Правило двух пицц: сколько людей должно быть в команде

Правило двух пицц: сколько людей должно быть в команде

Сколько человек должно быть в команде, чтобы она работала максимально эффективно? Это вопрос, который встает перед руководителями на разных стадиях развития бизнеса. Слишком большая рабочая группа может столкнуться с проблемами коммуникации и координации, в то время как слишком маленькая может не справиться с объемом работы и выгореть.

Избежать дисбаланса помогает правило «двух пицц». Рассказываем, как работает эта концепция и как ее применять.

Откуда взялось и что означает правило «двух пицц»

Правило «двух пицц» (Two Pizza Rule) началось с Amazon, а точнее — с ее основателя. Джефф Безос заметил, что командой, которая растет, становится сложнее управлять. Качество коммуникации снижается, процессы замедляются, а границы зон ответственности размываются. Оказалось, что наиболее эффективно работают команды, в которые входит 6–10 сотрудников. Именно на такое количество человек можно легко разделить две пиццы, чтобы никто не остался голодным. Так появилось название правила.

Концепция двух пицц актуальна не только в менеджменте. Например, на мероприятии, где собралось много гостей, не получится душевно пообщаться с каждым. Люди начинают делиться на группки, внутри которых обсуждают то, что им интересно.

платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

Почему слишком большая команда неэффективна

Эту проблему можно научно обосновать. Сложности возникают из-за количества связей внутри команды. Посмотрим на формулу:

Количество связей в группе
Как рассчитывается количество связей внутри группы
Количество связей в группе
Как рассчитывается количество связей внутри группы

Как это работает:

  1. Команда из 7 сотрудников. Количество связей равняется 21.
  2. Группа из 14 специалистов. Связей становится больше — их количество достигает 91.
  3. Штат из 60 человек. В таком коллективе возникает 1770 связей.

В этом случае количество обратно пропорционально качеству. Чем больше связей внутри группы, тем активнее приходится их поддерживать. В результате вся команда и каждый человек в отдельности затрачивают слишком много ресурсов на коммуникацию, из-за чего страдает общая производительность.

Маленькая команда слаженно работает
Маленькая команда работает как слаженный механизм

Преимущества команды «на две пиццы»

  1. Повышение эффективности. В небольшой команде нет сложной иерархии и лишней бюрократии. Люди могут сосредоточиться на задачах, а не на их бесконечном согласовании. Кроме того, каждый член команды имеет больше ответственности и возможностей для влияния на результат. Благодаря этому сотрудникам удается быстрее и эффективнее выполнять свою работу.
  2. Адекватная оценка сроков. У маленькой команды выше шансы уложиться в дедлайн, чем у большой. Когда коллектив разрастается, люди поддаются иллюзии: «Нас много — все успеем!». На практике все оказывается наоборот.
  3. Прочные связи внутри команды. Напомним, что здесь качество обратно пропорционально количеству. В небольшой команде между специалистами устанавливаются здоровые рабочие отношения, что усиливает коллектив и улучшает общую динамику.
  4. Прозрачность процессов. Руководитель команды четко видит, какой вклад вносит каждый подчиненный, как распределяется нагрузка между сотрудниками.
  5. Качественная коммуникация. Люди настраиваются на единую волну и легко находят общий язык.
  6. Более оперативное внедрение инноваций. Это объясняется гибкостью маленькой команды. Сотрудники чутко реагируют на изменения в отрасли и быстро адаптируются к ним.

Преимущества команды «на две пиццы» очевидны. Остается разобраться, как применять такой подход.

Многозадачность в слишком маленькой команде
Многозадачность в слишком маленькой команде

Организация работы по правилу «двух пицц»

Чтобы успешно внедрить концепцию Безоса, руководителю следует:

  • определить оптимальное количество участников;
  • ставить четкие цели;
  • сделать процессы максимально прозрачными;
  • расширить возможности команды.

Пройдемся по каждому из перечисленных пунктов.

Оптимальное количество участников — условная величина. Одни эксперты настаивают, что команда «на две пиццы» должна состоять из четырех человек, другие говорят о пяти сотрудниках, третьи сдвигают верхнюю границу до 6–7 специалистов. На деле эталонного значения не существует. Важно одно: если в команде больше 10 человек, лучше разделить ее на две подгруппы.

У любого коллектива, в том числе маленького, должны быть четко сформулированные цели. Задача руководителя — донести до подчиненных, что конкретно от них требуется.

Руководитель маленькой команды
Когда получилось создать классную команду

Еще один важный момент — прозрачность процессов. Нужно, чтобы у всех участников был доступ к информации, которая должна равномерно распределяться среди сотрудников.

У команды с широкими возможностями больше шансов на успех. Если каждый человек несет повышенную ответственность, руководителю необходимо позволить подчиненным быть самостоятельными. Кроме того, важно обеспечить команду всеми инструментами.

Что еще нужно учитывать при организации работы

Успех команды зависит не только от ее размера. Чтобы люди эффективно работали, нужен комфортный психологический климат.

Для оценки атмосферы в коллективе часто используются два метода:

  • наблюдение;
  • регулярные беседы с глазу на глаз.

У обоих способов сомнительная эффективность. При наблюдении за сотрудниками руководитель опирается на личное восприятие. Это не позволяет ему объективно оценивать подчиненных. Беседы тет-а-тет тоже не дают нужных результатов. Вряд ли кто-то из сотрудников захочет быть полностью откровенным с руководителем.

Объективно оценивать климат в команде позволяют анонимные вопросы на платформе Happy Job. К преимуществам такого метода относятся:

  1. Честность ответов. Люди не боятся, что их высказывания негативно повлияют на отношения с руководством или коллегами.
  2. Простота анализа информации. По результатам опросов руководитель может выявлять проблемы в своей команде.
  3. Создание здоровой продуктивной атмосферы. Благодаря анонимным опросам сотрудники могут не только выпускать пар, но и делиться своими идеями. Некоторые из них пригодятся в дальнейшем.
Пример вопросов Happy Job для исследования психологического климата

Кроме того, результаты опросов помогают понять, насколько подчиненных устраивает прозрачность процессов, довольны ли они качеством обратной связи, видят ли карьерные перспективы и т.д.

Другие возможности платформы:

  • PR-материалы, которые мотивируют сотрудников проходить опросы;
  • геймификация и анимация для уменьшения когнитивной нагрузки;
  • большая база бенчмарков по различным отраслям и функциям;
  • патентованная методология, которая обоснована научно;
  • быстрая доставка результатов аналитики с рекомендациями до руководителя.

В Happy Job реализованы удобные инструменты для визуализации данных. Они помогают руководителю легче воспринимать информацию и быстрее приходить к конкретным решениям.

Платформа не только упорядочивает полученную информацию, но и выдает рекомендации в Плане работ. С его помощью можно устранять негативные факторы и укреплять свою маленькую команду.

Читайте также
Принципы и инструменты эффективного совещания
Подробнее

О важности роли руководителя

Некоторые скептики считают, что правило «двух пицц» уже не актуально. По мнению критиков этой концепции, у людей из маленькой команды сужается поле зрения. Сотрудники «варятся в собственном соку», из-за чего теряют способность находить свежие решения.

С критиками концепции можно поспорить. Во-первых, адекватная команда не будет слишком буквально воспринимать правило «двух пицц». Люди, которые стремятся к успеху, не дистанцируются от окружающих, а поддерживают контакт с теми, кто хотя бы косвенно причастен к их проектам. Кроме того, никто не запрещает приглашать к сотрудничеству сторонних экспертов. Такие специалисты обладают свежим взглядом и могут дать полезные рекомендации.

Во-вторых, сохранение гибкости и креативности напрямую зависит от руководителя. Например, поклонник чайка-менеджмента никогда не сможет ставить четкие задачи, давать качественную обратную связь, поддерживать в людях инициативность и т. д. Любой команде нужен сильный, компетентный и готовый к конструктивному диалогу лидер.

Заключение

Многие руководители уже убедились в эффективности команд «на две пиццы». В маленьких группах формируется продуктивная среда, где создаются прочные связи и возникает пространство для творчества и свободного обмена мнениями. Люди получают возможность работать по наиболее комфортному для себя сценарию, а это повышает вероятность успеха.

Всё о развитии персонала
в нашем Telegram
Первыми узнавайте о важных мероприятиях, трендах и кейсах в HR-сфере
Подписаться
Поделиться
Алиса Ничкова

Алиса Ничкова — Руководитель отдела контента

Оглавление

Запустите опрос вовлечённости
Сертификация работодателей России

Читайте также

Лояльность: сотрудник рекомендует компанию
Как оставаться лидером, работая из дома
Анкетирование сотрудников: как измерить удовлетворенность и что делать с результатами
Как работать с сотрудниками-звездами
Работа не мечты. Почему в компании большая текучка кадров и что с этим делать
Опрос сотрудников: 5 причин, почему следует с осторожностью использовать онлайн-конструкторы
Удовлетворенность трудом и работой — факторы и мотивация
Руководитель с чувством юмора повышает производительность подразделения
«Малыми шагами к большому результату: как снизить текучесть на 46% за год»
Вовлеченность, лояльность и Happy Index
Как правильно давать обратную связь
Как стать «Отличным местом для работы». Кейс ЦКР
Протестируйте бесплатно
  • полный набор возможностей платформы
  • бенчмарки по вашей отрасли
  • консалтинговая поддержка
  • встреча по итогам тестирования

Заголовок по умолчанию

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru