишком много. Но в этом и плюс: если вы знаете, что делать, вам будет намного легче создать и поддерживать профессиональную репутацию.

Об авторе
Алексей Клочков, ведущий эксперт HR и управленческого консалтинга России
Happy Job
Алексей Клочков, ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Job

Вам может понравиться

Где грань между здоровой и токсичной продуктивностью? Из-за чего возникает культ токсичной продуктивности и как с ним бороться? Изучите стратегии поддержания work-life balance сотрудников, их психического благополучия и создания здоровой рабочей среды.
Для эффективного управления компанией руководитель должен постоянно учиться и развивать soft skills. В этом материале расскажем, какие навыки необходимы лидеру и как их прокачать.
Каждый руководитель выбирает свой подход к проблеме опозданий: вводить штрафы, инициировать серьезные разговоры или развивать сознательность в сотрудниках. Давайте разберемся, почему работники часто опаздывают и возможно ли найти решение этой проблемы.
Читать другие материалы >

Кейсы клиентов

  • 4 года с Happy Job
    360 000 сотрудников
    рост eNPS +19,9%
  • 5 лет с Happy Job
    120 000 сотрудников
    рост выручки и производительности
    за счет развития eNPS
    +13%
  • 5 лет с Happy Job
    1 700 сотрудников
    снижение уровня текучести -50%

Хотите добиться таких же результатов?

Запланируйте онлайн-встречу с нашим менеджером

Анастасия Любятинская руководитель отдела продаж

Алексей Клочков, основатель Happy Job

Протестируйте бесплатно!

Получите полный доступ.

  1. Заполните форму заявки, и с вами свяжется консультант, чтобы обсудить старт исследования.
  2. Всё, что нужно предоставить — это список email-адресов сотрудников.
  3. Вы сможете оценить все возможности платформы и подготовиться к полноценному использованию.

Количество респондентов в тестовой группе должно составлять не более 10% от общего числа сотрудников, но не менее 5 и не более 100 человек.

Я и мои коллеги уделяем полное внимание всем тестовым проектам. Алексей Клочков , основатель Happy Job

Заголовок по умолчанию

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru