Культура доверия в компании: почему это особенно важно в 2025 году

Культура доверия в компании: почему это особенно важно в 2025 году

Доверие сотрудников к руководству является одним из ключевых факторов успеха компании. В 2025 году этот аспект взаимоотношений имеет еще большее значение чем когда-либо. Это связано с внешней и внутренней политической и экономической нестабильностью.

В статье рассмотрим, как формировать культуру доверия и как с ее помощью улучшать коммуникации внутри команды, повышать мотивацию и производительность, а также снижать текучесть кадров.

Что такое доверие в команде и почему оно важно

Доверие — это убежденность в том, что организация будет действовать в соответствии с персональными интересами и ожиданиями коллектива. Оно играет важную роль в управлении персоналом, способствует улучшению координации и эффективности работы команды. Также это один из ключевых факторов, влияющих на мотивацию.

Когда руководитель делегирует подчиненным какие-то важные задачи, они чувствуют, что их ценят и уважают. Так формируется взаимное доверие. Это повышает уверенность людей в своих способностях, снижает количество конфликтов между коллегами и стимулирует к более продуктивной работе.

Почему важно доверие в команде
Почему важно доверие в команде
Почему важно доверие в команде
Почему важно доверие в команде

А еще доверие позволяет руководителю быстрее убедить сотрудника в правильности предложенного образа действий, в «справедливости» отданного распоряжения. Это позволяет сократить время на коммуникации и увеличить качество выполнения задач.

Кроме того, доверие помогает персоналу чувствовать себя свободно, без опаски высказывать мнение, предлагать новые идеи и экспериментировать. Если же этого нет, люди чувствуют себя недооцененными. Снижается мотивация работать эффективно, инициативность, качество результатов. Поэтому руководство должно стремиться к тому, чтобы создавать культуру доверия.

Какие ошибки руководителя приводят к потере доверия

Доверие не возникает за один день. Оно формируется на протяжении длительного времени и требует от руководителя постоянной работы над собой и своими качествами. К тому же, его легко подорвать.

Вот список причин, по которым сотрудники могут разочароваться‎ в начальстве:

  • руководитель принимает несправедливые решения;
  • люди не понимают, как принимаются решения, и не видят их последствий;
  • недостаток участия, поддержки и помощи в трудных ситуациях;
  • несправедливое распределение вознаграждений;
  • недостаточное признание достижений и успехов сотрудников;
  • руководитель раскрывает конфиденциальную информацию о работниках;
  • руководитель пренебрежительно высказывается о мнениях и об идеях коллектива;
  • компетентность начальника вызывает сомнения;
  • отсутствие у руководства лидерских качеств, неспособность вести и мотивировать команду;
  • неспособность принимать ответственность за свои действия и ошибки;
  • непрофессиональное поведение или неуместные шутки;
  • неоднократное нарушение обещаний или соглашений.

Как завоевать доверие сотрудников и создать культуру доверия в компании

Теперь перейдем к рекомендациям, следуя которым, вы сможете расположить к себе людей:

1. Честность и открытость

Будьте честны и открыты во всех своих действиях и словах. Это означает, что нужно быть готовым рассказать команде правду, даже если она может оказаться неприятной или неудобной (например, когда компания испытывает трудности).

Как формируется доверие

Будьте максимально открытым по отношению к людям — отвечайте на вопросы команды, ищите решения возникающих проблем. Делитесь целями и задачами компании, планами, давайте обратную связь, проводите встречи 1-on-1. Также нужно быть готовым слушать и учитывать мнение людей, даже если оно не совпадает с вашим.

2. Поддержка и лидерство

Доверие растет, когда руководство создает возможности для развития сотрудников, поддерживает в сложных ситуациях. Поддержка может быть моральной (способность выслушать) или материальной (курсы повышения квалификации за счет компании). Исходя из этого важно развивать soft skills — умение делегировать, вести эффективные коммуникации, фокусироваться на смыслах и целях, хвалить и поощрять подчиненных за достижения, содействовать балансу работы и личной жизни.

3. Справедливость и непредвзятость

Справедливое руководство гарантирует равенство для всех сотрудников. Это означает, что все соблюдают одинаковые правила и требования, никто не получает привилегий на основе своего положения, связей или личных отношений. Справедливый руководитель также принимает решения на базе объективных фактов и данных, а не личных убеждений.

4. Личный пример

Руководитель должен быть в курсе последних тенденций и развития отрасли.

Необходимо постоянно повышать профессиональный уровень: проходить курсы, изучать бизнес-литературу, посещать тематические мероприятия и мотивировать коллектив следовать своему примеру в вопросах саморазвития.

Важно подавать команде пример
Важно подавать команде пример

Также руководитель должен подавать пример своим поведением, жизненными установками: быть пунктуальным, транслировать позитивный настрой, непредвзятость, следование корпоративным правилам и деловому этикету.

5. Конструктивная обратная связь

Руководитель должен уметь давать конструктивную обратную связь, которая поможет сотруднику улучшить работу и достичь хороших результатов. При этом надо понимать, что фидбэк — не унижение (даже когда человек проштрафился), а глубокий разговор о зонах развития подчиненного, рабочих задачах, о его целях и ценностях, о перспективах профессионального роста.

Обратная связь от руководителя
Конструктивный фидбек тоже важен

Критика должна базироваться на фактах, а не на личных предпочтениях или предубеждениях. Помогите сотруднику понять, какие ошибки он совершает и как их можно исправить. Хвалите удачные решения и поощряйте дальнейшее развитие.

6. Ценность мнений сотрудников

Онлайн-опрос мнений персонала создаст благоприятную рабочую среду, позволяющую повысить производительность и помогающую в достижении общих целей компании. Исходя из этих преимуществ, HR-департаменты ведущих брендов регулярно проводят подобные исследования, что поддерживает общую удовлетворенность членов команды.

Примеры вопросов для оценки метрики «Руководитель» на платформе Happy Job

Покажите, что мнение каждого сотрудника важно. Проведите опрос с помощью платформы Happy Job. Контур исследований офисного персонала содержит 58 вопросов по всем аспектам рабочей среды: от отношений с руководителем и коллегами до уровня заработной платы. Результаты опроса помогут принимать взвешенные и обоснованные управленческие решения и создавать лучшие условия для сотрудников.

7. Делегирование

Давайте людям возможность проявить свои лучшие качества. Доверие не может существовать, если люди не чувствуют, что их уважают и ценят за их труд и талант. Делегируйте подчиненным задачи в соответствии с их профессиональным уровнем. Также важно убедиться, что сотрудники имеют все необходимые ресурсы и инструменты для выполнения задач.

8. Порядочность

Будьте порядочными по отношению к персоналу: не врите о реальных объемах работы, компенсации и других вещах. Честность — залог доверительных отношений между руководителем и командой, а также высокой продуктивности.

Соблюдайте договоренности. Если вы обещали что-то сделать, то необходимо это сделать. Если вы согласились на какие-то условия, то нужно их соблюдать.

Сохраняйте конфиденциальность и не раскрывайте личную информацию, которую вам доверили другие люди.

9. Признание и вознаграждение за достижения

Положительная обратная связь и вознаграждения — необходимые элементы в создании культуры доверия. Таким образом руководитель показывает, что он ценит и уважает усилия людей. При этом важно, чтобы похвала была искренней и конкретной, а не просто формальным жестом.

Культура признания в команде
Культура признания в команде

Вместо того чтобы сказать: «Ты молодец», можно проявить больше внимания: «Я хочу отметить твою работу над проектом X. Твои идеи очень понравились клиенту. Спасибо, что проявил творческий подход и уделил внимание каждой детали». Такая похвала будет более значимой и мотивирующей для человека.

10. Поддержка баланса между работой и личной жизнью

Если руководство не приветствует сверхурочную работу, коллектив понимает, что работодатель заботится о нем, видя не винтики в системе, а живых людей. Такой подход способствует созданию доверительных отношений, повышает лояльность и сопричастность.

Как переработки влияют на эффективность сотрудников
Читайте также
Как переработки влияют на эффективность сотрудников
Подробнее

Резюме

Все вышеперечисленные параметры взаимосвязаны и важны при установлении культуры доверия в организации. Ее создание — длительный процесс. Он начинается с четкого формирования ценностей. Необходимо убедиться, что все члены команды их разделяют. Важным шагом является создание открытой коммуникационной культуры, в которой все сотрудники могут свободно выражать свои идеи и мысли, а руководство всегда готово выслушать их и учесть при принятии решений.

Доверие — это постоянная работа, которая требует множества усилий со стороны лидеров. Но если она будет успешно реализована, это существенно повысит мотивацию коллектива, эффективность работы и снизит текучесть кадров.

Все о развитии персонала
в нашем Telegram
Первыми узнавайте о важных мероприятиях, трендах и кейсах в HR-сфере
Подписаться
наш телеграм наш telegram
Поделиться
Алексей Клочков

Алексей Клочков — ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Job

Оглавление

Читайте также

OBI делится результатами первого исследования с Happy Job
Самые эффективные и полезные техники тайм-менеджмента
Промоутеры, скептики, критики. Как работать с сотрудниками из разных групп eNPS
Животные на рабочем месте — хорошая идея или лишние проблемы
Методы оценки персонала, виды и примеры использования
Разработка базы знаний для компании
Развитие HR-бренда компании
Почему сотрудник плохо выполняет свою работу и как с этим бороться: советы руководителям
Вовлеченность в промышленности. Кейс Группы «Илим»
Адаптация удаленных сотрудников
Как сделать сотрудников амбассадорами бренда
Как провести exit-интервью
Протестируйте бесплатно
  • полный набор возможностей платформы
  • бенчмарки по вашей отрасли
  • консалтинговая поддержка
  • встреча по итогам тестирования

Заголовок по умолчанию

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru