Доверие сотрудников к руководству является одним из ключевых факторов успеха компании. В 2023 году этот аспект взаимоотношений будет иметь еще большее значение чем когда-либо. Это связано с внешней и внутренней политической и экономической нестабильностью.
В статье рассмотрим, как формировать культуру доверия и как с ее помощью улучшать коммуникации внутри команды, повышать мотивацию и производительность, а также снижать текучесть кадров.
Что такое доверие в команде и почему оно важно
Доверие — это убежденность в том, что организация будет действовать в соответствии с персональными интересами и ожиданиями сотрудника. Оно играет важную роль в управлении персоналом, способствует улучшению координации и эффективности работы команды. Также это один из ключевых факторов, влияющих на мотивацию.
Когда руководитель делегирует подчиненным какие-то важные задачи, они чувствуют, что их ценят и уважают. Так формируется взаимное доверие. Это повышает уверенность людей в своих способностях, снижает количество конфликтов и стимулирует к более продуктивной работе
А еще наличие доверия позволяет руководителю быстрее убедить сотрудника в правильности предложенного образа действий, в «справедливости» отданного распоряжения. Это позволяет сократить время на коммуникации и увеличить качество выполнения задач.
Кроме того, доверие помогает персоналу чувствовать себя свободно, без опаски высказывать свое мнение, предлагать новые идеи и экспериментировать. Если же доверия нет, люди чувствуют себя недооцененными. Снижается мотивация, инициативность, падет качество работы. Поэтому руководство должно стремиться к тому, создавать культуру доверия.
Какие ошибки руководителя приводят к потере доверия
Доверие не возникает сразу за один день. Оно формируется на протяжении длительного времени и требует от руководителя постоянной работы над собой и своими качествами. К тому же, доверие легко подорвать.
Вот список причин, по которым сотрудники могут разочароваться в начальстве:
- руководитель принимает несправедливые решения;
- люди не понимают, как принимаются решения, и не видят их последствий;
- недостаток участия, поддержки и помощи в трудных ситуациях;
- несправедливое распределение вознаграждений;
- недостаточное признание достижений и успехов сотрудников;
- руководитель раскрывает конфиденциальную информацию о работниках;
- руководитель пренебрежительно высказывается о мнениях и об идеях персонала;
- компетентность начальника вызывает сомнения;
- отсутствие у руководства лидерских качеств, неспособность вести и мотивировать команду;
- неспособность принимать ответственность за свои действия и ошибки;
- непрофессиональное поведение или неуместные шутки;
- неоднократное нарушение обещаний или соглашений.
Как завоевать доверие сотрудников и создать культуру доверия в компании
Теперь перейдем к рекомендациям, следуя которым, вы сможете расположить к себе людей:
1. Честность и открытость
Необходимо проявлять честность и открытость во всех своих действиях и словах. Это означает, что нужно быть готовым рассказать команде правду, даже если она может оказаться неприятной или неудобной (например, когда компания испытывает трудности)
Будьте максимально открытым по отношению к людям — отвечайте на вопросы команды, ищите решения возникающих проблем. Делитесь целями и задачами компании, планами на будущее, давайте обратную связь, проводите встречи 1 on 1. Также нужно быть готовым слушать и учитывать мнение людей, даже если оно не совпадает с вашим.
2. Поддержка и лидерство
Доверие растет, когда руководство создает возможности для развития сотрудников, поддерживает их в сложных ситуациях. Поддержка может быть моральной (способность выслушать) или материальной (курсы повышения квалификации за счет компании). Исходя из это важно развивать soft skills — умение делегировать, вести эффективные коммуникации, фокусироваться на смыслах и целях, хвалить и поощрять подчиненных за достижения, содействовать балансу работы и личной жизни.
3. Справедливость и непредвзятость
Справедливое руководство гарантирует равенство для всех сотрудников. Это означает, что все соблюдают одинаковые правила и требования, никто не получает привилегий на основе своего положения, связей или личных отношений. Справедливый руководитель также принимает решения на базе объективных фактов и данных, а не личных убеждений.
4. Подавайте пример
Руководитель должен быть в курсе последних тенденций и развития отрасли.
Необходимо постоянно повышать профессиональный уровень: проходить курсы, изучать бизнес-литературу, посещать тематические мероприятия и мотивировать персонал следовать своему примеру в вопросах саморазвития.
Также руководитель должен подавать пример своим поведением, жизненными установками: демонстрировать пунктуальность, позитивный настрой, непредвзятость, следование корпоративным правилам и деловому этикету.
5. Конструктивная обратная связь
Руководитель должен уметь давать конструктивную обратную связь, которая поможет сотруднику улучшить работу и достичь хороших результатов. При этом надо понимать, что обратная связь — не унижение (даже когда человек проштрафился), а глубокий разговор о зонах развития подчиненного, о его целях и ценностях, о возможностях профессионального роста.
Критика должна быть основана на фактах, а не на личных предпочтениях или предубеждениях. Помогите сотруднику понять, какие ошибки он совершает и как их можно исправить. Хвалите удачные решения и поощряйте дальнейшее развитие.
6. Ценность мнений сотрудников
Онлайн-опрос мнений персонала создаст благоприятную рабочую среду, позволяющую повысить производительность и помогающую в достижении общих целей компании. Исходя из этих преимуществ, HR-департаменты ведущих брендов регулярно проводят подобные исследования, что поддерживает общую удовлетворенность сотрудников.
Мнения сотрудников о руководителе на платформе Happy Job
Покажите, что мнение каждого работника важно. Проведите опрос с помощью платформы Happy Job. Контур исследований офисного персонала содержит 59 вопросов по всем аспектам рабочей среды: от отношений с руководителем и коллегами до уровня заработной платы. Результаты опроса помогут принимать взвешенные и обоснованные управленческие решения и создавать лучшие условия для людей.
Узнать мнение
сотрудников
7. Делегирование
Необходимо давать людям возможность проявить свои лучшие качества. Доверие не может существовать, если люди не чувствуют, что их уважают и ценят за их труд и талант. Делегируйте подчиненным задачи в соответствии с их профессиональным уровнем. Также важно убедиться, что сотрудники имеют все необходимые ресурсы и инструменты для выполнения задач.
8. Порядочность
Во-первых, важно быть порядочным по отношению к персоналу: не врать о реальных объемах работы, компенсации и других вещах. Честность — залог доверительных отношений между руководителем и командой, а также высокой продуктивности.
Во-вторых, нужно соблюдать договоренности. Если вы обещали что-то сделать, то необходимо это сделать. Если вы согласились на какие-то условия, то нужно их соблюдать.
В-третьих, важно сохранять конфиденциальность и не раскрывать личную информацию, которую вам доверили другие люди.
9. Признание и вознаграждение за достижения
Положительная обратная связь и вознаграждения — необходимые элементы в создании культуры доверия. Таким образом руководитель показывает, что он ценит и уважает усилия людей. При этом важно, чтобы похвала была искренней и конкретной, а не просто формальным жестом.
Вместо того, чтобы сказать: «Ты молодец», можно проявить больше внимания: «Я хочу отметить твою работу над проектом X. Твои идеи очень понравились клиенту. Спасибо, что проявил творческий подход и уделил внимание каждой детали». Такая похвала будет более значимой и мотивирующей для человека.
10. Поддержка баланса между работой и личной жизнью
Если руководство не приветствует сверхурочную работу, сотрудники понимают, что работодатель заботится о них, видя не винтики в системе, а живых людей. Такой подход способствует созданию доверительных отношений, повышает лояльность и сопричастность.
Резюме
Все вышеперечисленные параметры взаимосвязаны и важны при установлении культуры доверия в организации. Ее создание — длительный процесс. Он начинается с четкого формирования ценностей. Необходимо убедиться, что все члены команды их разделяют. Важным шагом является создание открытой коммуникационной культуры, в которой все сотрудники могут свободно выражать свои идеи и мысли, а руководство всегда готово выслушать их и учесть при принятии решений.
Доверие — это постоянная работа, которая требует множества усилий со стороны руководства. Но если она будет успешно реализована, это существенно повысит мотивацию сотрудников, эффективность работы и снизит текучесть кадров.