Любая компания — это в первую очередь не деньги, а сотрудники, которые там работают. Именно они влияют на качество всех процессов, а также являются главным ресурсом. Чем крупнее фирма, тем больше внимания необходимо уделять найму, обучению и развитию, а также поддержке положительного отношения к работодателю. Решать эти задачи помогает HR-аналитика. Это целый комплекс инструментов для исследования человеческих ресурсов. О том, как работает HR-аналитика, для чего она, как начать ее внедрение — поговорим в статье.
Зачем нужна HR-аналитика
Основная цель внедрения HR-аналитики — это постоянное совершенствование процессов управления персоналом. Например, с ее помощью можно снижать сроки подбора, создавать индивидуальные планы повышения квалификации, сделать распределение бонусов более целевым.
На начальном уровне аналитика выступает базой для принятия управленческих решений. Более глубокая HR-аналитика включает прогнозирование. Например, по отношению к рекрутменту это может быть прогноз: рисков, связанных с кадрами (кто уволится в ближайшие полгода), времени закрытия вакансии, роста или снижения численности штата, емкости рынка кандидатов в зависимости от региона.
Нужна ли компании HR-аналитика, зависит от целей, а также задач ее внедрения. Если руководство устраивает положение фирмы на рынке, возможно, аналитика не требуется. Но если бизнес хочет расти, эффективнее достигать поставленных целей, непрерывно улучшая процесс работы с людьми, то стоит задуматься о ее внедрении.
Показатели HR-аналитики
Существует универсальный набор метрик, которые позволяют оптимизировать HR-процессы любой компании:
Рекрутинг
HR-аналитика помогает выявить ключевые навыки, которыми должен обладать идеальный претендент на открытую вакансию. Можно сопоставлять качества людей, которые уже работают в компании на аналогичных должностях, с анкетами претендентов, выявляя закономерности, одинаковые знаменатели. Эти данные используются как при найме, так и для управления существующим персоналом.
Удержание
Собранные данные позволят узнать больше о текучести кадров, а также ее причинах. Рекрутер, получая полную картину, понимает, какие должности «проседают», требуют пересмотра, что следует улучшить. Это могут быть общепринятые аспекты или индивидуальные для отдельно взятой компании. Например, для ресторана быстрого питания, высокая текучесть связана с тем, что многие студенты ищут работу на лето, а к началу учебного года увольняются.
Каждый работник обходится компании в конкретную сумму. Она складывается из стоимости поиска кандидата, первичной адаптации, обучения, цены замещения. Поэтому дальше нужно выявить, как влияет текучесть на прибыльность. Возможно, компания тратит слишком много ресурсов на привлечение/поиск новых кандидатов и их обучение?
Обучение и развитие
Компания постоянно выделяет деньги на обучение персонала, но не всегда понятно, есть ли от этого финансовая отдача. Вы можете использовать аналитику для оценки эффективность этих вложений. После этого можно выстроить работу таким образом, чтобы усиленно развивать у сотрудников необходимые навыки.
Вовлеченность и лояльность
Проблемы в коллективе обычно долго назревают, а потом ломают всю систему разом. Поэтому важно анализировать, комфортно ли людям в компании? Подумывают ли они о смене работы или хотят оставаться в команде еще долгие годы? Нравится ли им руководитель и коллеги? Ответ даст HR-аналитика. Она же поможет вовремя забить тревогу, а также покажет, на какие аспекты следует обратить внимание, чтобы предотвратить увольнение ценных кадров.
Производительность
Это направление HR-аналитики помогает детально разобраться, как повысить экономические показатели. Параметр показывает, сколько именно продукции приходится на одного сотрудника. Рассчитывается он по формуле: Пт = Оп : Тз, где: Пт — производительность труда работников; Оп — объем производства; Тз — трудозатраты. Чем выше показатель производительности, тем лучше.
Внедрение HR-аналитики в компании
Сначала необходимо собрать большой объем данных, потом их систематизировать, сравнить, составить наглядные отчеты… Это долгий и трудоемкий процесс. При этом еще нужно ничего не потерять. Можно заниматься всем перечисленным вручную или освободить время для более приоритетных задач.
Упростить анализ метрик поможет автоматизация с помощью IT-решений, например, наших сервисов:
Happy Job — онлайн-платформа позволит оценить удовлетворенность, вовлеченность, лояльность, исследовать eNPS, а также многое другое. Проводите анонимные опросы сотрудников по запатентованной методике — улучшайте HR-процессы. Собранные данные позволят больше узнать о настроениях в коллективе, снизить текучку персонала, повысить лояльность, вовлеченность, качество управления. Платформа адаптирует вопросы под различные сферы, разграничивает офисных и неофисных работников, добавляет в опросы тонкие отраслевые настройки. Геймификация и современные UX-технологии обеспечивают максимальный интерес — выше 98%.
Узнать мнение
сотрудников
Happy Service — платформа анализирует бизнес-процессы, а также то, насколько быстро и качественно предоставляются услуги внутри компании. Основной инструмент исследования — онлайн-опросы, где респондент выбирает процессы, с которыми он взаимодействовал за последнее время и оценивает каждый по трем критериям. Также платформа собирает комментарии работников к процессам. Понятный интерфейс опроса и личных кабинетов, построен на мощной технологической базе V3. Платформа поможет предугадать проблемы в лояльности внешних клиентов, выстраивая процессы внутри организации. Настройка взаимодействия повысит интерес к труду, а еще улучшит качество и время процессов.
FeedbackX — онлайн-платформа анализирует продуктивность, а также навыки сотрудника через опрос руководителей и коллег по методу «360 градусов». Полученные сводные и персональные отчеты укажут на сильные стороны и зоны роста. Платформа помогает автоматически ставить цели по личному развитию каждому сотруднику. А также позволяет интегрировать матрицу обучающих мероприятий: список с тренингами, курсами, — статьями, книгами и т. д. Это позволит сотруднику видеть, когда и какие обучающие мероприятия его ожидают, а также планировать с их учетом свое личное или рабочее время.
Опроскин — гибкий конструктор онлайн-опросов для аналитики найма, адаптации и удержания персонала. Создайте свое исследование любой периодичности, а также формата или выберите из лучших мировых шаблонов Happy Job Запускайте исследование с 100% поддержкой консультантов Happy Job Узнавайте мнение сотрудников максимально быстро, понятно, с высоким процентом участия. Платформа поддерживает структуры любой сложности и доставит отчеты каждому руководителю.
Как улучшить HR-процессы в компании
В конце статьи мы хотим дать несколько советов по улучшению системы управления персоналом:
1. Долой процесс ради процесса
Проанализируйте все процессы в управлении персоналом. Оцените каждый из них и решите, действительно ли он необходим. Многие процедуры внедряются только ради внедрения. Само их существование вызывает проблемы, снижая эффективность целой системы управления персоналом. Устраните их либо замените на более простые.
2. Многозадачность должна быть вознаграждена
Разработайте и внедрите систему оценки, вознаграждения и наказания. Вы увидите, насколько производительным может быть персонал, который владеет навыками многозадачности, а также знает, что получит вознаграждение за эффективное и быстрое решение задач.
3. Уровень заработной платы должен соответствовать рынку
Назначать оклады, опираясь только на субъективное мнение руководителя – дурная практика. Во-первых, вы рискуете привлечь кандидатов с неподходящей квалификацией, во-вторых, это снижает мотивацию и лояльность сотрудников. Отдельно стоит упомянуть ситуации, когда на открывшуюся вакансию приглашают кандидата, обещая ему более высокую зарплату, чем сотруднику, который работает на аналогичной должности несколько лет. Помните, что люди общаются между собой в том числе о размерах зарплаты. Неконкурентная зарплата – риск потерять хорошие кадры.
4. Переработки не должны считаться нормой
Переработки — одна из негативных тенденций рынка занятости. Очень часто работодатели не видят в них ничего губительного, даже не считают нужным дополнительно оплачивать «труд во благо компании». Однако на практике постоянные переработки ведут к чрезмерному утомлению, впоследствии это становится причиной падения производительности. Уставший сотрудник не может эффективно закрывать задачи, к тому же он вынужден постоянно брать больничный. А если переработки не оплачиваются, сотрудник теряет всякую мотивацию, вместе с этим падает его лояльность к компании. Оптимизируйте процессы, чтобы увеличить эффективность конкретного работника, а также организации в целом.
Резюме
HR-аналитика предоставляет информацию, необходимую для глубокого понимания сотрудников. Она выявляет проблемные зоны и узкие места, помогает разбираться с ними, показывает точки роста, способствует поддержке вовлеченности, сокращению текучести. Чтобы оперировать большими объемами данных, а также строить на их базе стратегии управления персоналом, можно пользоваться IT-решениями, которые дорабатываются под задачи бизнеса, решают проблему сбора, а также анализа информации.