Вы уже потратили:
0 руб.

Чайка-менеджмент в компании: что это и как с ним бороться

Чайка-менеджмент в компании: что это и как с ним бороться

Чайка-менеджмент — это стиль взаимодействия с сотрудниками, при котором руководитель неожиданно появляется, вызывая много шума, а затем также неожиданно «улетает», оставляя после себя хаос, с которым приходится разбираться подчиненным.

В статье рассказываем, чем опасен такой стиль управления и как с ним бороться.

Как появился термин и чем опасны чайки

Чайка-менеджмент (от англ. Seagull management) получил известность в 1985 году благодаря шутке в книге Кеннет Бланшар, Патриции и Дреа Зигарми «Лидерство и одноминутный менеджмент»: «Менеджеры-чайки прилетают, создают много шума, гадят на всех и улетают». Описание было настолько ярким и точным, что превратилось в профессиональный термин.

Такой тип управления опасен для компании по нескольким причинам:

  • падение мотивации;
  • эмоциональное выгорание;
  • рост текучести кадров (уходят лучшие);
  • формирование атмосферы страха;
  • ухудшение бизнес-результатов.

Исследования также показывают, что у подчиненных «чаек» на 30% выше риск развития ишемической болезни сердца. Это связано с постоянным стрессом, давлением и негативными эмоциями, которые могут возникать в результате такого «внимания руководителя».

платформа для опросов

Узнать мнение
сотрудников

просто!

Как ведет себя чайка-менеджер

Называет все сроки с большим запасом

Настоящий дедлайн по каким-то причинам держится в секрете. Например, если нужно передать работу в четверг, то дедлайн — понедельник. При этом руководитель постоянно «подгоняет» сотрудника, приговаривая, что это очень срочная задача, и каждые 30 минут интересуясь, на каком этапе находится проект.

Чайка-менеджмент
Как не надо ставить дедлайны
Чайка-менеджмент
Как не надо ставить дедлайны

Недостаток ясности по поводу настоящего дедлайна и постоянное давление со стороны руководителя могут негативно сказаться на качестве работы и на самочувствии сотрудника.

Появляется, когда возникнет проблема

Руководитель не проявляет интереса к работе команды до тех пор, пока не возникнут проблемы (например, при срыве сроков, недостатке ресурсов и материалов). Тогда он внезапно «прилетает» улучшать работу сотрудников, громко указывая на их ошибки. При этом он даже не пытается тщательно разобраться в вопросе считая, что его работа — руководить, а разбирается пусть кто-то другой.

Чайка-менеджмент тип руководителя
Пришло время руководить
Чайка-менеджмент тип руководителя
Пришло время руководить

Менеджер-чайка не дает конструктивной обратной связи команде, обвиняет всех в некомпетентности, а потом также внезапно, как и появился, «улетает» в закат. Сотрудники, недоумевая, смотрят друг на друга и задаются вопросом: «Это что сейчас было?», а после они вынуждены самостоятельно, на свой страх и риск, искать выход из сложившейся ситуации.

Ведет себя некорректно, мотивирует только через отрицательные подкрепления

Обычно менеджер-чайка общается с помощью крика или на повышенных тонах, переходя на личности и упрекая подчиненных за то, что они не соответствуют его представлению об идеальных работниках, вместо того чтобы обсуждать проблемы и находить решения.

Ошибки жестоко караются, а успехи остаются незамеченными или игнорируются. При этом менеджер-чайка не забывает напоминать сотрудникам о прошлых промахах, придумывать наказания для всех, кто связан с текущей ситуацией, в красках расписывая последствия их нерадивости.

Руководитель-чайка
Только крики и угрозы
Руководитель-чайка
Только крики и угрозы

Словом, чайка мотивирует сотрудников только через запугивания и крики. В результате сотрудники теряют вовлеченность, не проявляют инициативы, чтобы не стать объектом необоснованной критики, выполняют обязанности «для галочки». Падает лояльность не только к руководителю, но и к самой компании.

Принимает необдуманные решения

Из-за поверхностного анализа ситуации руководитель часто не понимает истинных причин проблем. Зато его решения нужно немедленно воплотить в жизнь. Вопросы сотрудников игнорируются (говорит только чайка, остальные слушают), какая-либо аналитика и доводы тоже. Отвечать за результаты решений будет команда.

