Функциональный бенчмаркинг — это сравнение показателей подразделений одной компании с результатами схожих по функциям подразделений в конкурентных компаниях. Он способствует развитию культуры постоянного совершенствования, побуждая компании искать новые способы оптимизации внутренних процессов, чтобы в результате стать более привлекательными работодателями. О возможностях бенчмаркинга по функциям и его проведении рассказываем в статье.
Функциональные бенчмарки и их возможности
Раньше в индустрии HR-опросов можно было сравнивать свои результаты по вовлеченности, лояльности и eNPS только с компаниями-лидерами отрасли. На выходе руководители получали усредненные значения по организации. Опасность таких данных в том, что если компания в целом показывает, например, высокие результаты по уровню зарплат в своей отрасли, то в конкретном подразделении эта метрика может проседать. Такая ситуация провоцирует высокую текучесть и другие проблемы, требующие оперативного вмешательства.
Пример:
Подразделение R&D (Research and Development — исследования и разработки) сосредоточено на инновациях и развитии, а логистика — на следовании стандартам. Это означает, что у каждого из них будут разные аспекты вовлеченности: первому потребуются развитый проектный менеджмент, наставничество и поддержка руководителей, а второму — акцент на процессах, а не проектах, понимание целей и задач.
Таким образом, бенчмарки по функциям помогают:
- ставить реалистичные бизнес-цели;
- принимать правильные управленческие решения;
- обоснованно распределять ресурсы для улучшения показателей подразделений;
- выбрать правильный путь в развитии вовлеченности и лояльности персонала.
Узнать мнение
сотрудников
Как работает функциональный бенчмаркинг на платформе Happy Job
В разных компаниях подразделения, выполняющих схожие функции, могут называться по-разному, например, «отдел маркетинга», «департамент PR», «отдел внутренних коммуникаций» и т.п. Платформа Happy Job с помощью семантического анализа сопоставляет названия функций в разных компаниях, выделяя общие паттерны. Основой для анализа служат результаты опросов более 800 компаний по 32 отраслям.
В итоге получается унифицированная база из 12 наименований бизнес-функций:
- Безопасность
- Юристы
- Маркетинг
- R&D
- Закупка/снабжение
- HR
- Продажи
- Финансы и Учет
- Администрация
- Сервис
- IT
- Логистика
Иными словами, не имеет значения как называется конкретный отдел в вашей компании и у конкурентов, вы в любом случае получите 100% релевантные данные.
В личном кабинете руководитель может указать отрасль, выбрать одну из 57 метрик, сравнить ее с результатами любой из 12 функций и увидеть, над какими метриками вовлеченности и лояльности необходимо работать. При выборе отрасли платформа покажет, какие компании участвуют в бенчмарке.
На платформе Happy Job также есть возможность создать кастомный бенчмарк. Для этого нужно выбрать не менее 7 компаний из своей или смежной отрасли и сравнить показатели.
Подробнее о механике бенчмаркинга по функциям в Happy Job рассказывает основатель компании Алексей Клочков:
Виды бенчмарк-отчетов Happy Job
Тепловая карта
Для быстрого поиска проблемных подразделений, отслеживания тенденций и прогресса удобно использовать тепловую карту. Результаты отображаются в баллах и процентах.
Количественный бенчмаркинг
В Happy Job есть нормативные шкалы, которые опираются на эмпирический опыт компаний. С их помощью руководитель понимает, какой показатель eNPS хороший, а какой нет, а также может дополнительно сравнить функции, чтобы принимать более правильные управленческие решения.
Качественный бенчмаркинг
Помимо количественных сравнений, Happy Job предлагает качественный метод распределения групп по бенчмарку.
Любой индекс складывается из объединения групп высокововлеченных и слабововлеченных сотрудников. Минус общего индекса — отсутствие распределения групп. Например, в одной компании 10% высоколояльных сотрудников и 60% слаболояльных. Общий показатель будет 70%. В другой компании наоборот — 60% высоколояльных и 10% слаболояльных. При равном общем показателе качество лояльности будет совершенно разным.
Как функциональные бенчмарки Happy Job помогают удерживать сотрудников
Функциональные бенчмарки — незаменимый инструмент при работе над удержанием талантов. С его помощью можно выяснить, почему в одних подразделениях сотрудники работают годами, а в других увольняются через пару месяцев.
Чтобы узнать индивидуальные потребности каждого отдела и разработать стратегию улучшения, нужно сделать следующее:
- Выберите параметры (вовлеченность, лояльность, удовлетворенность), которые вы хотите измерить и сравнить между подразделениями.
- Проведите анонимный онлайн-опрос на платформе Happy Job. Выявите подразделения с самыми высокими и низкими показателями.
- Изучите лучшие практики: поговорите с руководителями лидирующих подразделений и выясните, что именно отличает их от отстающих (стиль менеджмента, культура и т.д.). Определите, какие их методы и подходы можно применять в других функциях.
- Разработайте стратегию и конкретные действия для улучшения и транслируйте их на остальные подразделения.
Объединение результатов бенчмаркинга с планами улучшений поможет более точно распределять бюджеты, оптимизировать процессы и повысить общий уровень вовлеченности всех сотрудников.
Резюме
Функциональные бенчмарки дают возможность сравнивать показатели подразделений одной компании с аналогичными функциями в других организациях. Цель сравнения — определить проблемные зоны в каждом подразделении, чтобы внедрить лучшие практики для повышения вовлеченности и производительности сотрудников. Платформа Happy Job имеет крупнейшую базу бенчмарков в России и СНГ, которая постоянно обновляется, — это позволяет руководителям и HR получать самые свежие и релевантные данные.