Путь любой компании к процветанию лежит через взаимодействие с людьми – не только с клиентами, но и с рабочим коллективом. Поскольку руководители не всегда могут уделять время на общение с каждым членом команды, некоторые проблемы, возникающие в подразделениях компании, становятся неприятными сюрпризами. Удовлетворен ли персонал условиями работы, зарплатой, руководством, почему увеличилась текучесть – все это помогают узнать опросы.
О том, как правильно их проводить и как обрабатывать результаты мы расскажем в этой статье.
Зачем нужно проводить опросы
Опрос сотрудников – популярная практика работодателей, направленная на увеличение вовлеченности, повышение счастья, анализ лидерства. Это признак компании, которая заботится о своих сотрудниках, хочет быть конкурентной не только на рынке соискателей, но и создавать лучшие продукты в отрасли. Для этого нужно знать, что беспокоит людей, выслушивать их пожелания, внедрять идеи.
Кроме того, исследования обнажают проблемы в компании (выявление достоверных причин текучести, саботирования нововведений, несправедливость корпоративных стандартов) и делают коммуникацию более прозрачной. Внимание к перечисленным аспектам повлияет на отношения с клиентами, бренд работодателя, а также будет мотивировать людей работать более эффективно.
Как часто необходимо проводить опрос
Мы рекомендуем проводить исследования 1-2 раза в год. А очень крупным компаниям раз в 2 года. Такая периодичность объясняется временем, которое необходимо затратить на анализ и оцифровку результатов, а также на внедрение изменений и отслеживание их динамики. Кроме того, сотрудники, не очень любят опросы, еженедельный формат может их утомить, а формат 1-2 раза в год, не доставит особого дискомфорта. При такой периодичности компания может использовать расширенный список вопросов, чтобы получить больше данных.
Как создать опросник
Здесь есть два варианта: опросник создается силами HR-службы с помощью подручных средств или конструкторов, также можно задействовать специализированные онлайн-платформы. Рассмотрим каждый из способов более подробно.
Создание опросника в бесплатных сервисах и конструкторах
Представитель HR-службы самостоятельно придумывает вопросы или берет за основу готовый опросник (в свободном доступе есть много анкет для оценки вовлеченности). В качестве инструмента для сбора данных можно воспользоваться, например, Microsoft Forms, Google Forms, Excel.
Преимущество такого подхода в том, что стоимость исследования будет зависеть от стоимости времени сотрудников компании, которые отвечают за проведение опроса. Однако чаще всего экономия оказывается призрачной. Сколько на самом деле будет стоить опрос, собранный своими силами, мы рассказали в этой статье. Спойлер! Цена «удовольствия» — около 567 500 руб.
Другие минусы самостоятельного создания опросника:
-
Метод подойдет для простых исследований и компаний со штатом до 50 человек. Например, если нужно быстро собрать обратную связь по волнующим темам или провести голосование. Пример софта для точечных исследований — Опроскин. Это гибкий конструктор онлайн-опросов для рекрутинга (найм, экзит), онбординга и пульс-опросов по волнующим темам.
- Excel, Microsoft Forms или Google Forms не нацелены на масштабные HR-исследования и просто не выдержат более внушительного потока респондентов.
- Организация сложного исследования на конструкторе занимает тысячи часов и на несколько месяцев парализует работу HR-отдела. Поскольку у него не останется времени ни на что другое.
- Интерпретация результатов также полностью ложится на плечи HR. Нет доступа к бенчмаркам и непонятно, какие показатели считаются плохими для конкретной отрасли. Что делать после интерпретации, в какой последовательности? С чем следует работать в первую очередь, какие меры принять?
- Большинство готовых опросов не адаптированы под реалии современных компаний, могут содержать некорректную методологию. Например, одна и та же анкета может быть предложена всем — от руководителей в офисе до рабочих на производстве. Некоторые вопросы покажутся неуместными рабочим, в то время как офисный персонал сочтет их абсолютно нормальными. В итоге такая попытка говорить с разными видами целевой аудитории может оказаться провальной.
- Сотрудники не верят в анонимность таких исследований, поэтому они дают только социально ожидаемые ответы, не высказывают правдивое мнение, боятся что-либо критиковать. Некоторые могут вовсе отказаться проходить анкетирование, ведь служба безопасности запросто вычислит каждого недовольного, даже если ссылка на исследование будет общей для всех.
Больше о том, почему следует с осторожностью использовать конструкторы, мы рассказали здесь
Проведение опросов с помощью специализированных платформ
Для проведения серьезных исследований (например, чтобы выяснить причины текучести) в компаниях с численностью штата более 50 человек, лучше воспользоваться специализированными IT-решениями. Патентованная, апробировано-масштабированная методология, единая для всех компаний-участниц, правильная подача опроса сотрудникам, автоматизация — вот главные преимущества такого подхода.
Для примера рассмотрим IT-решения для корпоративных исследований Happy Job:
Happy Job — онлайн-платформа позволит оценить вовлеченность, удовлетворенность, лояльность, eNPS, а также другие ключевые HR-метрики. В нее уже встроены вопросы с вариантами ответов. В основе работы сервиса лежит наша запатентованная методика, которая доказала свою эффективность. Методика вобрала в себя лучшие практики из различных дисциплин — психологии, социологии, работы мозга и других. На ее создание и тестирование команда Happy Job потратила два года. Подробнее о научном обосновании методики читайте тут
Многоуровневая защита анонимности, механизмы анти-эксплойта отчетов станут гарантией психологического комфорта респондентов.
FeedbackX — онлайн-платформа анализирует уровень компетенций, а также навыки сотрудника через опрос руководителей и коллег по признанному во всем мире круговому методу «360 градусов». Платформа помогает автоматически ставить цели по личному развитию каждому сотруднику.
Преимущества использования специализированных платформ:
-
В продуктах Happy Job предусмотрены разнообразные форматы геймификации вопросов: с карточками, ползунком, звездный рейтинг и многое другое.
Эти образы, а также чередование форматов воздействуют на эмоции, снижают когнитивную нагрузку, поэтому сотрудники проходят анкетирование с удовольствием. Геймификация и современные UX-технологии обеспечивают максимальный интерес — до 97,5%.
- Готовая методология. Сервисы используют проверенную методику исследований — вовлеченности, удовлетворенности, лояльности, компетенций, навыков и т.д. Все вопросы доказали эффективность на больших выборках респондентов.
- PR-материалы. Платформы содержат набор инструментов для проведения полноценной PR-кампании опроса среди сотрудников. Люди точно захотят пройти исследование до конца.
- Моментальные отчеты с глубокой аналитикой. HR-служба и руководители получат простые отчеты, а также рекомендации с возможностью детального погружения и аналитики. В личных кабинетах будут сформированы комплексные управленческие решения, план действий с учетом активностей, а также уведомления о задачах и статусах.
Узнать мнение
сотрудников
Что важно учесть: 5 основных ошибок при анкетировании
Если для HR-специалиста польза анкетирования очевидна, то рядовых сотрудников эта процедура очень часто раздражает. Рассмотрим, какие ошибки приводят к тому, что сам факт опроса становится поводом для недовольства:
Вы не работаете с результатами
Лучше совсем не проводить опрос, чем провести и ничего не сделать с результатами. Сотрудники, рассказывая о своих проблемах, надеются, что их услышат. Важно обработать результаты, дать обратную связь, показать, что конкретно будет сделано для улучшения ситуации и почему. Пусть не все, о чем просят, будет реализовано. Но даже воплощая некоторые предложения, вы покажете, что руководству не все равно. Это здорово мотивирует, а мотивированные сотрудники более продуктивны.
Плохая PR-кампания перед опросом
Поскольку исследования могут спровоцировать негатив, сотрудников необходимо убедить в важности их мнений для развития компании. Амбассадорами мероприятия должны стать руководители. Именно они сумеют подобрать правильные слова и лучше всех замотивировать респондентов.
Мотивировать можно по-разному: в одном случае поможет вдохновляющая речь, в которой подробно разъясняются цели мероприятия и то, как голос каждого сотрудника поможет изменить компанию к лучшему, в другом — можно провести соревнование с вручением призов подразделениям с большим процентом ответивших.
Однотипные вопросы, некрасивая упаковка
Утомительные, однообразные, длинные анкеты — причина низкого эмоционального участия сотрудников. К концу опроса человек становится невнимательным, хочет быстрее закончить его, выбирает ответы наобум. Таким образом, данные, которые получает руководитель и HR-служба, могут быть не очень правдивыми.
Плохие формулировки
Компании часто хотят знать все и сразу. Но «сборная солянка» с разрозненными вопросами от руководителей различных подразделений в этом вряд ли поможет. Формулировки вопросов и варианты ответов должны быть четкими, а также иметь однозначное толкование. Избегайте сложных терминов, смысл которых непонятен с первого прочтения.
Вопросы в онлайн-платформе Happy Job имеют выверенные формулировки, каждое слово и словоформа были протестированы на фокус-группах множество раз. Респонденты на 100% понимают суть вопроса. Это помогает добиться максимально честных ответов сотрудников.
Отсутствие анонимности
Про анонимность мы говорили выше и повторим. Ведь она крайне важна. Анонимные опросы более эффективны. Так повышается вероятность получить честные, а не социально желательные ответы от сотрудников. Люди не должны бояться, что их «вычислят по почерку». Использование онлайн-платформ выступает лучшим гарантом анонимности.
Регулярное проведение опросов поможет улучшить атмосферу в коллективе, повысит корпоративную культуру, что, в конечном счете, приведет к повышению среднего уровня удовлетворенности, а также росту производительности труда.