Можно ли заставить людей работать, если они не хотят? Мы считаем, что нет. Заставлять бессмысленно. Необходимо подобрать ключик к каждому сотруднику, определить, что вдохновляет членов команды и подарить им это. Тогда у них появится стимул и желание работать. Это далеко не всегда деньги. Существуют и другие факторы. Возможно, людям не хватает, например, регулярной похвалы и признания заслуг. Для каждой команды мотиваторы свои.
В этой статье мы поделимся 10 универсальными способами мотивации и расскажем о том, как крупные корпорации вдохновляют сотрудников работать.
1. Премирование за выполнение поставленных целей
Деньги – важнейший стимул для сотрудника. Это самый распространенный тип мотивации. Если зарплата помогает удерживать ключевых работников, то премии мотивируют его к большим достижениям.
Премия выплачивается, если работник соответствует заранее установленным KPI. Это метрики, которые позволяют отслеживать эффективность персонала. Например, среди них могут быть экономические показатели, показатели качества, оценка сотрудника другими лицами. Точный перечень критериев зависит от компании.
О том, с какими ошибками сталкиваются организации при разработке KPI, мы рассказали здесь.
2. Персональная и публичная похвала
Похвала и признание заслуг могут стать мощным инструментом мотивации.
Главное преимущество похвалы заключается в том, что она позволяет укрепить самооценку сотрудника. Когда его достижения признаются публично, он чувствует себя более ценным и важным для команды. Это стимулирует его на достижение еще больших результатов.
Можно похвалить человека в рамках еженедельной планерки, корпоратива или один на один. Тем самым вы не только подадите хороший пример другим членам команды, но и вдохновите «звезду» трудиться еще усерднее.
3. Соревнования, геймификация
Игровые моменты и элементы геймификации создают и укрепляют здоровую конкуренцию, а также объединяют коллектив. Форматы можно выбрать разные: виртуальная валюта, баллы, рейтинги, турниры, викторины на знание продуктов компании.
Конкретная, а не абстрактная награда стимулирует людей за нее побороться, а значит, работать усерднее. Главное, не превращать соревнование в подобие «голодных игр» – больше юмора и непредвзятость ко всем участникам сведет к минимуму конфликты.
4. Карьерные перспективы
Один из главных факторов, влияющих на трудовую мотивацию – карьерный рост. За ним следуют позитивные изменения: увеличение зарплаты, улучшение условий труда, уважение коллег и т.д. Предлагайте возможности для карьерного роста, например, можно составить с сотрудником индивидуальный план развития, поддерживать его на каждом этапе, оплатить обучение и тренинги.
5. Повышение квалификации
Помимо удовлетворения индивидуальных потребностей людей и развития их профессиональных скилов, помогите сотрудникам быть в курсе того, происходит в отрасли. Например, можно организовывать участие в семинарах и мероприятиях за счет компании. Этим вы покажете, что вам важно их развитие.
6. Поздравление со значимыми датами
Не ограничивайтесь поздравлениями с гендерными праздниками и Новым годом. Обратите внимание и на личные события сотрудников — день рождения, юбилей работы в компании и т.д. Людям будет приятно, что о них помнят и проявляют заботу.
А если добавить к пожеланиям похвалу, вы получите мощный способ нематериального стимулирования.
7. Создание комфортной обстановки
Может показаться, что для того, чтобы сделать удобные офисы, где все настраивает на рабочий лад, потребуется много вложений. Переделать офис по примеру Google, действительно, стоит дорого. Однако можно начать с малого: организовать маленькую лаунж-зону с кофемашиной или игровой приставкой, купить цветы в кашпо.
Обратите внимание на то, чего хотят люди и чем они пользуются каждый день.
8. Поддержание командного духа
Корпоративы и тимбилдинги помогают укрепить связь между людьми, повысить взаимопонимание и создать благоприятную атмосферу. Так коллектив будет не просто соседями по офису, а командой.
Мероприятия также приносят много позитивных эмоций, что помогает снять напряжение и стресс.
9. Гибкий график
Конечно, не все задачи можно выполнять удаленно. Но переход на дистанционный формат работы, связанный с эпидемией коронавируса, показал, что не обязательно постоянно находиться в офисе для продуктивного труда. Поэтому все чаще кандидаты при устройстве на работу говорят, что им хотелось бы иметь гибкий график. Однако далеко не у всех руководителей такой расклад вызывает энтузиазм. Дайте людям возможность работать хотя бы часть времени из дома. Они это обязательно оценят.
10. Дополнительные выходные дни
Сотрудник проявил себя, отлично справился с большой и сложной задачей? Отдел побил все рекорды продаж? Подарите людям выходной день в качестве поощрения. Так вы отблагодарите работников практически без затрат, а еще дадите им время на восстановление сил перед новыми свершениями.
Внедрение системы мотивации
Интеграция системы включает несколько шагов:
-
Для начала необходимо определить цели внедрения – важно, чтобы они соответствовали бизнес-задачам и миссии организации;
-
После этого выявляем мотивацию сотрудников и что стимулирует их работать. С этим поможет онлайн-опрос на платформе Happy Job. Основной контур исследования офисного персонала содержит 59 вопросов, согласно патентованной методике. Платформа сама обрабатывает полученные данные, чтобы HR и руководители имели представление о командах, необходимое для продвижения вперед;
Примеры вопросов на платформе Happy Job
-
Теперь пришло время определиться со способами мотивации – что из вышеприведенного можно реализовать прямо сейчас, а что потребует дополнительных затрат;
-
Разработка критериев, по которым будет оцениваться качество работы, например, можно использовать KPI;
-
Ознакомить сотрудников с системой мотивации и протестировать несколько способов.
Сразу скажем, что все люди разные, следовательно, им подходят разные способы мотивации. Выяснить, что именно будет эффективно работать в каждом конкретном случае, можно только после внедрения инициатив.
Кроме того, систему мотивации необходимо время от времени корректировать.
Узнать мнение
сотрудников
Кейсы по мотивации от мировых корпораций
Чем крупнее организация, тем креативнее должны быть методы повышения мотивации персонала. Приведем примеры того, как эту задачу решают самые известные компании.
У Google свои нестандартные методы мотивации сотрудников. Например, ее знаменитое правило: 20% рабочего времени один день в неделю сотрудник может уделять личным проектам. Они даже могут не иметь отношения к его должностным обязанностям. Эта инициатива дала жизнь многим успешным продуктам Google, включая Gmail и AdSense. К сожалению, сейчас инициатива больше не действует.
Apple
Apple предлагает своим сотрудникам широкий спектр внутренних программ обучения, включая курсы программирования и развития лидерских качеств. Также компания выдает бесплатные абонементы в спортзал, а на корпоративные мероприятия часто приглашают мировых звезд, например, группу OneRepublic, певицу Demi Lovato и т.д.
Amazon
Компания предоставляет гибкие графики работы, оплату обучения, доход выше среднего и дополнительные бенефиты для сотрудников. Также в Amazon организовали ряд специальных программ, например, Amazon Technical Academy. Академия предназначена для тех, кто не имеет технического образования или опыта работы в IT-сфере, но хочет переквалифицироваться и начать карьеру в этой области.
Обучение включает в себя практические занятия, онлайн-курсы, менторскую поддержку, а также предоставляет возможность получить сертификаты от ведущих технологических компаний. Также интересна программа Amazon Career Choice, предоставляющая финансовую поддержку и возможность получить профессиональное образование в различных областях, включая технологии, здравоохранение, логистику и другие.
McDonald’s
McDonald’s дает всем сотрудникам возможность подняться по карьерной лестнице. Каждый член команды начинает со стартовой позиции с перспективами стать менеджером ресторана, руководителем филиала или занять еще более высокую должность.
Для повышения компетенций существуют внутренние программы обучения, например, «Звезды McDonald’s» (Stars of McDonald’s). Персонал должен пройти четыре модуля: «Качество», «Сервис», «Чистота» и «Профессионализм». Сотрудники приобретают навыки, работая за кассой, на кухне и в зале. Когда знания закреплены, человек получает звезду на униформу. Наличие всех четырех звезд подтверждает компетенции в ключевых областях ресторанной деятельности: управление кассой, приготовление еды, работа в обеденных зонах, а также знания в области гигиены и безопасности.
Что мотивирует людей работать
Также корпорация McDonald’s активно инвестирует в обучение персонала и даже основала собственный университет — Hamburger University. Это всемирно признанное учебное заведение, которое предлагает курсы по различным аспектам ресторанного бизнеса, лидерства и менеджмента. Сотрудники, прошедшие эти программы, могут занять более высокие должности в компании. У университета есть 8 кампусов по всему миру — в Чикаго, Сиднее, Гамбурге, Токио, Дубае и других городах.
Для повышения мотивации компания публично признает и хвалит сотрудников за достижения в рамках программы «Сотрудник месяца». Наверняка вы видели рядом с кассой фото лучшего работника.
Резюме
Разработка и внедрение методов мотивации персонала являются важными элементами в работе компании. Далеко не все стимуляторы требуют больших затрат. Важно найти золотую середину между материальными и нематериальными льготами, поскольку к премиям люди быстро привыкают. Правильный подбор инструментов и методов повышения мотивации способствует росту производительности и снижению текучести кадров.