HR-специалистам необходимо регулярно проводить опросы персонала, чтобы своевременно выявлять проблемы в компании, оценивать настрой команды, находить причины текучести и внедрять улучшения. Но, как показывает практика, сотрудники не любят заполнять опросники, считая их скучными и бесполезными, поэтому во время опросов не погружаются в вопросы, отвечают механически, лишь бы поскорее завершить анкету. Разумеется, такой подход негативно сказывается на качестве результатов. Но значит ли это, что нужно отказаться от проведения опросов?
Вовсе нет. Проблему низкой вовлеченности сотрудников в HR-исследования можно решить с помощью геймификации — добавления элементов игры. На примере опросов Happy Job рассказываем, почему использование гейм-механик дает гораздо лучшие результаты, чем стандартные текстовые анкеты.
Недостатки стандартных HR-опросников
Вот несколько ключевых недостатков стандартных опросов:
- Стремление респондентов отвечать нейтрально. В анкетах со шкалой Ликерта сотрудники занимают нейтральную позицию из-за страха негативных последствий, неготовности брать ответственность за резко положительную или отрицательную оценку, а также неопределенности своей позиции по тому или иному вопросу. Такой подход к ответам искажает реальную ситуацию в компании, создавая иллюзию благополучия.
- Формальный подход к ответам. Обычно это происходит, когда у сотрудников отсутствует мотивация отвечать честно и вдумываться в вопросы. Возможно, перед исследованием не была проведена PR-кампания, или члены команды уже проходили подобные опросы ранее и не увидели никаких изменений.
- Выбор социально одобряемых ответов. Участвуя в корпоративных опросах, сотрудники нередко хотят произвести положительное впечатление на руководство и HR, продемонстрировать следование корпоративным ценностям и т.д., поэтому намеренно выбирают «правильный», на их взгляд, ответ. В таких случаях нет и речи об искренности, а значит, и релевантности полученной информации.
- Длительный процесс заполнения анкеты. Некоторые работодатели стремятся охватить в опросе как можно больше тем, из-за чего количество вопросов и, соответственно, время прохождения исследования растут. В итоге сотрудники быстро устают от однотипных и иногда запутанных формулировок, теряют интерес уже на середине и отвечают, не задумываясь, лишь бы побыстрее закончить этот процесс.
Разберем, как геймификация позволяет обойти обозначенные проблемы.

Узнать мнение
сотрудников
Геймификация в HR-опросах на примере Happy Job
Геймификация — это эффективный способ сделать опрос персонала увлекательным и максимально вовлечь сотрудников в исследование. Элементы игры формируют дружелюбную атмосферу и позволяют HR получить более искренние и развернутые ответы.
Основная задача геймификации — воссоздать паттерны, понятные с детства. С раннего возраста ребенок воспринимает информацию через образы, а затем клиповый формат мышления становится естественным способом обработки данных и для взрослого человека.
Гейм-механики работают одинаково эффективно для сотрудников разных возрастов, должностей и уровня цифровой грамотности. Геймифицированный подход стирает статусные различия между членами команды и создает равные условия для всех участников опроса. Каждый человек, независимо от своего положения в компании, оказывается в знакомой среде, где правила понятны интуитивно.
Happy Job — первый в России провайдер, который геймифицировал опросы персонала.


Рассказываем, какие элементы игры в опросах Happy Job пробуждают интерес респондентов и гарантируют получение релевантной информации.
Ползунок
С помощью ползунка отвечающие выбирают интенсивность ответа. В отличие от традиционной шкалы Ликерта, ползунок исключает нейтральные ответы или ответы «на автомате». Этот визуальный элемент позволяет указать не только четкие показатели (например, от 1 до 5), но и любые промежуточные значения. Ползунок особенно полезен, когда нужно понять субъективное восприятие темы с большей детализацией.
В опросе Happy Job элемент «Ползунок» также дополнен цветовой кодировкой — это делает его еще более наглядным и удобным инструментом для оценки. Шкала оценки делится на цветовые зоны (красную, желтую и зеленую), которые помогают участникам быстро соотнести свой выбор с оценкой того или иного фактора рабочей среды.
Выбор ответа с помощью ползунка в опросе Happy Job
Прогресс-бар
Прогресс-бар — это визуальный индикатор, который показывает, какую часть опроса респондент уже прошел. Наличие прогресс-бара снижает вероятность того, что участники бросят заполнение анкеты на середине, поскольку видимый прогресс мотивирует завершить процесс. Также индикатор помогает избежать стресса из-за ощущения траты большого количества времени на прохождение опроса.

Звездный рейтинг
Звездный рейтинг — это инструмент оценки, который предлагает пользователю выбрать определенное количество звезд, чтобы показать уровень согласия с утверждением. Звездный рейтинг интуитивно понятен и не требует дополнительных пояснений: сотрудники могут быстро выразить мнение без необходимости вчитываться в сложные формулировки вопросов.

Анимация и иллюстрации
В одном из обновлений платформы мы полностью анимировали опрос вовлеченности и лояльности. Теперь пользователям доступны как уже полюбившиеся 3D-персонажи, так и новые иллюстрации в формате 2D. Благодаря им прохождение опроса становится еще более простым и увлекательным.

Кастомизация персонажей
Для максимальной искренности сотрудников в опросах важно сделать так, чтобы каждый член команды идентифицировал себя с тем, что видит в исследовании — среду в компании, специфику профессии и т.д. Для этого мы разделили анкеты для офисных и неофисных сотрудников, а также сделали персонажам опроса уникальные аутфиты. Например, персонажей можно «переодеть» в форму пилота, медика, сотрудника производства, менеджера и других профессий.
Персонажам в опросе Happy Job можно выбрать аутфит соответствующей отрасли
Преимущества геймификации опросов персонала
Элементы игры в исследованиях персонала позволяют работодателю достичь следующих целей:
- Сформировать интерес респондентов к исследованию. По нашим данным, 98% сотрудников, прошедших опрос Happy Job, полностью удовлетворены его форматом.
- Вовлечь команду в опрос. Элементы игры совместно с методологически проработанными вопросами побуждают респондентов делиться честными и подробными отзывами: сотрудникам не нужно додумывать, что от них требуется, так как формулировки вопросов четкие и понятные, а иллюстрации делают их восприятие еще легче.
- Создать комфортную атмосферу для респондентов, что помогает увеличить число прохождений опроса и обеспечить response rate 75% от общего количества сотрудников.
- Сформировать позитивный опыт прохождения корпоративных опросов и побудить человека участвовать в будущих исследованиях. Особенно показательны пульсовые исследования: респондент, который прошел опросы первой волны, с большей вероятностью заполнит опросник подобного типа в следующий раз.
Критика геймификации в HR-опросах
Некоторые HR-специалисты скептически относятся к геймификации в опросах, считая такой подход несерьезным. Они не представляют, как можно предложить топ-менеджерам заполнить анкету с анимированными человечками, звездочками или другими игровыми элементами, ведь это как будто бы обесценивает важность исследования.
Однако такое убеждение ошибочно — наши исследования показали, что 92% руководителей положительно оценивают применение интерактивных подходов в HR-опросах. Доказано, что продуманные гейм-механики нисколько не искажают результаты, а наоборот, повышают точность данных и обеспечивают большую вовлеченность. Кроме того, они позволяют провести более глубокий анализ настроений членов команды. Взаимодействуя с игровыми элементами, даже самые серьезные руководители высшего звена с интересом погружаются в процесс исследования и начинают ценить такой подход.
Резюме
Геймификация HR-опросов — это современный и эффективный подход к исследованию мнения сотрудников. Несмотря на скептицизм некоторых HR-специалистов, практика показывает, что игровые механики не только не снижают качество получаемых данных, но и существенно повышают их релевантность. Геймификация обеспечивает вовлеченность сотрудников в исследование, искренность их ответов, а также высокий показатель response rate.