Если указания чайки приводят к успешному исходу, то это скорее случайное стечение обстоятельств, а не результат грамотного управления.

Когда твоя идея неожиданно сработала
Когда твоя идея неожиданно сработала

Указания менеджера-чайки часто абстрактны: «Сделайте так, чтобы все было хорошо, и немедленно!». Конкретные инструкции обычно касаются мелочей (оттенки цветов, нюансы текста, баннер на 2 миллиметра влево), которые не влияют кардинально на ситуацию. Чайка в деталях!

Создает хаос

В команде отсутствуют формальные правила и регламенты работы. Основное требование — следовать указаниям руководителя. При этом сегодня срочно нужно одно, а завтра — другое. Все зависит от настроения руководителя. Сферы ответственности сотрудников часто весьма расплывчаты и условно соотносятся с должностными обязанностями, особенно этот пункт касается небольших компаний.

Словарь менеджера-чайки
Словарь менеджера-чайки
Словарь менеджера-чайки
Словарь менеджера-чайки

В результате команда постоянно находится в стрессе и выжата. Люди работают «в режиме пожара», выгорают и увольняются. Авралы создаются там, где их обычно нет, мелкие задачи затягиваются на недели.

Читайте также
«Эмоциональное выгорание на работе: как справиться и избежать»
Подробнее

Выявляем руководителей-чаек

Оценить компетенции руководителя и выявить зоны развития помогут опросы персонала. На онлайн-платформе Happy Job этот элемент рабочей среды оценивается одноименной метрикой «Руководитель». Метрика состоит из 5 субметрик и включает вопросы о:

  • четкости постановки задач;
  • доверии руководителю;
  • лидерских качествах и умении мотивировать
  • ориентации на результат, а не на процесс;
  • эффективности совещаний;
Субметрики метрики «Руководитель»
Субметрики метрики «Руководитель»

Для получения более полной картины можно также использовать метрики «Стратегия», «Обратная связь», «Признание», «Изменения» и «Карьера».

Понять причины сложившейся ситуации можно из комментариев сотрудников, оставленных через обратную связь.

Комментарии сотрудников к метрике «Руководитель»

После завершения опроса платформа Happy Job выдаст список рекомендаций:

Рекомендации платформы к метрике «Руководитель»

Превратить результаты и пожелания сотрудников в конкретные задачи можно в один клик при помощи Плана Работ на Happy Job.

План работ на Happy Job

Откуда берутся чайки и как с ними бороться

Иногда корни чайка-менеджмента — недостаток опыта. Например, начинающие руководители неопытны и еще просто не умеют управлять людьми, расставлять приоритеты, формулировать задачи и контролировать их выполнение, давать развивающую обратную связь. В этом случае можно запустить программы обучения для управляющего звена: руководители должны иметь возможность развивать лидерские и управленческие компетенции.

Совсем другое дело, когда поведение чайки демонстрирует сотрудник с большим управленческим стажем. Здесь важно сначала дать ему экологичную и бережную обратную связь от сотрудников. Для этого можно использовать метод 360 градусов. Чтобы люди не боялись делиться мнениями, лучше, если такой опрос будет анонимным. Затем оцените готовность человека к изменениям, его реакцию на фидбэк и способность пересмотреть поведение. Если поведение чайки уже так глубоко укоренилось, что стало частью характера, остается либо завершить трудовые отношения, либо перевести сотрудника на более низкую позицию.

Всё о развитии персонала
в нашем Telegram
Первыми узнавайте о важных мероприятиях, трендах и кейсах в HR-сфере
Подписаться
Поделиться
Алиса Ничкова

Алиса Ничкова — руководитель отдела контента HR-Tech компании Happy Job

Оглавление

Запустите опрос вовлечённости
Сертификация работодателей России

Читайте также

«Ключ к успеху — коммуникация». Кейс розничной сети МТС
8 стратегий для создания культуры инноваций в компании
Управление кадровым потенциалом организации
Как руководителю делегировать рабочие задачи
Диапазон контроля: как не запутаться в собственных подчиненных
ESG для начинающих
Кейс Дикси: Как мы увеличили eNPS в магазинах на 60 п.п.
Саббатикал: зачем отправлять сотрудников в длительный отпуск
Читать другие материалы
Протестируйте бесплатно
Количество респондентов в тестовой группе должно составлять не более 10% от общего числа сотрудников, но не менее 5 и не более 100 человек.

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru