Иногда успех не приносит радости. Вместо этого внутренний голос предательски нашептывает человеку, что все достигнутое – удачное стечение обстоятельств. Это кто-то другой достоин признания и наград. Вот-вот обман раскроется, и тогда все увидят, что на самом деле, никакой человек не герой и вообще ничего из себя не представляет как специалист. Психологи называют этот феномен синдромом самозванца. По разным исследованиям, около 70 % людей хоть раз с ним сталкивались.
В статье расскажем все, что об этом нужно знать HR-специалисту и руководителю.
Что такое синдром самозванца
Синдром самозванца – это психологическое состояние, которое характеризуется чувством неуверенности в своих способностях, несмотря на достижения и успехи. Люди, страдающие от этого синдрома, часто считают, что их успехи – случайность, а не результат их усилий и таланта. Они боятся, что рано или поздно «ложь» раскроется и все увидят их «настоящую» некомпетентность.
Впервые об этой проблеме заговорили в 1978 году психотерапевты Полин Клэнс и Сюзан Аймс, они же дали феномену название.
Синдром самозванца может разрушить карьеру, потому что сотрудники, страдающие от него, начинают избегать амбициозных задач и вызовов, боясь провала. Они не просят помощи, пропускают мимо ушей похвалу, прокрастинируют. Все это тормозит продвижение по карьерной лестнице. Кроме того, такие люди постоянно испытывают стресс, который может перерасти в выгорание или даже вызвать нервный срыв.
Феномен самозванца бьет по самооценке. Человек вступает в бесконечную и выматывающую гонку за успехом, пытаясь избавиться от страха разоблачения, однако новые достижения тут же обесцениваются.
Причины появления синдрома самозванца
Возможно парадоксально, но синдром самозванца чаще проявляется у успешных людей из интеллектуальных и творческих профессий. Такая проблема может возникнуть по следующим причинам:
- Сравнение себя с другими людьми, которые могут иметь более высокий уровень образования, опыта или достижений, что вызывает чувство неполноценности и неуверенности в себе;
- Негативный опыт прошлого, такой как неудачи в учебе или работе, которые могут привести к низкой самооценке и чувству неполноценности;
- Стремление быть хорошим и постоянно получать одобрение, из-за того, что в детстве человека очень сильно хвалили, говоря, что с его способностями он может достичь грандиозного успеха. Отсюда вырастает перфекционизм и неудовлетворенность текущими достижениями;
- Наличие талантливого брата или сестры, с которыми человека постоянно сравнивали в детстве. Повзрослев, человек все еще пытается доказать, что он тоже чего-то стоит;
- Собственные высокие стандарты и ожидания. Люди, которые ставят перед собой очень высокие цели, часто не могут оценить свои достижения и считают, что они недостаточно хороши.
Ситуация обостряется при следующих обстоятельствах:
- сотрудник сталкивается с новыми задачами или проектами, которые требуют от него высокого уровня компетенции и ответственности;
- человек переходит на новую должность или в новую профессиональную область, где он не имеет достаточного опыта и знаний;
- специалист получает похвалу или признание за свои достижения, но не может принять их как заслуженные;
- сотрудник сравнивает себя с другими работниками, которые, по его мнению, более успешны и компетентны;
- человек испытывает стресс и тревогу, связанные с ожиданиями окружающих и собственными;
- руководитель специально принижает профессиональные качества подчиненного для того, чтобы им было проще манипулировать.
Типы самозванцев
Исследовательница и эксперт по «самозванцам» Валери Янг предложила следующую типологию людей, страдающих от этого синдрома.
Перфекционист — стремится к идеалу во всем, но никак не может его достичь, ведь любую задачу можно сделать еще лучше. Если перфекционист достигает успеха, то не верит в него, каким бы значительным он ни был. Например, выполнив план продаж на 99%, перфекционист изводит себя из-за пресловутого 1%.
Эксперт — уверен, что много не знает, постоянно проходит курсы и собирает дипломы, сертификаты, награды. Он может учиться даже тому, что в данный момент не требуется знать. Боится выглядеть глупо и задавать вопросы. Никогда не возьмет в работу задачу, если сомневается, что сможет ее выполнить.
Солист — все делает самостоятельно, боясь обращаться за помощью к команде. Ведь тогда его ложь будет раскрыта. Все узнают, что сам он сделать ничего не способен.
Супергерой — берет рекордное количество задач и стремится все успеть, чтобы доказать свой уровень экспертности. Параллельно он пытается быть «самым-самым» во всех сферах жизни. Если у него что-то не получается, испытывает сильный стресс.
Природный гений — с детства ему все давалось легко. Он привык к такому положению вещей, поэтому считает свои успехи несущественными и незаслуженными. А если еще какой-то проект требует чуть больше усилий, гений еще больше обесценивает себя. Он уверен, что трудности — признак некомпетентности.
Симптомы и признаки синдрома самозванца
Специалист, который страдает от синдрома самозванца:
- постоянно сравнивает себя с другими сотрудникам, чувствуя и демонстрируя, что они лучше;
- часто использует слова «надо», «должен», «обязан» в отношении работы;
- чрезмерно стремится к улучшению навыков и знаний, даже если это не требуется для выполнения текущей работы, коллекционирует сертификаты с курсов;
- чувствует, что успех пришел случайно, а сам человек для этого ничего не сделал;
- отказывается от проектов, которые могут потребовать новых навыков или рисков;
- ощущает, что в любой момент кто-то может понять, что сотрудник не так компетентен, как кажется;
- чрезмерная самокритичен, не умеет принимать комплименты и похвалу;
- частое переживает, постоянно анализирует свои действия и решения;
- страдает от перфекционизма и стремится сделать все идеально;
- не способен принимать помощь и советы от других людей;
- постоянно перерабатывает, с готовностью взваливает на себя не только свои, но и чужие задачи.
