Вы уже потратили:
0 руб.

Внедрение системы обучения персонала

Happy Job
03 февраля, 2020

Люди — основа любой организации. Развитие сотрудников помогает компаниям отвечать новым вызовам рынка, применять последние технологии, увеличивать производительность бизнеса.

Качественные образовательные программы по также повышают лояльность коллектива. Вместе с обучением сотрудники получают возможность продвинуться по службе, начать больше зарабатывать — а все это несомненные причины остаться с текущим работодателем.

Этапы построения системы обучения

Процесс построения системы обучения состоит из следующих этапов:

  • Определение целей и задач
  • Выявление потребности
  • Выбор формата обучения
  • Составление программы
  • Организация обучения
  • Оценка результатов

Шаг 1: Определите цели и задачи

Учеба должна быть направлена на решение бизнес-задач организации, поэтому нужно начать с формулировки целей компании. Например, это может быть рост уровня лояльности персонала, увеличение объема продаж или создание кадрового резерва.

Шаг 2: Выявите потребность

Выясните, каких навыков не хватает вашим коллегам — так вы сможете выбрать содержание тренингов. Выявить потребность можно, например, с помощью опроса среди персонала или руководителей отделений.

Если для большей эффективности нужны новые технологии на производстве — курсы должны быть направлены на их освоение. Если организации нужны лидеры, готовые брать на себя ответственность за команды — организуйте семинары по развитию личных качеств.

Шаг 3: Выберите формат обучения

Есть много вариантов форматов обучения:

  • Лекции
  • Семинары
  • Отраслевые конференции
  • Бизнес-симуляции
  • Тренинги

Выбор метода зависит от специфики предмета и уровня подготовки коллег.

Учеба может быть неформальной: например, зарубежные компании проводят встречи Lunch and Learn — образование за обеденным перерывом. Лекторами становятся сами сотрудники организации. Такая традиция помогает коллегам из разных отделов познакомиться и работать сплоченнее.

Встречи за обедом также расширяют кругозор: например, в ИТ-компаниях разработчики могут рассказывать менеджерам по продажам о технических характеристиках продукта, а менеджеры — о клиентских запросах. В результате коллеги из разных отделов получают полное представление о работе компании и учатся разговаривать на одном языке друг с другом.

Шаг 4: Составьте программу

Проработанная программа — ключевая часть образовательных инициатив. Следите за тем, чтобы тренинги отвечали запросу сотрудников и трендам индустрии.

 

Работники хотят учиться: 98% респондентов опроса Learning in the Workplace Survey признались, что возможность для обучения важна для их профессионального развития. Но три четверти участников отметили, что тренинги от работодателя не стоят времени, потраченного на них.

 

Шаг 5: Организуйте обучение

Обучение может проходить в офисе или сторонних учебных центрах. В обоих случаях есть свои плюсы и минусы. В офисе легко отслеживать посещаемость и настрой сотрудников, однако придется выделять отдельное помещение. Если обучение проходит на сторонней площадке — вопрос с помещением отпадает, но сложнее контролировать качество материала. Кроме того, работникам придется после работы ездить на учебу, а это не всегда удобно.

Благодаря развитию технологий набирают популярность онлайн-курсы. Вы можете организовывать продолжительные дистанционные программы или приглашать лекторов выступать в формате вебинаров.

Шаг 6: Оцените результаты

Оценить мгновенный эффект обучения помогут тесты или экзамены, которые подтвердят квалификацию специалиста. Долгосрочные результаты выражаются в росте производительности сотрудников. Этот показатель будет отличаться в зависимости от специализации коллег.

Обратная связь и коммуникации

На протяжении всего процесса обучения необходимо общаться с сотрудниками с помощью рассылок, социальных сетей или через корпоративные мессенджеры. Это поможет заинтересовать персонал и увеличить посещаемость образовательных инициатив.

  • Информируйте о возможностях для развития.
  • Сообщайте об изменениях в расписании занятий.
  • Напоминайте об образовательных событиях.
  • Собирайте обратную связь — она покажет, соответствуют ли тренинги ожиданиям коллег.

Обратная связь — ключ к плодотворному обучению

Подготовка на этапе онбординга

Начинайте обучать сотрудников еще на этапе онбординга. Подходящий тренинг поможет им быстро освоиться в новой роли и приступить к выполнению своих обязанностей, а также комфортно чувствовать себя в непривычной обстановке. Обучение персонала во время первых дней на работе также минимизирует риск ухода новичков, что позволяет сэкономить на процессах подбора персонала.

Мотивация

Главный  мотив к учебе у персонала — внутренняя потребность к развитию. Нематериальные факторы вроде признания руководителя или желания встать на следующую ступень карьерной лестницы также играют роль.

 

Согласно исследованию hh.ru, только 14% работников хотят учиться из-за материальных перспектив. Для большинства решающее знание имеет собственная потребность осваивать новые навыки.

 

Если в компании нет сложившейся культуры обучения, у коллектива может сразу не возникнуть активного желания приобщиться к образовательным активностям. Вот как можно заинтересовать подчиненных:

  • Убедитесь, что курсы или тренинги учат решать рабочие проблемы здесь и сейчас. Материал должен быть интересным и применимым на практике.
  • Введите элемент соревнования. Пускай лучший выпускник получит поощрение от руководителя или символический приз.
  • Используйте новые технологии, если это уместно. Виртуальная реальность или чат-боты сделают инициативу интереснее.

Делайте программу максимально полезной, чтобы увлечь сотрудников

Дополнитель­ные возможности

Обучение не должно ограничиваться классной комнатой. Что еще можно сделать, чтобы дать персоналу возможность для развития:

  • Корпоративная библиотека . Заведите офисную книжную полку с полезной литературой или оформите доступ к электронным библиотекам с профессиональной литературой.
  • Участие в профессиональных сообществах. Некоторые специалисты могут вступать в профессиональные сообщества. Такое членство откроет возможности для нетворкинга и обмена опытом.
  • Написание статей в профильные СМИ. Поощряйте желание коллег писать статьи и делиться опытом с сообществом. Для специалиста это отличный способ показать свою экспертность, а для компании — возможность для публичности и формирования имиджа.
  • Выступления на конференциях. Отправляйте сотрудников выступать на деловых конференциях — конечно, если они сами этого хотят. Так они смогут углубиться в интересную для них тему и отточить навык публичных выступлений. Опять же, о компании узнают новые люди — возможно, даже потенциальные партнеры или соискатели.   

Заключение

Квалифицированный коллектив — залог финансового успеха организации. Обученный персонал лучше справляется со своими обязанностями, мотивирован к росту и лоялен по отношению к работодателю . Поэтому важно разрабатывать систему по обучению персонала, которая будет отвечать потребностям самих сотрудников и вызовам рынка.

Источники:

Учеба не из-под палки: как мотивировать сотрудников к обучению

How to Build a Successful Corporate Learning Culture

Панова Д. С. Разработка системы обучения и развития персонала // Молодой ученый. — 2019. — №1. — С. 90-92.

 

Об авторе
Алексей Клочков, ведущий эксперт HR и управленческого консалтинга России
Happy Job
Алексей Клочков, ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Inc.

Вам может понравиться

Согласно исследованиям доверительные отношения в команде могут повысить вовлечённость персонала на 76%. Поговорим о том, как доверие отражается на работе подразделения и каким образом руководителю добиться его от подчинённых.
Из нашего нового видео можно узнать о плюсах для компании высокой вовлечённости персонала.
Коронавирус стремительно меняет наши жизни. Почему в это неспокойное время нужно сохранять старые привычки и продолжать собирать обратную связь от персонала — рассказываем в нашей статье.
Читать другие материалы >

Вебинары и видео

Отзывы клиентов

  • Катарина Карасева

    Старший менеджер по развитию бренда работодателя и внутренним коммуникациям OBI Россия

    Ирина Бебешина

    Бизнес-партнер по управлению персоналом Департамента ИТ

  • Дмитрий Попов

    руководитель направления внутренних коммуникаций, АльфаСтрахование

    Анаит Говорина

    директор департамента по работе с персоналом, ЛК "Европлан"

  • Полина Лаптева

    руководитель отдела внутренних коммуникаций, Skyeng

    Алексей Алексапольский

    Руководитель проекта по развитию персонала

Алексей Клочков, основатель Happy Inc

Протестируйте бесплатно!

Получите полный доступ.

  1. Заполните форму заявки, и с вами свяжется консультант, чтобы обсудить старт исследования.
  2. Всё, что нужно предоставить — это список email-адресов сотрудников.
  3. Вы сможете оценить все возможности платформы и подготовиться к полноценному использованию.

Количество респондентов в тестовой группе должно составлять не более 10% от общего числа сотрудников, но не менее 5 и не более 50 человек.

Нажимая на кнопку «Запросить демо», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Политика конфиденциальности