При увольнении мало кто из сотрудников озвучивает руководителю настоящую причину ухода из компании. Зато друзьям или на собеседовании в новую фирму они в красках рассказывают о ненормированном графике, отсутствии перспектив, скучных задачах и начальнике-тиране.
На практике все оказывается не совсем так, ведь у медали две стороны. Но одно можно сказать точно: у таких сотрудников нет преданности компании и верности команде — всего того, что формирует лояльность. О том, как взрастить это чувство в сердцах подчиненных, поговорим в этой статье.
Что такое лояльность персонала
Лояльность (от французского “loyal”, верность) — благосклонное отношение к кому-либо или чему-либо. Сотрудник может быть лоялен руководителю, коллегам или компании в целом.
В общем смысле лояльность представляет собой преданность компании, уверенность в том, что человек останется в команде, что бы ни случилось. Лояльный сотрудник верен целям и ценностям компании, стремится работать лучше, иногда делает даже больше, чем от него ждут.
Почему лояльность важна
Персонал, который разделяет интересы компании, — одно из главных конкурентных преимуществ. Это не менее важно, чем отличное качество услуг, продуктов и сервиса. Люди, которые положительно относятся к деятельности своего работодателя, трудятся гораздо эффективнее негативно настроенных коллег.
Кроме того, верный сотрудник никогда не станет распространять конфиденциальную информацию или как-либо порочить репутацию компании. Лояльность также позволяет снизить текучесть кадров и увеличить мотивацию подчиненных работать на благо общего дела.

Узнать мнение
сотрудников
10 методов повышения и удержания лояльности персонала
В интересах руководителя создать атмосферу, в которой люди получают удовольствие от работы, доверяют компании, команде и руководителю. Как этого добиться? Рассказываем.
1. Проводите онбординг
По нашим данным, компании с продуманной программой адаптации реже сталкиваются с уходом новичков в первые месяцы. Показатель удержания новых сотрудников увеличивается на 82%, а их производительность возрастает более чем на 70%. Поэтому важно формировать лояльность «с первого взгляда». Не нужно обещать новому сотруднику золотые горы — достаточно познакомить его со всеми процессами компании, назначить наставника, составить план поэтапного погружения в рабочие задачи.
В некоторых компаниях предусмотрен специальный чат-бот, который отвечает на вопросы новичка, знакомит с корпоративной культурой, организационной структурой и т.д.


2. Развивайте систему наставничества
Предоставьте новому сотруднику наставника. Он введет новичка в курс дела, объяснит особенности рабочих процессов, прокомментирует выполненные задачи и поможет в случае затруднений. Сотрудник не почувствует себя брошенным на произвол судьбы в незнакомой обстановке наедине со сложными задачами. Это будет способствовать развитию лояльности к компании. Кроме того, хорошая система наставничества помогает снизить текучесть кадров, особенно среди молодых специалистов, укрепляет и развивает корпоративную культуру.
3. Организуйте комфортные рабочие места
Человеку сложно проникнуться корпоративными ценностями, если он постоянно испытывает дискомфорт на рабочем месте. Зависающий компьютер, неудобное кресло, сломанное колесико мыши — все это способно вывести из себя и лишить энтузиазма кого угодно.
Выясните основные потребности команды и оборудуйте удобные рабочие места. Допустим, IT-отдел беспокоит соседство с шумным отделом аккаунтинга, чья работа включает постоянные звонки от клиентов. Что можно сделать в этой ситуации? Например, зонировать офисное пространство так, чтобы сотрудники «на телефоне» находились вдали от тех, кому нужна тишина.

Еще один совет — оборудуйте комфортную зону отдыха. Это может быть лаундж с мягкой мебелью, корпоративная библиотека или целая игровая комната, где люди смогут расслабиться в перерывах от работы. Все это потребует дополнительных расходов, однако, обойдется дешевле, чем поиск и адаптация новых сотрудников. Рост производительности даже на 10-15% даст видимый результат уже через несколько месяцев.
4. Пересматривайте оплату и льготы
Регулярно анализируйте рынок и собирайте данные по зарплате в вашей сфере. Если вы предлагаете неконкурентную оплату, сотрудники будут искать другое место работы и откликаться на более выгодные предложения.
Также многим сотрудникам важны корпоративные льготы. Особенной популярностью пользуются:
- медицинское страхование;
- возможность работать удаленно;
- гибкий график;
- абонементы в фитнес-клуб;
- компенсация консультаций с психологом;
- скидки на продукты или услуги компании.
Наличие разнообразных льгот показывает, что компания заботится о людях. А люди работают дольше и лучше в компаниях, которые заботятся о них.
5. Проводите опросы
Опросы — надежный инструмент диагностики, который позволяет оценить психологическое состояние персонала и выявить скрытые проблемы. Обратная связь, даже негативная, принесет пользу как бизнесу, так и коллективу. Проводя опросы, вы покажете, что компания прислушивается к сотрудникам и учитывает мнение каждого члена команды.
Чтобы гарантировать релевантность данных опросов персонала, необходимо обеспечить полную анонимность, иначе исследование потеряет смысл. У людей должна быть возможность высказать идеи или критику без опасения за свою дальнейшую судьбу в компании.
Этого можно добиться, если использовать, специальные IT-решения. Например, платформу для корпоративных исследований Happy Job. Она позволяет провести конфиденциальные опросы, при этом HR-специалисту не нужно тратить время на обработку результатов и формирование отчетов — после завершения анкетирования платформа автоматически сформирует готовый план работ с учетом приоритетных зон развития.
Примеры вопросов в исследовании Happy Job
Кроме этого, в отчетах на платформе Happy Job есть проверенные рекомендации методологов по улучшению метрик лояльности, а также контент-анализ комментариев сотрудников.
Рекомендации по развитию лояльности на платформе Happy Job
6. Предоставьте возможности для карьерного роста
Информируйте команду о возможностях для карьерного роста. Например, можно делать рассылки с открытыми вакансиями компании и перечнем требований к кандидату. Условия продвижения должны быть прозрачные и равные для всех сотрудников. Если человеку не хватает опыта или навыков для желаемой должности, предложите ему пройти обучение.
Также можно ввести понятную систему грейдов и составить документ, где прописаны все требования, обязанности и компенсации, которые им соответствуют.
Полезно раз в неделю проводить 1-on-1 встречи с подчиненными и разбирать их успехи и зоны роста.
7. Позаботьтесь о здоровье сотрудников
Согласно исследованиям Happy Job, в последние годы лояльность сотрудников к компании все сильнее связана с комфортом, личной свободой и здоровым образом жизни. Людей уже не заинтересовать одной только зарплатой и продвижением по карьерной лестнице — им важны программы поддержки психологического и физического здоровья.
Проведите опрос и узнайте, каких well-being-инициатив не хватает сотрудникам на рабочем месте. Например: вы можете закупать фрукты в офис, предоставлять абонементы в спортзал, компенсировать консультации с психологом или оборудовать комнату отдыха. Также не забывайте следить за нагрузкой сотрудников, чтобы предотвратить их профессиональное выгорание.
Сделайте то, о чем просят сотрудники. Необязательно реализовывать абсолютно все предложения, но важно показать, что члены команды для вас в первую очередь люди, а не просто ресурс для достижения бизнес-показателей, и вы цените мнение подчиненных.
8. Разработайте программы обучения
Постоянное обучение — важный фактор удержания талантов. Люди ценят возможность развиваться профессионально и получать новые навыки за счет компании. Это повышает их рыночную стоимость и одновременно усиливает лояльность к работодателю.
Создайте систему корпоративного обучения с учетом потребностей разных специалистов, используйте разные форматы. Это могут быть:
- внутренние воркшопы от опытных сотрудников;
- лекции приглашенных экспертов;
- онлайн-курсы;
- участие в профильных конференциях;
- подписка на образовательные ресурсы.
Важно не просто предоставить доступ к обучению, но и создать условия для применения новых знаний. Поощряйте сотрудников делиться полученными навыками с коллегами, давайте возможность работать над более сложными проектами. Когда люди видят, что компания заинтересована в их профессиональном развитии, они с большей вероятностью останутся в ней надолго.
9. Практикуйте культуру открытости
Гораздо проще сохранить команду, которая разделяет ваши взгляды. Для поколения Z, например, миссия компании и схожие ценности куда важнее зарплаты. Зумеры хотят знать, на что тратят время, обращают внимание на смысловое содержание и пользу работы, потому не задержатся в компаниях, которые не удовлетворяют их требованиям.
У каждого крупного бренда есть вдохновляющая миссия. Например, у Додо Пицца — «Сделать моменты, когда люди едят пиццу, моментами радости», у Яндекса — «Помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни». С миссией должны быть знакомы не только клиенты, но и сотрудники. Обязательно доносите команде ценности вашего бизнеса, делитесь целями и планами. Это создаст у людей ощущение причастности и повысит лояльность к компании.
10. Внедряйте культуру признания
Регулярная обратная связь снижает стресс, а похвала способствует выработке дофамина, который вызывает чувство спокойствия и уверенности. Поэтому важно хвалить работников и проводить с ними беседы 1-on-1. Однако сама по себе фраза, например, «Спасибо за прекрасно выполненную работу» может быть вредной — в ней недостаточно конкретики, а еще подобные комплименты быстро забываются. Обозначьте реальный вклад человека — «оперативно решил проблемы с хостингом», «сделал информативную презентацию», «подписал договор с крупным клиентом» — и стройте на нем похвалу. Это поможет сформировать доверительные отношения в команде. В этой статье блога мы рассказывали, какими именно фразами можно хвалить сотрудников.
Резюме
Существует множество способов повышения лояльности сотрудников. Добиться результата будет непросто, но преданность и позитивное отношение персонала к организации сполна окупят усилия. Главное для руководителя — уважать подчиненных, признавать их интересы и точку зрения, выслушивать и проявлять эмпатию, искренне поддерживать стремление к личностному и профессиональному росту.