Чем грозит синдром самозванца бизнесу
На первый взгляд кажется, что компаниям выгодно нанимать «самозванцев». Они будут делать больше, чем от них ожидают, чтобы доказать свою полезность. Их даже не обязательно мотивировать высокой зарплатой или бонусами. Достаточно подпитывать их низкую самооценку фразами типа: «Можно было сделать и лучше!».
Однако, на практике это может привести к негативным последствиям. Страдающие от перфекционизма и самобичевания сотрудники не могут быть по-настоящему продуктивны. Кроме того, они постоянно находятся в состоянии тревоги, стресса и выгорания. В результате из-за отсутствия базовой поддержки от руководства, компания может лишиться по-настоящему блестящих специалистов. А обучать новых сотрудников гораздо дороже, чем сохранять текущих.
Поэтому руководству следует помнить, что мотивация сотрудников не должна основываться исключительно на их низкой самооценке. Важно обеспечивать людей развивающей обратной связью, наставничеством и достаточной поддержкой, чтобы они могли развиваться и достигать лучших результатов. Создание здоровой и продуктивной среды, где каждый голос важен, будет максимально способствовать росту всех сотрудников и компании.
Как помочь сотруднику побороть синдром самозванца
Помочь работнику избавиться от ярких проявлений «синдрома самозванца» можно несколькими путями.
Обратная связь
Обратная связь от руководителя в рамках регулярных встреч one-to-one может быть полезным инструментом для помощи сотруднику в борьбе с синдромом самозванца. Главное, чтобы она была развивающей и поддерживающей. Так у человека постепенно сформируется адекватное представление о самом себе. Вот несколько советов, как правильно использовать этот инструмент:
- Сотрудникам с синдромом самозванца может не хватать уверенности в своих способностях. Поэтому начинайте обратную связь с признания достижений и успехов;
- Дайте человеку понять, что идеала достичь невозможно. Нельзя все успевать и быть успешным во всех сферах жизни, важнее — результат. Попробуйте объяснить, что маленькие ошибки не являются катастрофическими, а наоборот, могут помочь улучшить качество работы. В целом, ошибки и неудачи — это нормальная часть жизни;
- Сделайте акцент на том, что обращение за помощью — не признак слабости, а наоборот, показывает готовность учиться и развиваться
- Указывайте на конкретные сильные стороны и достижения сотрудника, а также на области, в которых он может совершенствоваться. Это поможет ему понимать, что он действительно хорош в чем-то, но есть еще место для роста;
- Позвольте человеку высказаться о своих мыслях и ощущениях, слушайте его. Это поможет работнику понять, что его мнение важно для вас;
- Предоставьте возможности для обучения и развития, чтобы человек мог расширять свои знания и совершенствовать навыки;
- Помогите установить реалистичные цели и планы действий для их достижения;
- Не сравнивайте его с другими сотрудниками и не оценивайте его только по результатам, ведь каждый человек имеет свой уникальный путь и способности.
Опросы персонала
Опросы персонала на платформе для корпоративных исследований Happy Job содержат вопросы по всем значимым компонентам рабочей среды: признание заслуг, компетентность руководителя, оснащенность рабочего места всем необходимым и т.д.
Примеры вопросов по качеству обратной связи и уровню стресса
Особого внимания при работе с синдромом самозванца заслуживают метрики «Обратная связь» и «Баланс». Первая показывает, достаточно ли людям фидбэка от руководителя, качественный ли они. Вторая выявляет уровень стресса, вызванного различными аспектами. Например, если человек, постоянно перерабатывает, возможно, у него скрытый синдром самозванца.
Также важно обращать внимание на комментарии самих сотрудников. В них содержатся ценные предложения по улучшению рабочих процессов.
После завершения тестирования платформа выдаст общий перечень приоритетных проблем.
На основе результатов необходимо разработать план действий по улучшению ситуации. Например, если большинство сотрудников не уверены в своих знаниях и способностях, можно организовать дополнительное обучение или тренинги. Если же выявлены проблемы в отношениях с коллегами, можно провести командные мероприятия или тренинги по развитию коммуникативных навыков.
Важно, обеспечить анонимность результатов, чтобы люди чувствовали себя свободно и могли высказываться и не опасались негативных последствий. Мы позаботились об этом, разрабатывая Happy Job. Еще одна важная фишка платформы — наличие геймификации. Это всевозможные шкалы, звездный рейтинг, прогресс-бар, анимация и кастомизация персонажей под отрасль и тип компании. Геймификация использует мотивационные свойства игры и обращается к потребности человека побеждать, делиться успехами, общаться. Она позволяет заинтересовать респондентов и превращает опрос в увлекательное занятие.
Узнать мнение
сотрудников
Помощь психолога
Чтобы помочь человеку справиться с синдромом самозванца можно предложить ему сессии с психологом за счет компании. Специалист выяснит, когда и при каких условиях появился синдром, что его спровоцировало и как его побороть.
Резюме
Преодоление синдрома самозванца займет время и потребует усилий как от сотрудника, так и от руководства. Однако нет ничего невозможного. Доносите до работников, что каждый из них имеет уникальные способности. Создавайте культуру признания достижений. Будьте готовы поддержать людей. Тогда вы получите счастливых и продуктивных сотрудников.