Вы уже потратили:
0 руб.

Абсентеизм персонала

Happy Job
23 августа 2023

Вам когда-нибудь казалось, что некоторые сотрудники всегда заболевают в пятницу или понедельник? А другие — постоянно отпрашиваются с работы пораньше под благовидным предлогом. Есть и те, кто вроде бы исправно ходит в офис, но на деле занимается имитацией бурной деятельности.

В этой статье поговорим про такое явление, как абсентеизм. Что за ним кроется и как с ним бороться?

Содержание статьи:

Что такое абсентеизм на работе

В широком понимании абсентеизм — нежелание выполнять свои обязанности. Такое поведение может быть вызвано различными причинами: лень, потеря интереса, конфликты с коллегами или начальством, личные проблемы...

Абсентеизм можно условно разделить на явный и скрытый.

Явный абсентеизм проявляется в том, сотрудник постоянно опаздывает, отпрашивается пораньше, обедает дольше положенного, регулярно берет отгулы, ссылаясь на плохое самочувствие и форс-мажоры в виде, например, проблем с замками, сантехникой, автомобилем и т.д.

Коэффициент абсентеизма
Коэффициент абсентеизма
Коэффициент абсентеизма
Коэффициент абсентеизма

Скрытый абсентеизм — это когда человек появляется на работе, но не выполняет свои обязанности в полном объеме или не прилагает усилий. Такой абсентеизм сложнее отследить, так как сотрудник все-таки находится на рабочем месте, просто его производительность низкая. Он прокрастинирует, болтает с коллегами, занимается чем угодно, только не работой. Каждый час сотрудник отвлекается на перекуры, листает ленту новостей, оставляет комментарии к смешным мемам, делает все, лишь бы не работать.

Минусы абсентеизма для компании

Абсентеизм может привести к следующим проблемам:

  1. Ухудшение производительности и эффективности работы отдела/подразделения/всей компании в целом в зависимости от того, сколько людей страдают от «аллергии» на работу. Задачи будут выполняться еле-еле, проекты встанут — все это в конце концов скажется и на прибыли.

  2. Повышенная нагрузке на других сотрудников. Кто-то будет должен выполнять работу абсентеиста пока он отлынивает. Его обязанности распределятся между другими людьми, которые, скорее всего, совсем не обрадуются дополнительной нагрузке. Еще один вопрос — оплата этой нагрузки. Компания будет вынуждена компенсировать переработки и одновременно выдавать зарплату виновнику ситуации.

  3. Падение нравов в коллективе. Очень часто работники считают, что раз одному из них можно вести себя неподобающе, значит, можно всем. Абсентеизм подобно инфекции распространится в компании.

    Абсентеизм персонала
    Абсентеизм персонала
    Абсентеизм персонала
    Абсентеизм персонала
  4. Ухудшение общей атмосферы в коллективе. Когда один сотрудник постоянно безнаказанно отлынивает от работы, это может вызывать недовольство у других членов команды, создавать напряженную атмосферу в коллективе.

  5. Повышение текучести. Рано или поздно, руководитель принимает решение уволить неэффективного прогульщика. Или недовольный тем, что начальство не хочет в очередной раз «войти в положение», сотрудник пишет заявление на уход по собственному желанию.

  6. Дополнительные финансовые затраты. Это уже следствие предыдущего пункта. Если сотрудник покинул компанию, необходимо найти ему замену. Отсюда дополнительные траты. Компания должна потратить время и деньги на поиск, наем и обучение нового работника.

  7. Страдает репутация работодателя. Абсентеизм приводит к снижению уровня доверия и уважения к компании со стороны клиентов и партнеров, если они сталкиваются с задержками в выполнении заказов или обслуживании.

Причины абсентеизма на работе

Абсентеисты находят множество причин для отсутствия на рабочем месте. Мы собрали наиболее популярные из них:

  • Недостаток мотивации и удовлетворения от работы. Возможно, человек не видит перспектив карьерного роста или его не устраивает зарплата;
  • Конфликты с коллегами или руководством;
  • Личные проблемы, которые могут повлиять на эмоциональное состояние;
  • Проблемы со здоровьем, хронические заболевания, которые приводят к необходимости часто отлучаться;
  • Выгорание, стресс и перегрузка задачами. Человек уже не может трудиться в прежнем режиме и начинает пропускать работу, чтобы отдохнуть;
  • Сотруднику просто не нравятся задачи, которые он выполняет. Возможно, он их перерос или он просто не хочет работать именно в этой компании и тайком ищет другое место;
  • Недостаток самоорганизованности. Чаще всего эта черта присуща поколению Z, которое не видит смысла сидеть в офисе весь рабочий день.

Как преодолеть абсентеизм сотрудников

Методы борьбы с абсентеизмом основываются на человеческой психологии. Все они знакомы как HR-специалистам, так и большинству руководителей. Давайте рассмотрим некоторые из них:

1. «Пряник»

Суть метода — использовать поощрения и стимулы для уменьшения процента абсентеизма. Например, ввести гибкий график, разрешить работать из дома предоставлять бонусы и премии отличившимся специалистам. Этот метод стимулирует сотрудников работать более эффективно, но его может быть недостаточно для тех, кто выгорел. Кроме того, важно не переборщить, чтобы люди не поймали «Звездную болезнь», решив, что начальство готово идти на любые уступки, лишь бы никого не увольнять.

2. «Кнут»

К сожалению, с некоторыми сотрудниками договориться не получится. Эффективнее будет использовать язык выговоров и штрафов. Например, компания может установить жесткие правила и штрафовать за опоздания, а также неявку без действительно уважительной причины. Этот метод может сработать на короткую дистанцию, но не стимулирует сотрудников трудиться более эффективно и не помогает создать позитивную рабочую атмосферу.

3. Прямой разговор

Имитация бурной деятельности может быть одной из форм сознательного абсентеизма, когда сотрудник пытается скрыть свою лень или неспособность выполнять задачи. Привести человека «в чувство» поможет прямой разговор.

Скрытый абсентеист в деле
Скрытый абсентеист в деле

4. Тимбилдинг

Компания может организовывать тренинги, совместные выезды на природу, спортивные мероприятия или другие формы активного отдыха для укрепления отношений между сотрудниками. Тогда «увиливать от работы», тем самым вынуждая коллегу, с которым хорошие отношения, выполнять работу еще и за тебя, станет неудобно.

5. Жесткий контроль

Это уже крайняя мера. Компания может использовать системы учета рабочего времени, просить отчеты по результатам дня, с помощью специального ПО мониторить, кто и какие сайты посещает, что печатает на клавиатуре и т.д. Безусловно, такой подход охладит пыл заядлых абсентеистов. Однако, взамен вы получите новую проблему в виде растущего недовольства и неудовлетворенности в коллективе. Люди начнут обсуждать токсичный микроклимат в компании.

6. Анонимные опросы

Все перечисленные способы хороши при борьбе с явным абсентеизмом. Победить скрытый не так просто. Здесь потребуется повысить вовлеченность и заинтересованность персонала, как в самом процессе деятельности, так и в полученных результатах. Для этого необходимо выяснить глубинные причины абсентеизма у каждого члена коллектива.

Разговоры в рамках встреч один на один не всегда дадут плоды. Человек может закрыться, не захотеть что-то рассказывать, боясь за свое место в компании. На помощь придут анонимные опросы персонала на платформе Happy Job.

Основной контур исследования содержит 59 вопросов по ключевым аспектам рабочей среды: оплата труда, отношения в коллективе, компетенции руководителя и его лидерские качества, наличие карьерного роста и похвалы и т.д.

Примеры опросов на платформе Happy Job

Например, если сотрудники часто отсутствуют из-за болезней, это может указывать на недостаточное внимание к здоровью и безопасности на рабочем месте. Возможно, люди не могут наладить контакт с новым начальником или страдают от стресса и перегрузок задачами.

Также платформа Happy Job предоставит рекомендации, которые можно использовать для разработки обучающих программ, тимбилдингов и в целом создания позитивного микроклимата.

платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

Резюме

Абсентеизм на работе может оказать серьезное влияние на бизнес, но что, если мы скажем вам, что он может выступить стимулом для позитивных трансформаций внутри компании? Это настоящая лакмусовая бумажка, которая показывает, что с рабочей средой что-то не так. Разработка программ по улучшению мотивации, здоровья и благополучия сотрудников, усиление коммуникаций внутри компании, создание благоприятной рабочей среды помогут уменьшить количество абсентеистов и повысить производительность компании в целом.

Хотите узнать, что происходит, когда сотрудники, наоборот, проводят в офисе намного больше времени, чем это действительно нужно? Тогда читайте нашу статью для РБК.

Об авторе
Алексей Клочков, ведущий эксперт HR и управленческого консалтинга России
Happy Job
Алексей Клочков, ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Job

Вам может понравиться

Бирюзовые компании – тренд последних лет. Они стремятся к созданию гармоничной и эффективной системы управления, которая способна не только достигать высоких финансовых результатов, но и ставит потребности сотрудников на первое место.
Как эффективно управлять своим временем: секреты и хитрости тайм-менеджмента.
Как точечно внедрить изменения по результатам опроса вовлеченности и повысить удержание сотрудников на 50%.
Читать другие материалы >

Кейсы клиентов

  • 4 года с Happy Job
    360 000 сотрудников
    рост eNPS +19,9%
  • 5 лет с Happy Job
    120 000 сотрудников
    рост выручки и производительности
    за счет развития eNPS
    +13%
  • 5 лет с Happy Job
    1 700 сотрудников
    снижение уровня текучести -50%

Хотите добиться таких же результатов?

Запланируйте онлайн-встречу с нашим менеджером

Анастасия Любятинская руководитель отдела продаж

Алексей Клочков, основатель Happy Job

Протестируйте бесплатно!

Получите полный доступ.

  1. Заполните форму заявки, и с вами свяжется консультант, чтобы обсудить старт исследования.
  2. Всё, что нужно предоставить — это список email-адресов сотрудников.
  3. Вы сможете оценить все возможности платформы и подготовиться к полноценному использованию.

Количество респондентов в тестовой группе должно составлять не более 10% от общего числа сотрудников, но не менее 5 и не более 100 человек.

Я и мои коллеги уделяем полное внимание всем тестовым проектам. Алексей Клочков , основатель Happy Job

Заголовок по умолчанию

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru