Бесплатный вебинар

Развивающая обратная связь в компании — тренды 2021 8 июля 2021 в 12:00

Записаться
Бесплатный вебинар

Развивающая обратная связь в компании — тренды 2021 8 июля 2021 в 12:00

Записаться

Свежая публикация

Вы уже потратили:
0 руб.

Нематериальные инструменты мотивации персонала

Happy Job
19 марта, 2020

Почему некоторые люди прикладывают заметные усилия в своей работе? Ответ прост: потому что им хочется. Их вдохновляет работа, они верят в организацию и чувствуют причастность к ее миссии. А это напрямую влияет на коммерческий успех компании. Если коллектив старается, то и показатели организации непременно вырастут.

 

«Мотивация — это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации»

Майкл Мескон, «Основы менеджмента»

 

Представьте, каково было бы работать в организации, где все любят работу. Кажется, это фантастика, но на самом деле такие компании существуют. Это доказано примерами Google, Microsoft, Yandex и сотнями других организаций, в которых сотрудники выкладываются на 100 %.

Но не обязательно быть ИТ-гигантом, чтобы система мотивации персонала работала правильно. Достаточно просто понять, какие методы ее повышения будут наиболее эффективны в вашем случае.

Какие задачи решает система мотивации

Система мотивации персонала решает ряд вопросов. Она настраивает работников на решение стратегических задач компании и стимулирует продуктивность каждого сотрудника. Благодаря этому растет производительность и прибыль компании.

Система мотивации сказывается на имидже компании. В организации с развитой корпоративной культурой стремятся попасть лучшие таланты. Это в свою очередь помогает сократить расходы на найм сотрудников.

Правильная мотивация помогает укрепить лояльность действующих работников. А значит, люди будут оставаться с вами дольше и рекомендовать знакомым как надежного работодателя.

Виды мотивации

Существует три способа повышения мотивации рабочей деятельности сотрудников:

— Через материальные инструменты: прибавки, премии и т.д. Здесь делается акцент на связи объема труда и заработной платы. Этот метод дает быстрый результат — поощрение или его перспектива влечет за собой немедленную реакцию сотрудника. Однако эффект, как правило, будет непродолжительным. Человек, привыкнув к размеру зарплаты или потратив премию, лишается мотивации работать на результат. Поэтому в случае с материальной мотивацией персонала не приходится говорить о долгосрочных результатах.   

— С помощью нематериальных инструментов мотивации, которые должны вызвать бескорыстный энтузиазм работников. В эту категорию попадают создание корпоративной культуры, атмосферы доверия, стимулирование веры в ценности и миссию организации. Для реализации многих нематериальных методов мотивации персонала нужно больше времени, зато и действуют они долго. Такой метод в первую очередь подходит компаниям, у которых нет средств для программ материальной мотивации.

Комбинированным методом. В таком случае задействованы как материальные, так и нематериальные инструменты. Использование этого подхода характерно для компаний с развитой корпоративной культурой и системой мотивации сотрудников.

Как мотивировать персонал без бюджета

В то время как с материальными инструментами мотивации персонала так или иначе сталкивались практически все, с нематериальными дело обстоит интереснее. Здесь нет единого рецепта успеха — придется пробовать разные методы. Мы собрали несколько советов, которые помогут начать работать над системой нематериальной мотивации.     

Расскажите о важности постановки целей

Постановка целей — удобный инструмент для мотивации персонала. Он помогает следить за прогрессом сотрудников и дает им ощущение завершенности процесса. На некоторых должностях уместно использовать KPI, на других — нет, но даже тогда отказываться от метода постановки целей не стоит. Донесите до руководителей департаментов, что постоянная постановка рабочих целей помогает улучшить производительность сотрудников.

 

Аналитическое агентство The Gallup выяснило, что люди, которым ставят цели, в 3,6 раза более вовлечены в работу.

 

Непосредственный руководитель должен выполнить три условия:

  1. Объяснить, какие ожидания возлагает на сотрудников.   
  2. Показать критерии успешной работы.
  3. Создать связь между ценностями организации и сотрудников. Например, создать стандарты общения с клиентами или  урегулирования конфликтов внутри коллектива.   

Эти задачи можно частично решить во время онбординга и в период адаптации сотрудников.

 

Создайте культуру похвалы, которая не зависит от размера достижения

Похвала — мощный инструмент мотивации. Но многие используют его неправильно, боятся «перехвалить» сотрудника и таким образом лишить его стимула работать лучше. Это в корне неверный подход. Искренняя и регулярная похвала, которая касается как простых ежедневных задач, так и глобальных успехов, помогает руководителям закрепить позитивное поведение сотрудников, а работникам — становиться продуктивнее.

HR-специалист должен донести до менеджеров организации, что сотрудников нужно хвалить за достижение целей — годовых, месячных, недельных и ежедневных. Помните, это могут быть не только KPI, основанные на результативности. Подойдут и социальные, культурные цели, задачи по личному развитию. Например, найти общий язык со сложным клиентом или закончить онлайн-курс.

 

Для хорошей похвалы важна конкретика. Например, можно просто похвалить коллегу за удачную презентацию, но гораздо эффективнее будет обратить внимание на детали, которые удались лучше всего.

 

Нет

Да

Катя, отличная презентация, молодец.

Катя, презентация прошла отлично. Видно, что ты хорошо подготовилась: провела исследование, нашла интересные факты, спасибо за это. Отдельно хочу сказать, что оформление в этот раз было очень приятным.

 

Таким образом сотрудник узнает, что дополнительные усилия, приложенные им, были замечены, и будет стремиться повторить этот результат.

 

Введите регулярный обмен обратной связью

Обратная связь так же важна, как и похвала. Этот инструмент поможет выделить проблемы в коллективе, обозначить точки роста и сплотиться.

Обмен фидбеком — двусторонний процесс. Работники имеют право высказать свое мнение об организации, а менеджеры — о работе сотрудников. Здесь важно оставаться честными, корректными, а еще приводить конкретные примеры и предлагать решения. Например:

 

Нет

Да

Ну сколько можно опаздывать, Егор!

Егор, это третий раз на этой неделе, когда ты опоздал. Мы можем передвинуть твой рабочий день на час вперед — но тогда и заканчивать ты будешь позже. Давай обсудим.

 

 

Как HR-менеджеры, вы можете организовать систему для сбора обратной связи сотрудников или воспользоваться готовым сервисом.

 

Создайте пространство, в котором сотрудники смогут развиваться

Люди теряют мотивацию к работе, когда не могут развиваться.

 

42 % участников опроса Deloitte Talent 2020 признались, что ищут работу, потому что на нынешнем месте не могут реализовать свой потенциал.

 

Задача HR-менеджера — создать атмосферу, в которой обучение и инициативность поощряются. Продвигайте идеи, при которых талант каждого человека ценится, а его особенности характера и необычные навыки используются как преимущество.

В идеале руководители должны прислушиваться к идеям сотрудников и разрешать брать ответственность за задачи. Тотальный контроль вредит и топ-менеджеру, и рядовым работникам. В первом случае это ведет к выгоранию руководителя, во втором — к сдерживанию роста сотрудника и снижению мотивации проявлять инициативу.

Продвигайте принципы продуктивного решения проблем вместо штрафных санкций. Пусть сотрудники сами предлагают выход из неблагоприятной ситуации, а руководители помогают им разобраться в причинах возникновения проблемы и избежать ее повторения. На ошибках учатся, а с помощью штрафов только уничтожают остатки желания развития в сотрудниках.   

Отслеживайте уровень мотивации

Изучением уровнем мотивации сотрудников нужно заниматься регулярно. В большинстве организаций ни топ-менеджеры, ни HR не имеют представления о реальном положений дел.

Без данных об уровне мотивации персонала, вы не сможете управлять этим показателем. Измеряйте уровень вовлеченности сотрудников в работу, узнавайте о факторах их мотивации с помощью личного общения или digital-решения. Тогда вы обязательно найдете подход к мотивации персонала.

Экспериментируйте

Нет волшебной таблетки, которая поможет замотивировать сотрудников раз и навсегда. Поддержание боевого духа — постоянна работа. Придется на практике узнать, что работает (а что не очень) именно в вашем случае.

Ключ к созданию успешной системы мотивации — использование разнообразных методов. Ищите индивидуальный подход к каждому сотруднику. Кого-то на рабочие подвиги вдохновляет прибавка к зарплате, а для кого-то перспектива повышения будет лучшим вариантом.

Создавайте условия, в которых вашим сотрудникам будет приятно работать. Позитивная атмосфера, комфортная корпоративная культура и профессионализм — вот рецепт офиса, в котором работники захотят хорошо работать.

Об авторе

Happy Job

Международная команда экспертов платформы

Больше полезной информации на наших каналах:

Вам может понравиться

Как проходят опросы сотрудников на бумаге в Happy Inc.
Бумажный опрос проходит в семь этапов и включает использование современных технологий обработки информации.
Опрос сотрудников: 5 причин, почему следует с осторожностью использовать онлайн-конструкторы
Поговорим об особенностях опросов сотрудников, организованных с помощью онлайн-конструкторов.
Skyeng + Happy Job
Полина Лаптева, руководитель внутренних коммуникаций, Skyeng 2 минуты
АльфаСтрахование + Happy Job
Дмитрий Попов, руководитель направления внутренних коммуникаций 2 минуты
ПАО «МТС» + Happy Job
Юлия Терещенко, начальник отдела внутренних коммуникаций 90 секунд
Happy Job на HR&Trainings EXPO 2018
Стенд компании в рамках крупнейшей HR выставки России 55 секунд
Happy Job на HR&Technology Expo 2018
Мастер-класс Алексея Клочкова 31 минута
Команда Happy Job
История разработки платформы галерея 13 фото
Digital процессы оценки и развития вовлеченности
Мастер-класс Алексея Клочкова 35 минут
Поздравление от Happy Job
1 минута
Inventive Retail Group + Happy Job
Ксения Васильева, директор по персоналу Inventive Retail Group 3 минуты
Ингосстрах + Happy Job
Алексей Алексапольский, руководитель проекта по развитию персонала. Евгения Озерная, Начальник отдела развития корпоративной культуры. Департамент по работе с персоналом 2 минуты
Zetta Страхование + Happy Job
Оксана Кравченко руководитель учебного центра, департамент по работе с персоналом Zetta Страхование 80 секунд
Вебинары и видео
Развиваем вовлеченность и лояльность сотрудников 62 минуты
Экономическая польза оценки лояльности 5 минут
Дэшборд по вовлеченности 2021. Конструктор презентаций 47 минут
Экономическая польза оценки вовлеченности 5 минут
Современные digital-процессы оценки и развития вовлеченности 35 минут
Зачем измерять вовлечённость и лояльность? 90 секунд
Культура счастья. Что делает компании успешнее? 110 минут
Как появились метрики Happy Job? 90 секунд
Как повысить eNPS и лояльность в 2021 62 минуты
Экономический эффект развития вовлеченности 5 минут
Смотреть все видео
Наука и методика

Happy Job обогатила международную практику оценки вовлеченности добавив в нее точность исследований, интересные опросы и технологии HR ZeroУзнать больше об HR Zero. Мы совершенствуем методикуПодробнее о методике платформы и вопросыСкачать буклет «10 метрик» в PDF каждый день вместе с 350+ средними и крупными компаниями России и Евразии. Методика подтверждена патентом РАО. Платформа входит в единый реестр российского программного обеспечения.

Научные статьи по методике Happy Job регулярно публикуются в международных журналах фундаментальных и прикладных исследований. Экспертные статьи наших консультантов можно прочитать в авторитетных бизнес изданиях.

с нами:
Производственые

Компании

50%  из  топ-10

e-COMMERCE

КРУПНЕЙШИЕ

IT-КОМПАНИИ

60%  из  топ-20 банков
80% из топ-10

СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

100%  крупнейшийритейл
80%   топ

телеком

100% ТОП ТВ  и МЕДИА
Отзывы клиентов
Дмитрий Попов
руководитель направления внутренних коммуникаций, АльфаСтрахование
Полина Лаптева
руководитель отдела внутренних коммуникаций, Skyeng
Алексей Алексапольский
Руководитель проекта по развитию персонала
Юлия Терещенко
начальник отдела внутренних коммуникаций, МТС
Ксения Васильева
директор по персоналу Inventive Retail Group
Оксана Кравченко
руководитель учебного центра, департамент по работе с персоналом Zetta Страхование

«Мы получили большое количество положительной обратной связи как от обычных сотрудников, так и от топ-менеджмента.

Геймифицированный формат в совокупности с «человеческой» постановкой вопросов воспринимается достаточно легко и занимает мало времени на прохождение.

Тищенко Мария
старший менеджер по управлению проектами, Билайн

Доступность информации для руководителей любого уровня, постоянное совершенствование платформы, лёгкость управления данными – всё это делает продукты компании Happy Job такими востребованными.

Долгова Вера
Руководитель управления исследований, аналитики и нематериальной мотивации
Департамент корпоративной культуры и бренда

Мы точно планируем работать дальше с Happy Job.

Потому что Люди – это главное, что у нас есть, а Happy Job помогает нам в том, чтобы делать наших людей счастливым на работе

Анна Трифонова
Менеджер по внутренним коммуникациям, SPLAT
Смотреть еще 50 отзывов