Как выбрать по-настоящему качественный опросник

Как выбрать по-настоящему качественный опросник

Успех любого исследования во многом зависит от правильного инструмента — опросника. Чем он качественнее, тем точнее будут результаты, а значит, и выводы исследования станут более объективными.

В этой статье объясняем, по каким критериям можно понять, что ваш инструмент опроса качественный.

Что такое психометрика и как она помогает обеспечить качество опросника

Если вопросы в анкете сформулированы некорректно или не соответствуют цели исследования, данные будут неточными, а анализ — ошибочным. Поэтому хороший опросник — это фундамент вашего исследования.

Качество опросника
Качество опросника влияет на достоверность результатов исследования
Качество опросника
Качество опросника влияет на достоверность результатов исследования

Создать качественный опросник помогает психометрика — наука, которая занимается созданием и оценкой инструментов для измерения психологических и социальных характеристик. Она проверяет, насколько хорошо вопросы измеряют то, что нужно, насколько стабильны и объективны результаты, а также одинаково ли хорошо опросник работает для разных групп людей.

Таким образом, психометрика дает возможность сделать опросники точными и надежными, чтобы их результаты действительно отражали реальность.

Критерии для оценки качества опросника

Главные психометрические показатели качества опросника — его валидность и надежность.

Надежность — это способность опросника давать стабильные и повторяемые результаты в схожих условиях. Для оценки надежности часто используют коэффициент альфа Кронбаха. Если его значение выше 0,7, опросник считается надежным — это значит, что вопросы хорошо согласованы между собой и измеряют одну и ту же характеристику.

Валидность — критерий, который показывает, насколько опросник действительно измеряет то, для чего предназначен. Например, если цель — узнать уровень стресса, валидный опросник даст ответ именно по этому параметру, а не по какому-либо другому.

Валидность бывает нескольких видов:

  • содержательная — вопросы действительно отражают нужную тему;
  • конструктная — структура опросника соответствует теории;
  • критериальная — результаты совпадают с внешним критерием (например, эффективностью в работе). Корреляция выше 0,3 считается хорошей.

Приведем в пример простую метафору — мишень. Представьте, что результаты опросника — это стрелы, которые вы направляете в цель. Если они всегда попадают примерно в одно и то же место на мишени, даже если не в центр, это говорит о надежности инструмента: результат повторяется. То же самое и с опросником: хороший опросник должен стабильно давать один и тот же результат и измерять именно нужную характеристику (попадать в цель).

Когда стрелы попадают именно в центр мишени, куда вы и целились, (то есть, измеряете именно то, что хотели) — это указывает на валидность.

Критерии качества опросника
Валидность и надежность опросника — аналогия с мишенью
Критерии качества опросника
Валидность и надежность опросника — аналогия с мишенью

Инструмент может быть надежным, но невалидным, однако не может быть валидным и ненадежным.

Как часто нужно оценивать качество опросника

Язык меняется, и со временем слова могут восприниматься иначе. Появляются новые аудитории, для которых старые опросники могут стать неактуальными. Поэтому надежность и валидность нужно перепроверять примерно каждые 3-5 лет.

Команда Happy Job регулярно отслеживает показатели качества опросника и при необходимости вносит корректировки, чтобы клиенты всегда получали достоверные данные.

Посмотреть результаты исследования качества опросника Happy Job.

Если провайдер не готов предоставить результаты валидности и надежности опросника, рекомендуем воздержаться от использования такого инструмента, т. к. его качество и эффективность не подтверждены. Использование подобного опросника может привести к получению недостоверных данных и ошибочным выводам.

Все о развитии персонала
в нашем Telegram
Первыми узнавайте о важных мероприятиях, трендах и кейсах в HR-сфере
Подписаться
наш телеграм наш telegram
Поделиться
Екатерина Алексеевская

Екатерина Алексеевская — Аналитик

Оглавление

Читайте также

Принципы и инструменты эффективного совещания
ГК Ланит рассказывает об особенностях исследований вовлеченности в IT-компаниях
Двое на одного: особенности линейно-функционального управления
Автоматизация HR-процессов
Вовлеченность в жаркий сезон
Благополучие сотрудников: что это и как им управлять
Какие ошибки возможны в программе вовлеченности и как их избежать?
Что делать, если подразделение работает неэффективно. Шпаргалка для руководителя
Как сделать работу распределенной команды продуктивнее с помощью опросов
Наставничество новых сотрудников
Почему сотрудник плохо выполняет свою работу и как с этим бороться: советы руководителям
Что такое культура положительной обратной связи и зачем она нужна компании
Протестируйте бесплатно
  • полный набор возможностей платформы
  • бенчмарки по вашей отрасли
  • консалтинговая поддержка
  • встреча по итогам тестирования

Заголовок по умолчанию

Или пишите нам на почту
sales@happy-job.ru