Вы уже потратили:
0 руб.

Что такое кросс-функциональное взаимодействие

Что такое кросс-функциональное взаимодействие

Кросс-функциональное взаимодействие — это сотрудничество между представителями различных отделов компании для работы над одним проектом или решения определенной задачи. Такой подход способствует развитию инноваций, ускоряет процессы принятия решений и повышает эффективность работы компании.

О том, как правильно организовать процесс и какие есть подводные камни — рассказываем в статье.

Преимущества кросс-функциональных команд

Вместо того чтобы работать изолированно, сотрудники разных функциональных областей (например, маркетинга, финансов, производства) объединяют свои знания, навыки и опыт для решения сложных задач или выполнения проектов. Отсюда вытекают главные преимущества кросс-функциональности:

  • комплексные задачи решаются быстрее и эффективнее;
  • взаимодействие сотрудников с разным опытом и точками зрения способствует генерации уникальных идей и принятию нестандартных решений;
  • более глубокое понимание специфики работы других отделов и их потребностей, что помогает улучшить коммуникации, а также избавиться от ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности;
  • взаимодействие с экспертами в различных областях способствует росту компетентности каждого участника и помогает понять, как конкретная работа вписывается в общую картину;
  • разноплановый взгляд на устоявшиеся подходы позволяет отсеять неэффективные и внедрить новые стратегии, основанные на коллективном опыте и экспертизе.

Особенности использования кросс-функционального подхода

Кросс-функциональным командам не подходит традиционная модель с менеджером проекта во главе. Благодаря высокому уровню самоорганизации и самоменеджмента, им ближе горизонтальная иерархия. Однако правильный лидер все равно необходим. Именно он сможет сплотить вокруг себя специалистов совершенно различных функций, поддерживать эффективную коммуникацию, позитивную атмосферу, слушать, мотивировать и решать конфликты, которые неизбежно возникают в таких командах.

Кросс-функциональное взаимодействие
Кросс-функциональное взаимодействие наглядно
Кросс-функциональное взаимодействие
Кросс-функциональное взаимодействие наглядно

Эффективная работа команды в таком формате возможна только при полной поддержке данного подхода в компании. Если руководство не готово к изменениям, например, не поддерживает удаленный формат работы или стремится к авторитарной корпоративной культуре, создать успешную кросс-функциональную команду будет очень сложно. Традиционные взгляды могут мешать оценить преимущества инновационного подхода.

платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

Как создать кросс-функциональную команду

Ниже приведен общий алгоритм, учитывающий все ключевые аспекты этого процесса:

  1. Постановка целей и задач. Прежде чем начать формировать команду, необходимо четко определить цель и задачу, которую она должна выполнить. Это может быть разработка нового продукта/услуги, стратегии, решение возникшей проблемы, сложный анализ рынка/перспектив развития/проекта и так далее.

  2. Определение необходимых функций. После постановки цели определяем, какие функции понадобятся для ее достижения. Важно не перегружать команду лишними участниками (1 задача = 1 роль).

  3. Поиск лидера. Это не всегда человек, который занимает высокую должность. Присмотритесь, чье мнение чаще всего поддерживают в коллективе, кто обладает авторитетом и необходимыми коммуникативными навыками. Основная цель лидера — собрать команду, способную эффективно работать вместе.

    Кросс-функциональная команда
    Вы, должно быть, думаете, что это фото моей семьи? Нет. Это «Команда-А»
  4. Установление полномочий и отчетности. Фиксируем полномочия команды, чтобы избежать недопониманий и конфликтов. На данном этапе мы также устанавливаем критерии оценки работы.

  5. Регулярные совещания. При взаимодействии с большими и разобщенными командами может потребоваться несколько недель, чтобы организовать совещание, учитывая занятость каждого участника. Но это не значит, что можно бесконечно переносить совещания. Не поддавайтесь такому соблазну. Регулярные встречи важны, ведь именно они способствуют поддержанию коммуникации, выявлению проблем на ранних стадиях, обмену идеями и информацией, а также принятию совместных решений. Однако все встречи должны быть по существу. Чтобы не тратить время впустую при проведении совещаний, важно иметь четкую повестку, назначить модератора для управления процессом, определить ответственных за документирование принятых решений. Установка таймера на мобильном телефоне или другие методы тайм-менеджмента могут помочь соблюдать расписание и завершать встречи вовремя.

  6. Убедитесь, что в команде четко налажена коммуникация. Использование современных технологий для организации совместной работы помогает улучшить коммуникацию, сделать процессы более прозрачными и эффективными. Приложения для обмена сообщениями, облачные хранилища, сервисы и ПО для удаленного общения — все это помогает команде быть на одной волне и оперативно реагировать на изменения.

  7. Поощряйте открытое обсуждение и свободное выражение мнений. Каких бы блестящих специалистов вы ни собрали, ничего не получится, если люди не получают поддержки, признания и попросту боятся высказывать свои мнения. Важно, чтобы участники команды чувствовали себя комфортно.

    Следите за тональностью коммуникаций
    Следите за тональностью коммуникаций
  8. Поощряйте рандомное взаимодействие. В полунеформальной обстановке часто рождаются блестящие идеи. Например, в Google созданы специальные зоны для кофе и перекусов, где сотрудники из разных подразделений могут общаться.

  9. Регулярно предоставляйте обратную связь. Конструктивные комментарии по ходу работы, оценка результатов и даже просто слова благодарности могут значительно повысить мотивацию и продуктивность команды.  Оценить эффективность обратной связи помогут опросы персонала. Например, на платформе Happy Job для этого есть специальная метрика «Обратная связь».

Как оценить взаимоотношения в кросс-функциональной команде

Одна из ключевых проблем кросс-функциональных команд — в основе их взаимодействия часто лежит скрытый конфликт, причины которого разнообразны: недостаточная коммуникация, непонимание специфики работы других функциональных областей и недостаток обратной связи. Все это может привести к искаженному восприятию коллег: «продажники» целыми днями пьют чай на кухне, программисты постоянно смотрят ролики на YouTube, пока остальные работают в режиме авралов. Такие представления основаны на нескольких случайных наблюдениях, которые прорастают в стереотип. Отделы соперничают, конфликтуют или саботируют работу друг друга вместо того, чтобы усиливать.

Что влияет на качество взаимодействия
Что влияет на качество взаимодействия
Что влияет на качество взаимодействия
Что влияет на качество взаимодействия

Старайтесь искоренить паттерн «Мы — Они», выстраивая атмосферу поддержки, стройте доверительные отношения между участниками команды. Научите сотрудников рассматривать смежные функции не как конкурентов, а как партнеров. Для этого все подразделения в компании должны быть в курсе работы друг друга. Например, отдел маркетинга должен знать, с какими возражениями клиентов сталкивается отдел продаж, чтобы адаптировать свои стратегии продвижения продуктов или услуг. Также важно, чтобы отдел маркетинга обменивался информацией о новых трендах рынка с отделом исследований и разработки, чтобы создавать продукты, отвечающие актуальным потребностям клиентов и т.д.

Оценить уровень командной динамики можно с помощью метрики «Коллеги» в рамках анонимного исследования вовлеченности персонала на онлайн-платформе Happy Job. Метрика включает 5 субметрик, где анализируются:

  • эффективность общения и взаимодействия;
  • уровень взаимопонимания;
  • качество отношений;
  • соблюдение правил поведения в команде.
Метрика «Коллеги» в опросе вовлеченности Happy Job, примеры вопросов

Happy Job позволяет выявить проблемные зоны во взаимодействии, а также по итогу опроса выдает список рекомендаций, которые могут помочь улучшить командную динамику.

Выводы

Кросс-функциональные команды помогают организациям быть более конкурентоспособными и гибкими в условиях быстроменяющейся бизнес-среды. Самое важное — выставить четкие цели, правильно организовать взаимодействие в коллективе и не забывать о конструктивной обратной связи.

Всё о развитии персонала
в нашем Telegram
Первыми узнавайте о важных мероприятиях, трендах и кейсах в HR-сфере
Подписаться
Поделиться
Ольга Удальцова

Ольга Удальцова — руководитель проектного отдела HR-Tech компании Happy Job

Оглавление

Запустите опрос вовлечённости
Сертификация работодателей России

Читайте также

«Малыми шагами к большому результату: как снизить текучесть на 46% за год».
Как повысить вовлеченность и лояльность сотрудников с помощью программ питания
Вовлеченность при быстром росте. Кейс Группы «Самолет»
Культ токсичной продуктивности на работе
Функциональные бенчмарки Happy Job
Ключевые навыки руководителя
Тренды в управлении персоналом 2024
Что такое профессиональная деформация и как ее избежать
Читать другие материалы
Протестируйте бесплатно
Количество респондентов в тестовой группе должно составлять не более 10% от общего числа сотрудников, но не менее 5 и не более 100 человек.

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru