Вы уже потратили:
0 руб.

ESG для начинающих

Happy Job
22 апреля 2024

За последние годы следование принципам ESG (Environmental, Social, Governance) превратилось из тренда в бизнес-стандарт. Теперь стратегии компаний нацелены не только на получение прибыли, но и включают в себя заботу об окружающей среде, предоставление равных возможностей персоналу, участие в благотворительных инициативах, поддержку социальных проектов и т.д.

В материале разбираемся, откуда появилось понятие ESG, зачем организациям поддерживать его правила и как российские компании следуют принципам устойчивого развития.

Содержание статьи:

Что такое ESG и откуда появилось понятие

ESG — это подход к управлению компанией, который подразумевает ее вовлечение в решение экологических, социальных и управленческих вопросов.

Впервые вопросы ESG были упомянуты в докладе ООН под названием «Who Cares Wins» («Неравнодушный побеждает») в 2004 году. Отчет оказал большое влияние на всех бизнес-стейкхолдеров — менеджеров, директоров, инвесторов, аналитиков — и побудил их включить принципы ESG в стратегии развития компаний. Эти события совпали с усилением международного внимания к тем же вопросам.

С тех пор люди стали больше заботиться об уважении и разнообразии на рабочем месте, а интерес организаций по всему миру к теме устойчивого развития не ослабевает уже 20 лет.

ESG это
ESG означает ответственное отношение к природе, людям и бизнесу
ESG это
ESG означает ответственное отношение к природе, людям и бизнесу

Аббревиатура ESG включает три принципа:

  1. Environmental — забота об окружающей среде. К этой категории относятся проблемы изменения климата, истощения природных ресурсов, разного вида загрязнений, вырубки лесов, сокращения биоразнообразия и т.д.
  2. Social — социальная ответственность. Она включает условия труда, равные возможности, справедливую оплату, здоровье и безопасность сотрудников, участие местных сообществ, благотворительные инициативы и прочее.
  3. Governance — корпоративное управление. Этот аспект устойчивого развития особенно важен для инвесторов. Под ним подразумеваются вопросы этики, структура совета директоров, отчетность, антикоррупционные меры, безопасность данных, налогообложение и т.д.
платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

Для чего ESG нужен компании

Поддержание принципов ESG дает организациям конкурентные и социальные преимущества.

Привлечение клиентов и рост прибыли

В последние несколько лет потребители стали более избирательны в выборе компаний, чьими товарами и услугами они пользуются. Все чаще люди отдают предпочтение брендам, которые забоятся об экологии и разрабатывают социальные программы. По данным Forbes, 62% клиентов поколения Z совершают покупки у экобрендов, а 87% потребителей заявили, что купят продукт, если организация занимается проблемой, которая их волнует.

Поддержка от государства и банков

Государство активно выделяет средства на поддержку компаний, которые используют в своей деятельности «зеленые» технологии, возобновляемые ресурсы и т.д. Они чаще получают субсидии, гранты и налоговые льготы. Также при условии прозрачной ESG-отчетности банки охотнее выдают кредиты по сниженной ставке.

Интерес инвесторов

Многие инвесторы теперь учитывают факторы ESG при принятии решений. Они обеспокоены проблемами экологии и социального неравенства, поэтому им важно, чтобы организации, в которые они инвестируют, не усугубляли текущую ситуацию, а принимали меры для ее улучшения. По этой причине у компаний с высокими показателями в сфере ESG больше шансов привлечь инвестиционный капитал.

ESG инвестиции
Инвестор, когда узнал о планах компании по сохранению природы

Усиление HR-бренда

Помимо клиентов, следование принципам ESG привлекает внимание соискателей. Сейчас люди хотят быть причастными к глобальным социальным и экологическим проектам и работать в компаниях, чьи ценности и подход они разделяют. Соблюдение этих условий напрямую влияет на лояльность персонала.

Оценить текущий уровень лояльности сотрудников и eNPS можно на онлайн-платформе Happy Job. Анонимное исследование включает анализ пяти граней лояльности: «Гордится компанией», «Остается в будущем», «Рекомендует компанию», «Остается сейчас», «Стремится делать больше».

Метрики «Гордится компанией», «Рекомендует компанию», «Остается в будущем» на платформе Happy Job

По окончании опроса руководители и HR получат обезличенные данные по подразделениям, а также рекомендации по улучшению проблемных метрик. При регулярном проведении опроса на платформе Happy Job удобно отслеживать динамику изменений и потенциальные риски, связанные с недостаточно высоким уровнем лояльности и eNPS.

Что такое ESG-рейтинг и как он формируется

ESG-рейтинг отражает, насколько устойчива организация. Аналитики исследуют те экологические, социальные и управленческие риски, которые не учитываются в стандартном финансовом анализе: здоровье и безопасность, DEI (Diversity, Equity, Inclusion — разнообразие, равенство и инклюзивность), потребление энергии и т.д. Инвесторы используют такой рейтинг для принятия решений о вложении средств в бизнес.

На данный момент нет единой системы оценки, но наиболее популярны метод агентства Bloomberg, которое оценивает организации по балльной шкале от 1 до 100, а также метод агентства MSCI, использующего для рейтингования буквенные обозначения.

Рейтинг MSCI
Оценка компаний, предложенная агентством MSCI
Рейтинг MSCI
Оценка компаний, предложенная агентством MSCI
  1. Отлично (70+ баллов) организация следует всем передовым практикам ESG и практически не имеет внутренних и внешних рисков.
  2. Хорошо — компания следует передовым практикам ESG и оказывает незначительное влияние на людей и окружающую среду.
  3. Средне — организация вряд ли станет бенчмарком по ESG или достигнет значимых целей устойчивого развития.
  4. Плохо (менее 50 баллов) — компания не следует лучшим практикам ESG, негативно влияет на планету и неподобающе обращается с сотрудниками и поставщиками.
Когда пришел к успеху
Когда пришел к успеху

Устойчивое развитие в российских компаниях

Илим

Группа «Илим» — лидер целлюлозно-бумажной промышленности страны. Компания активно поддерживает научно-исследовательские и конструкторские разработки в области охраны природы, а также развивает социальные и экологические проекты:

  • внедряет экологически чистые технологии на всех этапах производства;
  • реализует проекты, которые позволяют экономить электроэнергию;
  • инструктирует сотрудников и побуждает их ответственно относиться к природе;
  • проводит работы по восстановлению леса: ежегодно высаживает 6,5 млн сосен и елей и формирует лесной питомник в Сибири;
  • в 2005 году учредила благотворительный фонд «Илим-Гарант» и реализовала более 240 благотворительных проектов;
  • инвестирует в корпоративные программы по безопасности, модернизацию оборудования, улучшение условий и повышение безопасности труда;
  • ежегодно публикует отчеты по охране окружающей среды и устойчивому лесопользованию.
Работы Группы «Илим» по восстановлению леса

Норникель

Норникель — горно-металлургическая компания, а также крупнейший в мире производитель никеля и палладия. Она стабильно занимает высокие позиции в ESG-рейтингах. Вот малая часть проектов, которые компания реализует в области устойчивого развития:

  • веб-проект «Сохраняя экосистемы», в котором рассказывается о подходах компании к сохранению биоразнообразия Кольского полуострова, Таймыра и Забайкальского края;
  • поддержка социокультурного разнообразия, борьба с дискриминацией и укрепление отношений с местными сообществами, включая коренные малочисленные народы Таймыра и Мурманской области;
  • программа уборки и переработки промышленных отходов, а также рекультивации земель «Чистый Норильск»;
  • экологический марафон «Понеслось»;
  • присоединение к Глобальному договору ООН, который содержит принципы в сфере прав человека, трудовых отношений, защиты окружающей среды и противодействия коррупции;
  • инвестиции 333 млрд рублей в ESG-проекты в 2022 году.
Экоинициативы компании «Норникель»

S7 Airlines

Авиакомпания S7 четыре года подряд входит в рейтинг лучших работодателей России по версии Forbes, а в 2023 году она получила премию в номинации «Сотрудники и общество» за программы заботы о сотрудниках. Ниже несколько примеров, как S7 поддерживает принципы ESG:

  • для уменьшения углеродного следа от сжигания авиационного керосина реализует стратегию топливной эффективности при выполнении полетов, оптимизирует маршрутную сеть и высаживает 1 млн деревьев;
  • в 2019 году в рамках акции «Мы — Сибирь» компания временно вернула прежнее название бренда «Сибирь», чтобы привлечь внимание к проблеме пожаров в Сибирском регионе;
  • развивает корпоративную культуру, в которой сотрудники не боятся говорить о рисках, ошибках или недостатках. Для этого есть система добровольных сообщений «Линия Доверия S7», куда сотрудники могут анонимно отправить свои наблюдения или опасения;
  • предоставляет членам команды равные возможности вне зависимости от пола, возраста, этнической или религиозной идентичности и других особенностей;
  • разработала Этический кодекс S7, в котором закреплены права, возможности и обязательства персонала в области соблюдения прав человека.
За 3 года S7 высадила 1 млн деревьев в разных регионах Сибири

СИБУР

«Сибур Холдинг» — одна из крупнейших нефтегазохимических компаний России. СИБУР стремится минимизировать негативное воздействие на природу, повышать эффективность использования ресурсов и содействовать решению климатических проблем. Для достижения этих целей компания:

  • сокращает потребление водных ресурсов и выбросы веществ в атмосферу;
  • использует в производственном цикле энергию из возобновляемых источников;
  • запустила проект по сохранению и возрождению лесов «Тобольский лес», который включает, в том числе экопросветительские инициативы для населения Тюменской области;
  • выделяет местным организациям и общественным объединениям гранты на социально-экономическое развитие территорий в рамках проекта «Формула хороших дел»;
  • оказывает помощь социальным и экологическим инициативам по сохранению и развитию различных видов флоры и фауны.
Программа «Формула хороших дел» компании СИБУР

Резюме

ESG — это принципы ведения бизнеса, которые помогают его устойчивому развитию. Понятие включает в себя заботу об окружающей среде, сотрудниках, клиентах, поддержку и участие в социальных и благотворительных программах, а также прозрачное корпоративное управление. Следование принципам ESG позволяет компании усилить HR-бренд, привлечь ценных специалистов и новых клиентов, увеличить прибыль, получить льготы и преференции от государства и банков.

Об авторе
Алексей Клочков, ведущий эксперт HR и управленческого консалтинга России
Happy Job
Алексей Клочков, ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Job

Вам может понравиться

Бирюзовые компании – тренд последних лет. Они стремятся к созданию гармоничной и эффективной системы управления, которая способна не только достигать высоких финансовых результатов, но и ставит потребности сотрудников на первое место.
Рабочая среда постоянно изменяется под влиянием внешних факторов. HR-ы и руководители должны уметь быстро к ней адаптироваться и применять новые подходы к управлению персоналом. В этом материале разберем, какие HR-тренды есть в 2024 году.
Доверие — постоянная работа, которая требует множества усилий со стороны руководства. В эпоху турбулентности поддержание этого аспекта взаимоотношений стало еще более сложной задачей.
Читать другие материалы >

Кейсы клиентов

  • 4 года с Happy Job
    360 000 сотрудников
    рост eNPS +19,9%
  • 5 лет с Happy Job
    120 000 сотрудников
    рост выручки и производительности
    за счет развития eNPS
    +13%
  • 5 лет с Happy Job
    1 700 сотрудников
    снижение уровня текучести -50%

Хотите добиться таких же результатов?

Запланируйте онлайн-встречу с нашим менеджером

Анастасия Любятинская руководитель отдела продаж

Алексей Клочков, основатель Happy Job

Протестируйте бесплатно!

Получите полный доступ.

  1. Заполните форму заявки, и с вами свяжется консультант, чтобы обсудить старт исследования.
  2. Всё, что нужно предоставить — это список email-адресов сотрудников.
  3. Вы сможете оценить все возможности платформы и подготовиться к полноценному использованию.

Количество респондентов в тестовой группе должно составлять не более 10% от общего числа сотрудников, но не менее 5 и не более 100 человек.

Я и мои коллеги уделяем полное внимание всем тестовым проектам. Алексей Клочков , основатель Happy Job

Заголовок по умолчанию

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru