Вы уже потратили:
0 руб.

Эффективная организация гибридной работы

По данным рекрутинговых агентств, компании в 2 раза быстрее закрывают вакансии, которые предполагают гибридный формат занятости. Все потому, что сотрудники хотят иметь больше свободы, но не отдаляться от коллектива, иметь возможность лично обсудить с коллегами различные вопросы и участвовать в жизни компании. В статье рассказываем о преимуществах и недостатках гибридной работы, а также о том, как правильно перестроить под нее рабочие процессы.

Что такое гибридная работа

Гибридная работа — это сочетание занятости в офисе с удаленкой. Например, сотрудники могут 3 дня работать из офиса, а 2 — из дома. Такой формат позволяет персоналу поддерживать work-life balance, наслаждаться преимуществами удаленной работы и при этом сохранять связь с коллегами, которая важна для эффективного взаимодействия.

Гибридный режим работы
Больше половины сотрудников хотят работать удаленно
Гибридный режим работы
Больше половины сотрудников хотят работать удаленно

Есть несколько типов гибридной модели работы:

  1. Сотрудники работают из офиса и при необходимости могут уйти на удаленку, однако это не поощряется руководством.
  2. Работа преимущественно удаленная, но 1-2 раза в неделю члены команды приезжают в офис, обсуждают текущие задачи, проводят собрания или корпоративные мероприятия.
  3. Специалисты, у которых есть все необходимое для эффективной дистанционной работы, почти все время работают удаленно и в редких случаях посещают офис.
платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

Преимущества гибридной работы

По данным консалтинговой компании Accenture, 83% сотрудников, которые в пандемию работали в гибридном формате, сообщили о лучшем психическом здоровье, более крепких отношениях с коллегами и меньшем выгорании, чем те, кто все время трудился в офисе или удаленно. А вот несколько преимуществ гибридной модели для работодателя:

  1. Привлечение и удержание талантов. Гибридный формат делает EVP более привлекательным, а также расширяет возможности компании для найма: отсутствие необходимости ежедневно ездить в офис способно заинтересовать специалистов, которые далеко живут.
  2. Рост вовлеченности и удовлетворенности сотрудников. Кому-то нравится офисная суета и нахождение в центре событий, а кто-то предпочитает работать в тишине и одиночестве. Гибридная работа позволяет удовлетворить потребности обеих групп.
  3. Повышение продуктивности. По данным исследования Бирмингемского университета, 76,5% руководителей считают, что сотрудники лучше концентрируются на задачах в комфортной для них обстановке, а значит, работают более продуктивно.
  4. Снижение расходов на аренду офиса. Если часть команды работает удаленно, компания может арендовать помещение меньшей площади и сократить операционные расходы. Некоторые работодатели также используют концепцию «гибких» рабочих мест — она подразумевает, что сотрудник не имеет закрепленного за ним места в офисе и может занять любое свободное. Благодаря этому офисное пространство используется максимально эффективно.
  5. Улучшение work-life balance команды. Гибкий график дает сотрудникам больше свободы для личных дел. Например, у них появляется возможность отводить ребенка в школу или ходить с утра в спортзал вместо траты времени на дорогу до работы. Соблюдение work-life balance снижает уровень стресса и риски выгорания.
Гибридный формат работы
Когда до работы успел и на пробежку, и завтрак приготовить

Недостатки гибридной работы

Но у гибридного формата занятости есть и минусы. Для каких-то компаний они могут перевесить все плюсы, поэтому о них тоже нужно знать.

  1. Сложности с коммуникацией. Когда сотрудники работают бок о бок, при необходимости они могут быстро собраться и обсудить текущие задачи. А когда команда распределенная, этот процесс усложняется — надо предварительно согласовать со всеми время встречи, разбираться с возможным плохим интернет-соединением и т.д.
  2. Риск снижения вовлеченности удаленных сотрудников. Те, кто работает дистанционно большую часть времени, зачастую чувствуют себя оторванными от коллектива и корпоративной культуры, а также недополучают внимания от руководителя. Из-за этого снижается их вовлеченность и мотивация.
  3. Расходы на ИТ-инфраструктуру. С одной стороны, гибридный формат работы позволяет сократить затраты на аренду офиса, с другой, он требует более сложной ИТ-инфраструктуры для поддержания удаленных сотрудников и дополнительных расходов на оборудование и программное обеспечение.
Гибридный график работы
Гибридный формат работы требует дополнительных трат на ИТ

Как внедрить гибридный формат работы

Нельзя просто предоставить сотрудникам выбирать, когда работать из офиса, а когда из дома, и надеяться, что внутренние процессы сами собой перестроятся — этого не произойдет. Поэтому при переходе на гибридный формат работы нужно учитывать следующие рекомендации:

Разработайте прозрачную политику гибридной работы

Политика гибридной работы должна четко описывать формат занятости каждого специалиста. Если кому-то разрешено работать удаленно, а кому-то нет, это должно быть обоснованно — так вы избежите конфликтов и недовольства. Определите:

  • сколько дней в неделю или месяц сотрудники должны находиться в офисе;
  • какие задачи требуют физического присутствия специалистов;
  • должны ли конкретные сотрудники находиться в офисе одновременно для совместной работы.

Составьте график

Чтобы исключить ситуации, когда весь отдел одновременно решил поработать удаленно, а в офисе не к кому обратиться, необходимо составить график. При планировании важно учитывать специфику работы каждого подразделения. Например, сотрудники IT-отдела могут работать удаленно и приезжать в офис только на важные встречи или тимбилдинги, а вот личное присутствие хотя бы одного бухгалтера или юриста — уже необходимость.

Гибридная работа
Иногда приходится отдуваться за весь отдел

Распределите задачи

Оптимизируйте график гибридной работы в зависимости от типа задач подчиненных. Например, заполнять отчеты или готовить индивидуальную презентацию можно дома, а работать над проектами, которые требуют группового обсуждения или мозговых штурмов, будет удобнее в офисе при личном контакте.

Избегайте микроменеджмента

Пандемия показала: эффективно работать можно и без присутствия в офисе. Но несмотря на это, некоторые руководители до сих пор убеждены, что их подчиненные, работая удаленно, занимаются посторонними делами, отлынивают от рабочих задач и нерационально используют время. В результате руководители постоянно проверяют, что делают сотрудники, и просят отчитываться о том, что они успели за день. Все это только вызывает раздражение у членов команды.

Помните: доверие — основа гибридной работы. Предоставьте сотрудникам больше автономности, следите за результатами, а не отработанными часами, — это позволит людям чувствовать себя более комфортно.

Предоставьте равные возможности всей команде

Бывает, что офисные сотрудники предвзято относятся к коллегам, работающим удаленно, и не считают их вклад в общее дело таким же важным, как свой. Поэтому руководителю необходимо убедиться, что удаленные члены команды имеют равные с остальными условия и возможности, а также не чувствуют себя обделенными.

Особое внимание уделите адаптации новых сотрудников. Если предполагается, что специалист будет работать преимущественно удаленно, первое время ему все же стоит присутствовать в офисе, чтобы познакомиться с коллегами, наладить с ними отношения и изучить особенности рабочих процессов.

Читайте также
«Адаптация удаленных сотрудников»
Подробнее

Обустройте рабочие места

Неважно, где работает человек — в офисе или дома — его рабочее место должно быть комфортным. Доказано, что гигиенические факторы труда вроде температуры и освещения в помещении напрямую влияют на продуктивность. Например, высокая температура снижает ее у 71% сотрудников, а низкая — у 53%. И если на домашнюю обстановку сотрудника вы можете повлиять лишь незначительно (предоставить технику или выделить деньги на покупку удобного рабочего стола), то обустройство офиса в ваших руках.

Однако, прежде чем менять систему кондиционирования, необходимо выяснить, что именно не устраивает ваших сотрудников на рабочем месте. Удобнее всего это сделать с помощью метрик «Условия и оплата» и «Баланс» в опросе вовлеченности на онлайн-платформе Happy Job.

Метрики «Условия и оплата» и «Баланс» на платформе Happy Job

Результаты анонимного опроса покажут, что можно исправить или улучшить на рабочем месте, чтобы сотрудникам было комфортно там находиться. Это не только повысит удовлетворенность и вовлеченность персонала, но и его лояльность к работодателю. Кроме того, если люди видят, что их мнение учитывается при принятии решений, а в компании происходят реальные изменения, они будут более активно участвовать в подобных исследованиях.

Резюме

Гибридный формат работы предоставляет широкие возможности и сотрудникам, и руководителям. Он сочетает все плюсы офисной и удаленной работы, а также позволяет персоналу поддерживать work-life balance. При внедрении гибридного формата работодателю важно оценить специфику задач каждого подразделения, составить график, избегать постоянного контроля за теми, кто работает удаленно, и следить, чтобы никто из членов команды не чувствовал себя ущемленным.


Источники:

Work in Progress: How the Future of Work Depends on Us

Flexible Working and the Future of Work: Managing Employees Since COVID-19

Всё о развитии персонала
в нашем Telegram
Первыми узнавайте о важных мероприятиях, трендах и кейсах в HR-сфере
Подписаться
Поделиться
Алексей Клочков

Алексей Клочков — ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Job

Оглавление

Запустите опрос вовлечённости
68 работающих кейсовпо развитию вовлеченности

Читайте также

Абсентеизм персонала
Правила и нормы корпоративной этики
Методы управления персоналом
Stay-интервью — инструмент удержания персонала
Вовлеченность в промышленности. Кейс Группы «Илим»
10 показателей неэффективной коммуникации в удаленной команде
«Шесть шагов к вовлеченности». Кейс МКБ
Вовлеченность в жаркий сезон
Читать другие материалы
Протестируйте бесплатно
Количество респондентов в тестовой группе должно составлять не более 10% от общего числа сотрудников, но не менее 5 и не более 100 человек.

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru