Внутренний бенчмаркинг

Внутренний бенчмаркинг

Внутренний бенчмаркинг — мощный инструмент для улучшения бизнес-процессов. Он позволяет сравнивать производительность, вовлеченность, удовлетворенность и лояльность подразделений в компании, выявлять проблемные зоны и находить способы оптимизации работы. В результате можно повысить эффективность использования ресурсов, сократить издержки и улучшить отношения с сотрудниками.

Подробнее о том, как это сделать, рассказываем в статье.

Для чего проводят внутренний бенчмаркинг

Эталонное тестирование проводят для измерения производительности и эффективности отделов, команд и специалистов. Цель — определить собственные лучшие практики и методы выполнения типовых задач. Бенчмаркинг также помогает выявить индивидуальные достижения и потенциал сотрудников, что может быть полезно при принятии решений о повышении или переводе на другую должность.

Еще одна очень важная задача внутреннего бенчмаркинга — анализ метрик вовлеченности, лояльности и удовлетворенности для диагностики условий труда, отношения людей к своей деятельности и компании, а также для оценки работы HR-специалистов.

Как проводят внутренний бенчмаркинг
Бенчмаркинг что это
Как проводят внутренний бенчмаркинг

Это наименее затратный вид исследования как в плане финансовых, так и временных ресурсов. Благодаря своей простоте, он считается одним из наиболее эффективных методов повышения производительности.

Исходя из этого выделяют следующие цели внутреннего бенчмаркинга:

  1. Оптимизация бизнес-процессов в компании.
  2. Повышение эффективности отделов, команд и специалистов.
  3. Выявление лучших практик и использование их в других отделах.
  4. Улучшение качества продукции или услуг.
  5. Повышение конкурентоспособности компании.
  6. Выявление индивидуальных достижений и потенциала сотрудников.
  7. Определение проблемных зон и устранение недостатков.
  8. Повышение удовлетворенности, лояльности и вовлеченности персонала.
Внутренний бенчмаркинг
Когда ты сам себе конкурент, но всегда побеждаешь

В задачи внутреннего бенчмаркинга входит:

  1. Сбор и анализ данных о производительности и эффективности отделов, команд и сотрудников.
  2. Сравнение результатов подразделений, сопоставление показателей за прошлые периоды.
  3. Создание стратегий по оптимизации процессов и повышению эффективности.
  4. Определение проблемных зон, разработка мер для их устранения.
  5. Оценка индивидуальной производительности, а также потенциала специалистов.
  6. Предоставление рекомендаций по улучшению качества продукции или услуг.
  7. Оценка удовлетворенности, лояльности и вовлеченности команды по ключевым метрикам, сравнение рабочих условий в разных подразделениях.
  8. Предоставление рекомендаций по улучшению рабочей среды в компании.

Инструменты для проведения внутреннего бенчмаркинга

Для проведения исследования можно использовать несколько инструментов. Рассказываем о них подробнее.

Система управления проектами (Project Management System)

Позволяет отслеживать прогресс и результаты работы команды, а также сравнивать их с другими командами в компании. Подойдет для выявления лучших практик и определения возможностей для роста.

CRM-система (Customer Relationship Management)

Помогает анализировать взаимодействие с клиентами, оценивать эффективность отдела продаж и обслуживания. Используется для определения лучших методов работы с клиентами.

Опросы персонала

Опросы персонала — проверенный способ получить обратную связь от членов команды, а также определить, какие методы управления, применяемые в организации, наиболее эффективны и масштабировать их. Анкетирование позволяет узнать, какими именно аспектами рабочей среды недовольны люди.

Можно использовать структурированный опросник или проводить интервью с каждым членом команды. Однако последний метод больше подойдет для небольших компаний, где каждый на виду. С более крупным штатом лучше справится специализированное ПО, которое будет автоматически анализировать результаты исследования и формировать глубокие, подробные отчеты. Пример такого ПО — онлайн-платформа для корпоративных опросов Happy Job.

Бенчмаркинг на платформе Happy Job
Бенчмаркинг на платформе Happy Job

Основной контур опросов для офисного персонала включает 58 вопросов, согласно патентованной методике Happy Job:

  • 50 вопросов на вовлеченность и удовлетворенность (сюда входят условия труда и другие гигиенические факторы, уровень зарплаты, отношения в коллективе и с руководителем, качество обратной связи и т. д.);
  • 6 вопросов на лояльность, eNPS и mNPS;
  • 1 вопрос с полем для комментария в свободной форме и 1 на факторы влияния.

Для сотрудников, работающих вне офиса, предусмотрены укороченные анкеты из 31 вопроса с определенными отраслевыми настройками.

По результатам опроса вы увидите, например, какой отдел в компании больше удовлетворен заработной платой, условиями труда, руководством и другими параметрами. Руководители замотивированы внедрять изменения, когда видят сравнение показателей своих подразделений с другими командами и с компанией в целом.

Также одна из главных отличительных черт Happy Job — наличие не только внутренних, но и внешних бенчмарков (у нас самая крупная база на рынке, более 1000 компаний из 45 отраслей). Вы можете выводить сравнение за пределы компании и отделов и изучать ситуацию в отрасли, сопоставляя свои показатели с конкурентами.

