Любой руководитель хочет, чтобы люди оставались в компании надолго. Однако практически никто из подчиненных, написав заявление на увольнение, не озвучивает настоящей причины ухода. Зато друзьям или на собеседовании в новую фирму сотрудник в красках расскажет о том, что график ненормированный, перспектив роста никаких, задачи скучные, начальник тиранит, кресло скрипит… Словом, в таких ужасных условиях работать невозможно.
На практике все оказывается не совсем так. Ведь у медали всегда две стороны. Но одно можно сказать точно, у такого сотрудника нет преданности компании, верности команде — всего того, что формирует лояльность. О том, как взрастить это чувство в сердцах подчиненных, поговорим в этой статье.
Что такое лояльность персонала
Лояльность — (происходит от французского loyal и переводится как «верность») — благосклонное отношение к кому-либо или чему-либо. Сотрудник может быть лоялен руководителю, коллегам или компании в целом.
В общем смысле лояльность представляет собой чувство преданности компании, уверенность в том, что человек останется команде что бы ни случилось. Лояльный сотрудник верен целям и ценностям компании, желает работать лучше, иногда делает даже больше, чем от него ждут.
Почему лояльность важна
Персонал, который предан интересам компании – одно из базовых конкурентных преимуществ. Это не менее важно, чем отличное качество услуг, продуктов и сервиса. Люди, которые положительно относятся к деятельности своего предприятия, работают гораздо эффективнее негативно настроенных коллег. Кроме того, верный сотрудник никогда не станет сливать конфиденциальную информацию или как-либо порочить доброе имя компании. Лояльность также позволяет уменьшить текучесть кадров и увеличить мотивацию подчиненных работать на благо общего дела, иногда даже в ущерб своим интересам.
10 методов повышения и удержания лояльности персонала
В интересах руководителя создать атмосферу, в которой люди получают удовольствие от работы, начинают постепенно испытывать доверие к компании, команде и руководителю. Как этого добиться? Рассказываем.
1. Проводите программы адаптации
Согласно Glassdoor, компании с развитой программой адаптации реже сталкиваются с уходом новичков в первые месяцы. Показатель удержания новых сотрудников увеличивается на 82%, а их производительность возрастает более чем на 70%. Поэтому важно формировать лояльность «с первого взгляда». Не нужно обещать золотые горы и сразу угощать работника бесплатным обедом. Достаточно познакомить его со всеми процессами компании, назначить наставника, составить постепенный план внедрения в работу. В некоторых фирмах для адаптации предусмотрен специальный чат-бот, который присылает новому работнику напоминания и чек-листы, советы по коммуникации в сервисах для проектной работы, а также корпоративных CRM.
2. Развивайте систему наставничества
Система наставничества для новичка включает: адаптацию к внешним и внутренним условиям бизнес-среды, обучение и сопровождение. Наставник подскажет, отправит задачу на доработку с подробными комментариями, при необходимости поможет. А также выступит гидом по офису и объяснит, каким таким особенным образом здесь работает кофемашина и МФУ. Сотрудник не почувствует себя брошенным на произвол судьбы в незнакомой обстановке наедине со сложными задачами. Это будет способствовать развитию лояльности к компании. Кроме того, хорошая система наставничества помогает снизить текучесть кадров, особенно среди молодых специалистов, укрепляет и развивает корпоративную культуру.
3. Создавайте удобное рабочее место
Людям сложно проникнуться корпоративными ценностями, если они постоянно испытывают дискомфорт на рабочем месте. Виснущий компьютер, древний монитор, неудобное кресло, сломанное колесико мыши — все это способно лишить энтузиазма кого угодно. Выясните основные потребности команды и оборудуйте удобные рабочие места. Например, возможно, IT-отдел компании беспокоит соседство с шумным отделом аккаунтинга, чья работа включает постоянные звонки от клиентов. Тогда разделите пространство так, чтобы сотрудники «на телефоне» находились подальше от тех, кому нужна тишина.
Еще один совет — оборудуйте комфортную зону отдыха. Это может быть лаундж с мягкой мебелью, корпоративная библиотека или целая игровая комната, где люди смогут расслабиться в перерывах. Конечно, все перечисленное стоит приличных денег. Но гораздо дороже вам обойдется, например, поиск и адаптация программиста. Рост производительности даже на 10-15% отобьется уже через несколько месяцев.
4. Пересматривайте оплату и льготы
Для этого необходимо регулярно мониторить рынок и собирать данные по зарплате в вашей сфере. Если вы предлагаете не конкурентную зарплату, сотрудники время от времени будут покидать компанию, откликаясь на более выгодные предложения. Также для многих важным фактором становится пакет льгот. Среди них значимы: оплачиваемые отпуска и больничные, медицинское страхование, абонементы в фитнес-клуб, скидки на доступ к продуктам или услугам компании, гибкий график, возможность работать из дома. Льготы показывают, что компания заботится о людях. А люди работают дольше и лучше в компаниях, которые заботятся о них.
5. Проводите опросы
Опросы — прекрасный инструмент диагностики, который покажет, какие скрытые проблемы есть у сотрудников компании, что нужно изменить, также вы получите ценную информацию о психологическом состоянии персонала. Развернутые критические отзывы принесут пользу всем — как бизнесу, так и коллективу. К тому же, проводя опросы, вы покажете, что компания прислушивается к сотрудникам и руководству важно мнение каждого члена команды.
Пример опроса на платформе Happy Job
Главное, чтобы опросы были анонимными. Иначе вся польза сойдет на нет. У людей должна быть возможность высказать идеи или критику без опасения за свою дальнейшую судьбу в компании. Этого можно добиться, если использовать, специальные IT-решения. Например, онлайн-платформу для корпоративных исследований Happy Job. Она позволяет провести конфиденциальные и массовые опросы, при этом HR-специалисту не нужно будет тратить время на обработку результатов и формирование отчетов, платформа все сделает сама. Также на платформе Happy Job предусмотрены рекомендации для улучшения метрик лояльности.
Узнать мнение
сотрудников
6. Составляйте план карьерного роста и обучения
Узнайте, рассчитывает ли подчиненный расти профессионально, какие возможности карьерного роста он видит в компании. Некоторые люди всем довольны и не хотят ничего менять. Однако большинство специалистов планируют свою карьеру. Покажите заинтересованность и помогите человеку реализовать амбиции. Для начала определите уровень развития в настоящее время, сильные, а также слабые стороны сотрудника — все это станет базой для конкретных мероприятий и индивидуального плана обучения.
Поощряйте профессиональное развитие. Отправляйте сотрудников на отраслевые конференции и вебинары, приглашайте известных спикеров с лекциями в офис. Так вы сформируете у людей приверженность интересам компании.
7. Укрепляйте здоровье сотрудников
Согласно исследованиям Happy Job, в последние годы лояльность сотрудников все сильнее связана с комфортом, личной свободой и здоровым образом жизни. Людей уже не заинтересовать только зарплатой и повышением по карьерной лестнице. К постоянным факторам вовлеченности персонала присоединились такие, как забота о психологическом и физическом здоровье. Получили распространение принципы well-being, принятие и бережное общение, корпоративная ответственность.
Существует множество well-being-программ. Например: вы можете закупать бесплатные фрукты в офис, дарить абонементы в спортзал, организовать бесплатную консультацию с психологом или оборудовать комнату отдыха. Выберите то, что понравится сотрудникам. Покажите, что они для вас не просто ресурс для достижения бизнес-показателей, а в первую очередь — люди.
8. Покажите карьерные перспективы
Лояльность людей часто напрямую связана с возможностями карьерного роста. Объясните сотрудникам, что нужно сделать для получения повышения, в каком случае они начнут зарабатывать больше. Например, можно ввести прозрачную систему грейдов, составить документ, где прописаны все требования, обязанности и компенсации, соответствующие грейдам. Полезно раз в неделю проводить one-to-one встречи с персоналом. Во время таких бесед разбирайте работу команды, проговаривайте, кому и каких навыков недостает для следующей карьерной ступени. Также важно демонстрировать достижения сотрудников, хвалите за успехи публично. Команда должна видеть, что карьерный рост — это реально.
9. Практикуйте культуру открытости
По данным последних исследований, только 40% персонала знает о стратегии и целях своей компании. Это очень небольшой процент людей, в то же время гораздо проще сохранить команду, которая разделяет ваши взгляды. Для поколения Z, например, важнее, чем зарплата то, как миссия компании согласуется с их ценностями. Они хотят знать, на что тратят свое время, обращают внимание на смысловое содержание и пользу работы, потому «зумеры» не задержатся в компаниях, где не разделяют их убеждений.
У каждого крупного бренда есть вдохновляющая миссия. Например, в «Додо пицца» — «Сделать моменты, когда люди едят пиццу, моментами радости», миссия Яндекса — «Помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни». С миссией должны быть знакомы не только клиенты, но и сотрудники. Обязательно доносите команде ценности вашего бизнеса, делитесь целями и планами. Это создаст у людей ощущение причастности и повысит лояльность к компании.
10. Внедряйте культуру признания
Согласно исследованиям, обратная связь снижает стресс, а похвала способствует выработке дофамина, который вызывает чувство спокойствия и уверенности. Поэтому важно хвалить работников и проводить с ними беседы один на один. Однако просто сама по себе фраза «спасибо за прекрасно выполненную работу» может быть вредной. В ней недостаточно конкретики, а еще подобные комплименты быстро забываются. Лучше обозначьте реальный вклад человека — «оперативно решил проблемы с хостингом», «сделал классную презентацию», «хорошо проконсультировал клиента» — и стройте на них похвалу. Это поможет построить доверительные отношения в команде и выполнять проекты на высоком уровне. В этой статье блога мы рассказывали подробнее, какими фразами можно хвалить сотрудников.
Резюме
Существует множество способов повышения лояльности. Добиться результата будет непросто, но преданность и позитивное отношение персонала к организации сполна окупят усилия. Главное для руководителя – уважать людей, признавать их право на собственные интересы и точку зрения, выслушивать и проявлять эмпатию, искренне поддерживать стремление к личностному и профессиональному росту.