Изучение результатов других компаний позволяет понять, на каком этапе развития находится их и ваша корпоративная культура, и планировать ее улучшение.

ERP-система (Enterprise Resource Planning)

Предоставляет информацию о финансовых результатах различных подразделений, что позволяет проводить точный анализ эффективности каждого из них. Лучшие кейсы и практики в дальнейшем используются для масштабирования.

Оценка 360 градусов

Методика, которая используется для получения информации о профессиональных качествах сотрудника от его ближайшего рабочего окружения: коллег, руководителей или даже клиентов. Оценка 360 помогает объективно проанализировать компетенции конкретных специалистов и составить индивидуальные планы их развития.

Выбор конкретного инструмента зависит от целей и специфики деятельности компании.

Принципы использования внутреннего бенчмаркинга

Есть несколько принципов, которые влияют на качество сравнительного анализа и результат внедрения изменений:

  1. Оценка должна быть объективной, базироваться на фактах и данных, а не на личных предпочтениях или догадках.
  2. Проведение сравнения должно быть систематическим, а изменения регулярно отслеживаться.
  3. Члены команды должны быть вовлечены в процесс, а также понимать цель и смысл используемых решений.
  4. Сравнивать между собой нужно не любые процессы и факторы, а только схожие. Например, сравниваемые подразделения должны иметь одинаковую структуру и функциональные обязанности. В противном случае результаты могут быть неточными или несопоставимыми.
Функциональные бенчмарки Happy Job
Читайте также
Функциональные бенчмарки Happy Job
Подробнее

Этапы проведения внутреннего бенчмаркинга

В целом, каждая компания сама определяет для себя количество этапов. Но есть оптимальный, на наш взгляд, алгоритм проведения сравнения:

Итак, чтобы добиться хорошего результата, необходимо последовательно пройти каждый из перечисленных этапов проведения бенчмаркинга:

  1. Определение целей и задач. Определите, какие процессы или функции требуют анализа, какие показатели будут использоваться для оценки эффективности.
  2. Выбор объектов для сравнения. Выберите отделы, проекты, которые имеют схожие процессы или функции (если сравниваете сотрудников).
  3. Сбор данных. Соберите информацию по выбранным объектам, используя различные методы, такие как опросы, интервью, специализированное ПО и т. д.
  4. Анализ данных. Проанализируйте полученные данные и выявить лучшие практики, которые можно применять на уровне всей компании.
  5. Разработка плана действий. Составьте конкретный план действий (с ответственными и сроками) для внедрения лучших практик в организацию.
  6. Внедрение изменений. Внедрите практики и оцените результаты, сравнивая их с начальными показателями.
Внутренний бенчмаркинг
На старт! Внимание! Бенчмаркинг!

Ошибки во внутреннем бенчмаркинге

Теперь перейдем к ошибкам, которые сведут на нет всю пользу от сравнения:

  1. Неправильный выбор метрик и показателей для измерения производительности может привести к недостоверным результатам и некорректному выделению лучших и худших.
  2. Игнорирование контекста и особенностей деятельности отдела или команды влечет за собой неправильную оценку производительности, поскольку не учтены важные факторы, влияющие на бизнес-процессы.
  3. Недостаточное вовлечение сотрудников в исследование вызывает недоверие к результатам, а также саботаж нововведений. Поэтому необходимо предварительно объяснять людям цели мероприятия.
  4. Игнорирование результатов опроса удовлетворенности, лояльности и вовлеченности. Если после его проведения вы не внедряете улучшения, это может вызвать недовольство и приведет к потере доверия со стороны сотрудников.

Резюме

Внутренний бенчмаркинг — это отличный способ повысить эффективность компании и улучшить качество ее услуг или товаров. Одновременно с этим он может стать инструментом для создания конкретной стратегии развития, которая будет основана на лучших практиках и оптимизированных бизнес-процессах.

Если вы хотите вывести компанию на новый уровень и получить конкурентное преимущество в борьбе за лучшие кадры на рынке, то внутренний бенчмаркинг — как раз тот метод, который вам поможет.

Все о развитии персонала
в нашем Telegram
Первыми узнавайте о важных мероприятиях, трендах и кейсах в HR-сфере
Подписаться
наш телеграм наш telegram
Поделиться
Алексей Клочков

Алексей Клочков — ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Job

Оглавление

Читайте также

Well-being сотрудников: гид по программам благополучия
Вовлеченность, лояльность и Happy Index
Самые эффективные и полезные техники тайм-менеджмента
План работ 2.0: Весеннее обновление платформы Happy Job
Текучесть кадров: во сколько она обходится вашему бизнесу
Провайдер оценки вовлеченности: от старого к новому!
Как стать самым привлекательным работодателем
Зачем нужны программы корпоративного спорта
Лояльность руководителю и лояльность компании — как и зачем оценивать
Лояльность и eNPS: как правильно составить анкету для опроса
Поздравление от Happy Job
На бумаге или онлайн — как провести опрос, чтобы получить достоверные результаты
Протестируйте бесплатно
  • полный набор возможностей платформы
  • бенчмарки по вашей отрасли
  • консалтинговая поддержка
  • встреча по итогам тестирования

Заголовок по умолчанию

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru